Себестоимость – один из важнейших показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. От себестоимости продукции зависят прибыль, рентабельность предприятий, их экономическая эффективность. По себестоимости продукции можно судить об эффективности использования техники и технологии, трудовых ресурсов. Себестоимость – база для установления цен.
Группировка затрат по экономическим элементам нужна для определения потребностей предприятия в производственных ресурсах. Особенностью поэлементной группировки является то, что в ней не учитывается, где и на какие цели осуществлены затраты, причем последние объединяют качественно однородные расходы, именуемые элементами.
Расчет себестоимости по экономическим элементам затрат (смета затрат).
Номенклатура затрат по элементам:
1) сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов;
2) вспомогательные материалы;
3) топливо;
4) энергия;
5) заработная плата;
6) отчисления от заработной платы;
7) амортизация основных фондов;
8) прочие затраты – все затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы (налоги, проценты за кредит, командировочные и представительские расходы, услуги связи и другие).
Смета затрат необходима для определения общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах; для увязки плана по материально-техническому снабжению, новой технике, труду и заработной плате, с финансовым планом; для определения структуры себестоимости и установления основных направлений ее снижения.
Однако при этом нельзя точно определить, где возникли затраты, какие конкретно причины привели к повышению или снижению себестоимости. Невозможно исчислить себестоимость единицы продукции (кроме того случая, когда предприятие выпускает один вид продукции). Для этого используется группировка затрат по калькуляционным статьям расходов.
Сущность и методы калькулирования себестоимости продукции.
Калькулирование представляет собой систему расчетов, с помощью которых определяются затраты на единицу продукции и на всю продукцию как по всем статьям расходов в целом, так и по отдельным статьям. Метод определения себестоимости единицы отдельных видов продукции называется калькуляцией. Калькуляции разрабатываются на единицу каждого вида продукции. Калькуляция является важным средством осуществления хозяйственного расчета во всех его звеньях, с помощью калькуляций выявляется рентабельность отдельных видов продукции и изыскиваются пути ее повышения. Сравнение калькуляций по отдельным видам продукции, выпускаемым на разных предприятиях, используется при анализе и оценке их работы. Калькуляция – основной исходный документ при разработке научно обоснованных цен.
Калькуляционная группировка затрат дает возможность увидеть направления расходования средств. Затраты объединяют качественно разнородные расходы, именуемые статьями затрат. Калькуляция – исчисление себестоимости единицы продукции (работ, услуг) каждого вида.
Калькуляционные статьи затрат:
1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов).
2. Тара и тарные материалы.
3. Износ и ремонт орудий лова.
4. Топливо и энергия на технологические цели.
5. Основная заработная плата производственных рабочих.
6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
7. Отчисления на социальные нужды с основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих.
8. Расходы на подготовку и освоение производства.
9. Транспортные расходы.
10. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
11. Цеховые расходы.
Цеховая себестоимость.
12. Общезаводские расходы.
13. Потери от брака.
14. Прочие производственные расходы.
Производственная себестоимость.
15. Внепроизводственные расходы.
Полная себестоимость.
В зависимости от назначения, времени, способа составления различаются плановые, сметные, проектные, нормативные и отчетные калькуляции.
Существуют следующие методы калькулирования себестоимости продукции: нормативный, попередельный и позаказный.
Лекция 8.
Цена. Ценовая политика предприятия
- Виды цен
- Ценовая политика предприятия и выбор метода ценообразования
Виды цен
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар.
Цена – есть денежное выражение стоимости.
С помощью цен соизмеряются затраты и результаты хозяйственной деятельности предприятия, экономически обосновываются наиболее выгодные капитальные вложения, стимулируются производство и потребление, а также качество товара.
В зависимости от ряда экономических признаков все цены классифицируются по следующим видам и подвидам:
I. По признаку степени свободы от воздействия государства цены делятся на:
1) Свободные – складываются под воздействием спроса и предложения на рынке независимо от прямого влияния государственных органов. Государство может лишь косвенно воздействовать на эти цены: путём влияния на конъюнктуру рынка; ограничивая недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»: запрет на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу и т.д.)
2) Регулируемые цены – спрос и предложение оказывает на них определённое влияние, но большее влияние принадлежит государственным органам, применяющим методы прямого ограничения роста или снижения этих цен, регламентацию уровня рентабельности, заложенного в цену, установления предельных значений элементов цены.
3) Фиксированные цены – устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления.
Такие цены (прейскурантные, фиксированные монопольные, «замороженные» рыночные свободные цены) устанавливаются только в экстремальных условиях (войны, стихийные бедствия, кризис в экономике, дефицит товара и т.д.) В нормально же функционирующей рыночной экономике преимущественно действуют свободные и регулируемые.
II. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
1)оптовые цены на продукцию промышленности;
2) розничные цены;
Оптовые цены на продукцию промышленности – это цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, организаций промышленности, независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Оптовые цены на промышленную продукцию формируются на основе текущих издержек производства, прибыли и налога на добавленную стоимость.
Оптовые цены на продукцию промышленности подразделяются на 2 подвида:
- оптовая цена предприятия (отпускная цена);
- оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия – это цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведённую продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям.
Цоптюпр-я = Сп + Пед,,
где Сп – себестоимость единицы продукции;
Пед – прибыль, приходящаяся на единицу продукции
Эту же формулу можно записать по-другому.
Так как П = Rпр-я*С,
где П – прибыль предприятия;
Rпр-я – рентабельность, рассчитанная по себестоимости;
С – себестоимость единицы продукции, отсюда
Цопт.пр-я = С +R * С = С(1+R),
Государственная розничная цена – цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия и предметы труда реализуются через торговую сеть и которая отражает процесс нарастания общественно-необходимых затрат по всем последовательным стадиям производства товара.
Она представляет собой сумму оптовой цены промышленности, издержек торговых организаций и их плановой прибыли:
Цроз. = Цопт.пр-ти + Прроз. + Тзроз.
Разновидностью розничной цены является аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Данная цена может быть многократно выше рыночной, так как отражает уникальные свойства товаров и зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион.
Закупочные цены – свободные цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. Их отличие от других видов цен заключается в том, что в состав закупочной цены не включаются НДС и акцизы.
III. В зависимости от степени новизны товара различают цены на:
1) Проектируемые товары;
2) Абсолютно новые товары;
3) Реализуемые на рынке относительно долгое время.
На стадии проектирования новых изделий цены могут быть:
- лимитные (предельно – допустимые) цены – являются исходными при определении оптовых цен на эти изделия;
- проектные и ориентировочные цены – используемые в период разработки изделий, когда ещё нет утверждённой (согласованной) цены;
При выпуске на рынок абсолютно нового товара выделяют следующие подвиды цен:
1. Цена «снятия сливок» - максимально высокая цена в расчёте на потребителя, готового купить этот товар по такой цене.
Цена снижается лишь после того, как спрос по максимальной цене оказывается удовлетворённым.
2. Цена «проникновения на рынок» - это значительно более низкая цена по сравнению с ценами на аналогичные товары конкурентов.
Использование такой цены направлено на привлечение максимального числа потребителей и увеличение доли рынка.
3. «Психологическая» цена» – учитывает психологию восприятия цены покупателем. Она обычно чуть ниже круглой суммы. Маркетологи уверены, что цена на товар должна обязательно выражаться нечётным числом. Например, 99, а не 100 руб., 599, а не 600 руб. и т.д. В результате у покупателя создаётся впечатление, во-первых, очень точного определения затрат на производство и невозможности обмана, во-вторых, более низкой цены, уступки покупателю и выигрыша для него.
4. Цена следования за лидером – цены устанавливаются примерно на уровне цены главного конкурента – как правило, ведущей фирмы отрасли, доминирующей на рынке. При этом цена не должна превышать цену, предлагаемую лидером, т.е. главным конкурентом.
На товары, реализуемые относительно длительное время устанавливаются следующие виды цен:
- скользящая или падающая цена – устанавливается почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка она снижается;
- долговременная цена – устанавливается на товары массового спроса и не подвержена изменениям на протяжении длительного промежутка времени.
- гибкая цена – используется при сильных колебаниях спроса и предложения в относительно короткие сроки, например в течение дня при продаже отдельных скоропортящихся продуктов (овощей, свежей рыбы, молочных продуктов, цветов и т.д.). Применение этой цены даёт эффект, когда право по принятию решения по ценам дано самому нижнему уровню управления (непосредственно продавцу).
2. Ценовая политика предприятия и выбор метода ценообразования
В зависимости от типа рынка и занимаемой позиции, все фирмы можно разбить на 2 группы:
1) фирмы, формирующие цены (ценоискатели) – обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы установить на свои товары цены, отличные от цен конкурентов;
2) фирмы, следующие рыночным ценам (ценополучатели) – обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остаётся ничего иного, как продавать свои товары по цене, уже сложившейся на рынке.
Соответственно фирмы первого типа могут и должны разрабатывать собственную ценовую политику, тогда как для фирм второго типа эта задача не актуальна – в основе их коммерческой политики лежит управление объёмами производства, качеством продукции и затратами.
1) Моделирование ценовой политики осуществляется поэтапно.
Основные методы ценообразования:
1.Метод полных (средних) издержек – предприятие на рынке запрашивает цену товара, способную возместить затраты и обеспечить максимально возможную прибыль на основе стандартной наценки, в зависимости от вида товара.
Сущность данного метода - в суммировании постоянных и переменных затрат и надбавки в размере нормативной прибыли.
Преимущества: обеспечивается полное возмещение всех затрат, независимо от характера их происхождения. Недостатками же выступает то, что затратный механизм ценообразования обуславливает слабую заинтересованность в снижении издержек, при этом снижается конкурентоспособность товара (так как затруднён учёт факторов, влияющих на цену); наблюдаются крайне слабые связи с уровнем спроса.
2. Метод предельных затрат (метод учёта затрат и определения цены на основе сокращённых затрат) – впервые был применён в американских фирмах и получил название «direct-costing» или калькулирование по прямым затратам.
При ценообразовании учитываются только фактические переменные издержки на единицу продукции. Косвенные же затраты согласно этому методу, списывались на финансовые результаты и уменьшали валовую прибыль фирмы.
В основе двух методов лежит затратный механизм ценообразования.
3.Метод определения цены на основе ощущаемой ценности товара – один из самы х оригинальных, в основе его лежит рыночный механизм. Основным фактором выступают не издержки предприятия, а восприятие потребителя, т.е. цены призваны соответствовать ощущаемой ценности товара. Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой, и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.
4. Метод безубыточности или целевой прибыли – фирма стремится установить цену на свой товар, обеспечивающую ей прежде всего желаемый объём прибыли. Строятся специальные графики общих издержек (постоянных и переменных), ожидаемой выручки при различных объёмах продаж. Кривая выручки зависит от цены товара. Подбирается такое сочетание объёма выпуска и цены, которое и обеспечивает нужную прибыль.
Такой метод требует от фирмы рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на объём сбыта, необходимый для обеспечения безубыточности (объёма производства, при котором у фирмы нет ни прибыли, ни убытка) и обеспечения целевой прибыли.
Лекция 9.
. Прибыль и рентабельность
1. Понятие эффекта и эффективности деятельности предприятия.
2. Прибыль как экономическая категория. Виды прибыли предприятия.
3. Экономическая сущность и виды рентабельности, методика их расчета.