Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на добычу полезных ископаемых является федеральным налогом, регулируется НК РФ и обязателен к взиманию на всей территории РФ.

Первоначально был введен в РФ в 1992 г. и регулировался законами «Об основах налоговой системы» и «О недрах». С 1 января 2002 г. и по настоящее время уплата налога осуществляется в соответствии с главой 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ.

Плательщики налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ, которые подразделяются:

- налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр;

- налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных иско­паемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории РФ, если добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо месту жительства физического лица.

Объектом налогообложения в соответствии со ст, 336 НК РФ объектом налогообложения признаются:

- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр,
предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;

- полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании между­народного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в поль­зование;

- объектом налогообложения признается только добытое полезное ископаемое. Видами добытого полезного ископаемого являются:

· горючие сланцы, уголь, антрацит;

· торф;

· углеводородное сырье (нефть, газ);

· товарные руды (черных металлов, цветных металлов, редких металлов, многокомпонентные комплексные руды);

· полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды, извлекаемые из нее, при их направлении внутри организации на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел);

· горно-химическое неметаллическое сырье;

· горнорудное неметаллическое сырье;

· битуминозные породы;

· сырье редких металлов;

· неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии;

· кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья;

· природные алмазы, другие драгоценные камни из коренных, россыпных и
техногенных месторождений;

· концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы;

· соль природная и чистый хлористый натрий;

· подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды;

· сырье радиоактивных металлов.

Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответ­ствующая государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, регио­нальному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемо­го — стандарту (техническим условиям) организации.

Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полу­ченная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабаты­вающей промышленности.

Налоговая база в соответствии со ст. 338 НК РФ определяется дву­мя методами в зависимости от вида добываемого полезного ископае­мого:

Виды полезных ископаемых Налоговая база
Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная, попутный газ и газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, уголь Количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении
Остальные виды добываемых полезных ископаемых Стоимость добытых полезных ископаемых

Количество добытого полезного ископаемого согласно ст. 339 НК РФ определяется налогоплательщиком самостоятельно в едини­цах массы или объема. Определение количества добытого полезного ископаемого осуществляется двумя методами.

Метод определения количества добытого полезного ископаемого Порядок определения количества добытого полезного ископаемого
Прямой Посредством применения измерительных средств и устройств. Количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь
Косвенный Расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье

Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогопла­тельщика для целей налогообложения и применяется налогоплатель­щиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемо­го. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки место­рождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.

Стоимость добытого полезного ископаемого, в соответствии со ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется одним и трех способов:

  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый
    период цен реализации без учета субсидий. Этот способ применяется при наличии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый
    период цен реализации добытого полезного ископаемого. Данный способ применяется при отсутствии государственных субсидий из бюджета к ценам реализации;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ применяется при отсутствии у налогоплательщика реализации.

Первый способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий состоит из следующих частей.

1. Оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки, определяемой с учетом сложившихся в текущем налоговом периоде (а при их отсутствии - в предыдущем налоговом периоде) у налогоплательщика цен реализации
добытого полезного ископаемого, без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью.

2. Выручки от реализации добытого полезного ископаемого определяется из цен реализации (уменьшенных на суммы субсидий из бюджета) без НДС (при реализации на территории РФ и государства СНГ) и акциза, уменьшенных на
сумму расходов по доставке в зависимости от условий поставки. В сумму расходов по доставке включаются расходы:

· на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;

· по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя;

· по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.

3. Оценки производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого.

4. Стоимости добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.

5. Стоимости единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.

Второй способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из сложившихся у налогоплательщиказа соответствующий налоговый период пен реализации добытого полезного ископаемого состоит из:

- оценки стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, без НДС (при реализации на территории РФ и в государства - СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки – в сумму расходов по доставке включаются расходы:

· на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках;

· по доставке (перевозке) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции до получателя;

· по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ;

- оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого;

- стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого и оимости единицы добытого полезного ископаемого;

- стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого к количествуреализованного добытого полезного ископаемого.

Третий способ оценки стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых включает расчетную стоимость добытого полезного ископаемого, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета и применяется тот порядок признания доходов и расходов, который применяется для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются следующие виды расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде::

· материальные расходы, определяемые в том же порядке, в котором определяются материальные расходы при исчислении налога на прибыль, за исключением материальных расходов, понесенных в процессе хранения,
транспортировки, упаковки и иной подготовки (включая продажную упаковку), при реализации добытых полезных ископаемых;

· расходы на оплату труда, определяемые в том же порядке, в котором определяются расходы на оплату труда при исчислении налога на прибыль;

· суммы начисленной амортизации, определяемые в том же порядке, в котором определяются суммы начисленной амортизации при исчислении налога на прибыль;

· расходы на ремонт основных средств, определяемые в том же порядке, в котором определяются расходы на ремонт сновных средств при исчислении налога на прибыль;

· расходы на освоение природных ресурсов, определяемые в том же порядке, в котором определяются расходы на освоение природных ресурсов при исчислении налога на прибыль;

· прочие расходы, определяемые в том же порядке, в котором определяются прочие расходы при исчислении налога на прибыль.

Прямые расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остат­ком незавершенного производства на конец налогового периода. Остаток незавершенного производства определяется и оценивается в том же порядке, в котором определяется и оценивается остаток неза­вершенного производства при исчислении налога на прибыль.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогопла­тельщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к до­быче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.

Общая сумма расходов, произведенных в налоговом периоде, рас­пределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорцио­нально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем коли­честве добытых полезных ископаемых.

Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ). По налогу на добычу полезных ископаемых ст. 342 НК РФ установ­лены следующие налоговые ставки.

Ставки налога Добыча
0% Полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; - попутного газа; - подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышлен­ных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых; - полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточ­ных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавли­ваемом Правительством РФ; - минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в т. ч. после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару); подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяй­ственных целях; - иных полезных ископаемых в соответствии со ст. 342 НК РФ
3,8% Калийных солей
4,0% - Торфа;- - горючих сланцев; - апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд
4,8% Кондиционных руд черных металлов
5,5% - Сырья радиоактивных металлов; - горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфорито­вых руд); - неметаллического сырья, используемого в основном в строитель­ной индустрии; - соли природной и чистого хлористого натрия; - подземных промышленных и термальных вод; - нефелинов, бокситов
6,0% - Горно-рудного неметаллического сырья; - битуминозных пород; - концентратов и других полупродуктов, содержащих золото; иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки

Окончание

Ставки налога Добыча
6,5% - Концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); - драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами; - многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота); - кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья
7,5% Минеральных вод
8,0% - Кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); - редких металлов, как образующих собственные месторождения, так и являющихся попутными компонентами в рудах других полез­ных ископаемых; - многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компо­нентов многокомпонентной комплексной руды, за исключением драгоценных металлов; - природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных кам­ней

Налоговая ставка за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обес­соленной и стабилизированной устанавливается решением Прави­тельства РФ, и соответствующие поправки вносятся в НК РФ (так, например, на период с 1 января по 31 декабря 2014 г. включительно установлена ставка 647 руб.). При этом указанная налоговая ставка ум­ножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, и на коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр. Коэффициенты опреде­ляются расчетным путем в соответствии с НК РФ.

Налоговые ставки за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья и за 1000 кубических ме­тров газа при добыче газа горючего природного из всех видов место­рождений углеводородного сырья также устанавливаются решением Правительства РФ, и соответствующие поправки вносятся в НК РФ (так, например, на период с 1 января по 31 декабря 2013 г. включитель­но налоговая ставка за 1 тыс. куб. м газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья составляет 582 руб.).

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога установлены ст. 343, 344 и включает в себя сумму налога по добытым полезным ископаемым, которая исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому.

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация согласно ст. 345 НК РФ представляется в налоговый орган по месту нахождения (месту жительства) налогопла­тельщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истек­шим налоговым периодом, по форме, утвержденной приказом Мин­фина России и ФНС России от 16 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/928@.

HK РФ установлены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых - в п. 2 ст. 336 дан перечень полезных ископаемых, не признаваемых объектом налогообложения:

- общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

- добытые (собранные) минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;          

- полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение. Порядок признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами, имеющими научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение, устанавливается Правительством РФ;

- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

- дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений      ;

- метан угольных пластов.

 








Водный налог

Водный налог является федеральным налогом, регулируется HK РФ и обязателен к взиманию на всей территории РФ. Первоначально был введен в РФ в 1998 г. и регулировался законом «О плате за пользование водными объектами». С I января 2005 г. и по настоящее время уплата водного налога осуществляется в соответствии с главой 252 НК РФ «Водный налог». С введением в действие этого налога установлены новые правовые нормы платного пользования водными объектами (водопользования), которые отчасти повторяют положения ранее действовавшего законодательства.

До 1 января 2005 г. при водопользовании взималась плата за пользование водными объектами.

Налогоплательщики. Плательщиками водного налога могут быть признаны:

· организации;

· физические лица.

Признание юридических и физических лиц плательщиками водного налога происходит при условии осуществления ими специального и (или) особого водопользования в соответствии с законодательством РФ.

Объекты налогообложения. Налоговым законодательством определены случаи признания и непризнания объектами налогообложения видов водопользования, осуществляемых в РФ.

Объектом налогообложения признаются:

· забор воды из водных объектов;

· использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

· использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

· использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Объектом налогообложения не признаются:

· забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а термальных вод;

· забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;

· забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

· забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

· забор воды из водных объектов и использование акватория водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

· использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

· использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, зашитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

· использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

· использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

· использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

· использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

· особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

· забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан,

· забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

· использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения, налогоплательщик определяет налоговую базу в отдельности в отношении каждого водного объекта. В том случае, когда в отношении водного объекта установлены разные налоговые ставки, налогоплательщик определяет налоговую базу применительно к каждой налоговой ставке. Определение налоговой базы по некоторым видам водопользования имеет свои отличительные особенности.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Существуют разные способы определения объема волы в целях налогообложения. Наиболее точные данные о размере водопотребления дают водоизмерительные приборы. В этом случае определенный на основании их показаний объем воды, забранной из водного объекта, отражается в журнале первичного учета использования воды. Другой способ предусматривает проведение расчетов с учетом времени работы и производительности технических средств. Если невозможно использовать эти два способа, применяются нормы водопотребления.

При использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) налоговая база исчисляется как площадь предоставленного водного пространства. Основанием для определения этого показателя служат данные лицензии на водопользование (договора на водопользование), а при отсутствии в лицензии (договоре) таких данных — материалы технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база представляет собой количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период (в тысячах кубических метров), и расстояния сплава (в километрах), деленного на 100.

Объект налогообложения Налоговая база
Забор воды из водных объектов Объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водо­измерительных приборов, отражаемых в жур­нале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных при­боров объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производитель­ности технических средств. В случае невоз­можности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производи­тельности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления
Использование акватории водных объектов, за исклю­чением лесосплава в плотах и кошелях Площадь предоставленного водного простран­ства. Площадь предоставленного водного про­странства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водополь­зование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных - по материалам соответствующей технической и проектной документации
     
Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики Количество произведенной за налоговый период электроэнергии
Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях Произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100

 

Налоговым периодом в соответствии со ст. 333.11 является квартал.

Налоговые ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

 Для учета потенциала водных ресурсов и интенсивности водопользования в разных регионах налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

Ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов устанавливаются по экономическим районам, в этих районах — по бассейнам рек и озер и измеряются в рублях на 1000 м3 забранной воды. Для морской воды налоговая ставка установлена в зависимости от моря, из которого забирается вода, также в рублях за 1000 м3

Кроме того, существуют ставки налога при использовании акватории объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях, устанавливаемые в тысячах рублей в год за 1 км2 используемой акватории в зависимости от экономического района. Аналогично устанавливаются ставки налога при использовании акватории территориального моря РФ и внутренних морских вод и в тех же единицах.

Помимо прочего, определены ставки налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики, (в рублях за 1000 кВт * ч), а также ставки налога при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях (в рублях за 1000 м3 сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава). В этих случаях ставки установлены в зависимости от бассейнов рек, озер и морей.

Водопользование в пределах установленных лимитов — важное условие рационального потребления водных ресурсов. Нарушение этого требования влечет за собой применение по отношению к водопользователям определенных экономических мер воздействия. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере. Если у налогоплательщика нет утвержденных квартальных лимитов водопользования, то этот показатель определяется расчетным путем как 1/4 утвержденного годового лимита.

При заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения предусмотрен льготный порядок налогообложения, который выражается в применении пониженной налоговой ставки — 70 руб. за 1000 м3 воды, забранной из водного объекта.

Порядок исчисления и уплаты налога. Сроки уплаты налога. Сумму налога по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Пример 1. У организации на балансе числится гидроэлектростанция на Волге. За квартал ГЭС выработала 5 000 000 кВт – ч электроэнергии. Ставка налога при пользовании водными объектами для выработки электроэнергии — 9.84 руб. за 1000 кВт • ч электроэнергии.

Таким образом, сумма налога равна 49 200 руб. (5 000 000 руб.: 1000 кВт • ч х 9,84 руб./кВг * ч).

Пример 2. Организации в Воронежской области установлен ежемесячный лимит пользования поверхностными водными объектами (прочие реки и озера): по забору воды для технологических нужд — 20 000 м3. Фактический забор воды за I квартал составил 70 000 м3. Ставка налога равна 258 руб. за 1000 м3 забора воды для технологических нужд. Поскольку водный налог исчисляется за квартал, определяется квартальный лимит - 60 000 м3 (20 000 м3 х 3 мес).

Налог в пределах лимита — 15 480 руб. (258 руб. х 60 000м3). За сверхлимитный забор воды ставка увеличивается в 5 раз, поэтому налог за сверхлимит ранен 12 900 руб.[258 руб. х (70000м3 - 60 000м3) * х 5]. Общая сумма налога — 28 380 руб. (15 480 руб. - 12 900 руб.).

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в срок, установленный для уплаты налога.

Сведем в таблицу ставки водного налога в зависимости от вида пользователя объекта налогообложения.

Вид водопользования

Налоговые ставки

Забор воды из водных объектов

 

Из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годо­вых) лимитов водо­пользования   В рублях за 1 тысячу кубических мет­ров воды, забранной из поверхностных водных объектов и из подземных водных объектов (246 – 654 руб. в зависимости от того, какой экономический район и какой бассейн реки, озера)  
Из территориального моря РФ и внутрен­них морских вод в пределах установ­ленных квартальных (годовых) лимитов водопользования В рублях за 1тысячу кубических метров морской воды (4,32 – 14,88 в зависимости от того, какое море)
Из водных объектов для водоснабжения населения 70 рублей за одну 1тысячу кубических метров воды

Использова­ние аквато­рии водных объектов, за исключени­ем лесосплава в плотах и кошелях

Поверхностных водных объектов   В тысячах рублей за 1 год за 1 квадратный километр используемой акватории (28,20 - 34,44 в зависимости от того, какой экономический район)
Территориального моря РФ и внутрен­них морских вод   В тысячах рублей за 1 год за 1 квадратный километр используемой акватории (15,00 - 49,80 в зависимости от того, какое море)

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тысячу кВт. ч электро­энергии (7,20—13,70 в зависимости от того, какой бассейн реки, озера, моря)

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

В рублях за 1 тысячу кубических метров сплавляемой в плотах и кошелях древесины за каждые 100 км сплава (1454,4—1702,2 в зависимости оттого, какой бассейн реки, озера, моря)

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) ли­митов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лими­тов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

Порядок исчисления налога установлен ст. 333.13 НКРФ. Порядок и сроки уплаты налога установлены ст. 333.14 НК РФ:

- налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования;

- сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

В соответствии со ст. 333.15 НК РФ налоговая декларация представ­ляется в налоговый орган по месту нахождения объекта не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 29н.

НК РФ установлены налоговые льготы - следующие виды пользования водными объектами, не признаваемые объектами налогообложения (п. 2 ст. 333.9):

- забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

- забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

- забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

- забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

- забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

- забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- использование акватории водных объектов для плавания на судах, в т. ч. на мало­мерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздуш­ных судов;

- использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

- использование акватории водных объектов для проведения государством мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

- использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и для целей водоотведения;

- использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

- использование водных объектов для проведения дноукрепительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

- особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

- забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного
назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных
земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для
водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности
сельскохозяйственных организаций и граждан;

- забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

- использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: