Плечевая ось гимнаста – это фронтальная линия, проходящая через центры плечевых суставов гимнаста.
Продольно – положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось расположена параллельно оси снаряда (брусья разновысокие, перекладина).
Поперек - положение занимающегося на снаряде, если у него плечевая ось перпендикулярна оси снаряда (бревно, брусья параллельные).
Хват – способ держания кистями за снаряд или способ держания предмета (хват сверху, снизу, глубокий, узкий, широкий, обратный и др.).
Термины, с помощью которых называют движения звеньев частей тела по отношению друг к другу:
Одновременное движение, выполняемое конечностями тела одновременно.
Поочередное движение, совершаемое сначала одной конечностью, затем другой.
Последовательное движение, выполняемое одной конечностью за другой с отставанием на половину амплитуды.
Симметричные движения – движения руками и ногами в одном направлении.
Несимметричные движения – движения руками и ногами в разных направлениях.
|
|
Одноименное движение, при котором участвуют правая рука и правая нога.
Разноименное движение, при котором участвует правая рука и левая нога и наоборот.
Термины, которые соответствуют положениям, позам и движениям в разнообразных средствах гимнастики (самая многочисленная).
ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи: конкретную, сокращенную или графическую, а также их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам и установленным формам. К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи.
Запись общераэвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение, из которого начинается движение (и. п.).
2. Название движения (наклон, мах, поворот, присед, выпад и др.).
3. Направление (вправо, назад и т.п.).
4. Конечное положение (если необходимо).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например, и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам;
1 - сгибая правую, наклон влево, руки вверх; 2 - И. п.
Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в которой они (движения) протекают. Например, и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны;
|
|
1 - дугой книзу правой рукой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед; 2 - встать на правое колено (или стойка на правом колене), руки вверх, голову наклонить назад.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
Если же движения совмещаются (например, наклон и поворот одновременно), то следует принять предлог «с».
Если движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: 1 - руки плавно вперед, кисти расслаблены.
При записи комплекса общеразвивающих упражнений каждое упражнение нумеруется римской цифрой. Если упражнению не дается названия, то его заголовком является эта римская цифра. В этой же строчке записывается и.п., а с каждой новой строки - счет арабскими цифрами и выполняемые под этот счет действия. Например:
И. п. — стойка, руки вверх,
1 — присед, руки вперед;
2 — разгибая ноги, наклон вперед, коснуться ладонями пола;
3 — присед, руки в стороны;
4 — встать, руки вверх.
Из примера видно, что конечным положением в упражнении является и. п. Это служит отличительным признаком всех общеразвивающих упражнений.