Тягово – сцепное устройство.
Рама автомобиля служит остовом, на котором укреплены все механизмы автомобиля. Она должна обладать высокой прочностью и жесткостью при минимально возможной массе, т. к. воспринимает знакопеременные нагрузки.
Рамы могут быть лонжеронные, состоящие из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами (траверсами) с помощью заклёпок «на холодную».
Лонжеронные рамы на грузовых автомобилях получили наибольшее распространение. В зонах, подвергающихся наибольшим нагрузкам лонжероны имеют более высокий профиль, а иногда усиливаются местными вставками. Материалом для лонжеронов служат стальные профили (швеллеры).
На рис. 16.1 показана лонжеронная рама автомобиля КамАЗ-5320, состоящая из двух 3 и 20 лонжеронов и нескольких поперечин, предназначенных для крепления углов и агрегатов автомобиля. К лонжеронам крепят кронштейны для рессор, подножек и запасного колеса, а также буфера и тягово-сцепное устройство. Буфера предохраняют кузов от повреждения, а тягово-сцепное устройство используют для буксирования прицепов.
Рис. 16.1. Рама автомобиля КамАЗ-5320:
1 — кронштейн крепления переднего буфера; 2— первая поперечина; 3 —правый лонжерон; 4 — кронштейн передней опоры двигателя; 5—удлинительная вставка лонжерона переднего моста; 6 —две половины второй поперечины; 7 —кронштейн задней опоры двигателя; 8 —кронштейн крепления поддерживающей опоры силового агрегата; 9 —две половины третьей поперечины; 10 — четвертая поперечина; //—удлинительная вставка лонжерона промежуточного моста; 12 —две половины пятой поперечины с усиливающими косынками; 13— удлинительная вставка лонжерона заднего моста; 14 —шестая поперечина; 15 —раскос задней поперечины; 16 —усилительная накладка задней поперечины; 17 —задняя поперечина; 18 —косынка раскоса; 19— стяжка раскоса задней поперечины; 20 —левый лонжерон; 21 —задний кронштейн передней подвески; 22 —кронштейн крепления верхнего ушка амортизатора; 23 —кронштейн крепления радиатора системы охлаждения; 24 —передний кронштейн подвески