Литература и искусство

Развитие русской культуры в 19 веке - это сложный, многообразный 

и не имеющий критериев процесс. Первые оперы появились в 16 веке в Италии, первые трагедии нового времени в 16 веке в Англии, первые романы - в 18 веке в Англии и Франции. В России они появились лишь в 19 веке. Но это не говорит об отсталости русского искусства. В 19 веке уровень науки, литературы и искусства в России был высочайшим, мирового класса. Подлинного расцвета достигла тогда литература.

           

19 век в литературе открывает сентиментальное направление. Оно призывало жить сердцем. Его главой стал Николай Михайлович Карамзин

(1766 – 1826). В своих произведениях он отразил чувства, человеческое достоинство, язык простых людей. Его блестящая «История государства Российского» по словам А.С. Пушкина «открыла русскую историю для России». Писатель и историк творил почти в одно время с отцом русского романтизма, поэтом и переводчиком Василием Андреевичем Жуковским

(1783 – 1852).

       Во второй четверти века главным направлением в литературе становится реализм. Реализм раскрывает дуализм человеческой жизни: единство духовного и физического состояния, реального и идеального. Он ставит извечный вопрос: что главное – рационализм или духовность в жизни человека? Именно русские писатели 19 века поставили извечные и неразрешимые вопросы для россиян: а судьи кто?, кто виноват?, что делать? Творческий подъём, тематику произведений, их общественную направленность определили Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Эти события показали величие и героизм русского народа.

Великим создателем новой литературы и литературного языка, основоположником русского реализма стал гениальный Александр Сергеевич Пушкин  (1799 – 1837) «Евгений Онегин», «Борис Годунов», изумительная аристократическая лирика - всё это шедевры русской и мировой культуры. Друг декабристов он не раз находился в ссылке, под полицейским надзором, под жёсткой цензурой и погиб «оклеветанный молвой» на дуэли.

       Другой друг декабристов, проходивший по их делу и доказавший свою непричастность к восстанию и тоже Александр Сергеевич, но Грибоедов (1795 –1829) трагически погиб в Тегеране. Живёт бессмертная его комедия «Горе от ума». Молодой гениальный Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814 – 1841) создал образцы гражданской поэзии, неувядаемый образ «лишнего человека» в романе «Герой нашего времени». Суровый приговор крепостнической России объявил Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) в неувядающих «Мёртвых душах», «Ревизоре» и др. шедеврах русской классики. Гоголь до сих пор остаётся одним из самых сложных и напряжённых (с точки зрения психологии) писателей России, несмотря на очень простую канву сюжетов его произведений.

       Под влиянием Пушкина и Гоголя в 40 – 50 –х годах 19 века начали создавать свои шедевры Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, А.Н. Островский. Литература становится фактором общественного движения. Она нацеливается на бичевание пороков и отстаивание высоких идеалов и при этом в литературе мало юмора, но занимательное, интригующее содержание. Самым любимым персонажем становится «маленький» человек, жертва режима.

       Тонким знатоком и певцом родной  среднерусской природы, мастером русского языка и женских образов вошёл в историю Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883). Проникновение в сложные процессы человеческой психики, умение раскрыть душевные переживания человека, мысль  о том, что красота спасёт мир – всё это суть бессмертных сочинений Фёдора Михайловича Достоевского (1821 – 1881). «Величайшим счастьем», «раем Христовым» Достоевский считал то состояние, когда человек уничтожит своё «я», отдаст себя целиком «всем и каждому безраздельно и беззаветно». Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин (1826 – 1889) – великий обличитель казнокрадов, взяточников, ханжей, лицемеров.

       С непревзойдённой в истории мировой литературы силой во всей её сложности и противоречивости отражал жизнь России Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Братство души человека, его мучительный поиск правды и справедливости оставил нам великий гений. Более высокой субстанцией, чем разум является дух и душа - утверждал Толстой Л.Н. По его мнению отличительными чертами русского народа являются справедливость и практичность «Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет» – говорил писатель.

       К концу 19 века расцветает талант Антона Павловича Чехова (1860 – 1904). Высмеивая пошлый мещанский быт, узость кругозора обывателя, создавая образы подхалимов-чиновников, Чехов мечтал о светлом, духовном развитии общества, о здоровом цельном человеке.

       19 век стал веком расцвета, веком утверждения новой тематики, новых форм, проектов и планов во всех видах русского искусства.

           

В первую очередь это проявилось в изобразительном искусстве – скульптуре, живописи, архитектуре. В начале века зодчий Андрей Никифорович Ворончихин (1759 – 1814) создаёт монументальный Казанский собор в Петербурге, музей русской славы. В нём погребён великий полководец М.И. Кутузов, собраны реликвии войны с Наполеоном. В 30-е годы перед собором поставлены памятники Кутузову и Барклаю – де – Толли скульптора Бориса Ивановича Орловского (1793 – 1837). Архитектурный ансамбль поражает совершенством форм, гармоничностью и величием.

       Почти одновременно Андреян Дмитриевич Захаров (1761 – 1811) возводит комплекс Главного адмиралтейства - символа морской мощи России. Изумительные ансамбли Петербурга возводит Карл Иванович Росси (1752 – 1849) – здание Главного  штаба, Михайловский дворец (ныне Русский музей), Александрийский театр и т.д., что придаёт центру Северной столицы монументальный и законченный вид. В Москве на Красной площади появляется памятник Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса (1754 – 1835) - символ независимости русского народа.

       Основным стилем в архитектуре начала столетия был классицизм. Архитектура отразила тогда идею долга человека перед отечеством, гордости за достоинство  и могущество государства, идею единения общества и власти.

       Прославление подвига народа, его духовное пробуждение - стали главными темами изобразительного искусства. В первой половине 19 века жили и творили художники Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) - мастер изображения крестьян, Карл Павлович Брюллов (1799-1852), автор картины «Последний день Помпеи», Александр Андреевич Иванов (1806-1858) - полотно «Явление Христа народу», родоначальник обличительной живописи Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.

       Ещё больше шедевров родилось во второй половине 19 века, когда окончательно утвердился реализм. В 1870 году создаётся Товарищество художественных передвижных выставок (художники-передвижники), которое объединило лучших демократических художников России. Идейным вождём его был Иван Николаевич Крамской (1837-1887) – замечательный портретист и теоретик искусства.

       Лучшие образцы изобразительного искусства создают пейзажист Василий Григорьевич Перов (1834-1882), мастер всех жанров живописи Илья Ефимович Репин (1844-1930) гений исторических полотен Василий Иванович Суриков (1848-1916), художник-сказочник, наш земляк Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926), а также художники-классики Н.Н. Ге, А.К. Саврасов, А.И. Куинджи, И.Н. Шишкин, И.И. Левитан, В.В. Верещагин и многие другие.

       Золотую страницу в мировую культуру внесли русские композиторы.  В начале 19 века творил основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Его романсы, симфонии и оперы («Руслан и Людмила», «Иван Сусанин») воспели красоту и величие  русского народа, как главного творца русской истории.

       Вершиной русского музыкального искусства стали симфонии, оперы, балеты и романсы Пётра Ильича Чайковского (1840-1893). Уроженец города Воткинска Вятской губернии создал бессмертные балеты «Лебединое озеро» (1876 г.), «Спящая красавица» (1889 г.), «Щелкунчик» (1892 г.), оперы «Евгений Онегин» (1879 г.), «Мазепа» (1883 г.), «Иоланта» (1891 г.), 5 и 6-ю «Патетическую» (1888, 1893 гг.) симфонии и множество других шедевров, популярных во всех странах мира.

       В начале 60-х годов сложилось творческое объединение композиторов

«Могучая кучка». В него вошли Модест Петрович Мусоргский  (1839-1881). Он с непревзойдённой силой и мощью раскрыл характер русского народа в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Страстность, нежность и красота присущи опере «Князь Игорь» (постановка 1890 г.), которую 18 лет писал великий музыкант, профессор химии Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887). 15 опер, множество других классических произведений всех музыкальных жанров оставил России и миру Николай Андреевич 

Римский-Корсаков (1844-1908).

       Камерно-вокальная музыка получила развитие в творчестве А.С. Даргомыжского, А.Г. Рубинштейна и др. композиторов. В 60-е годы в Петербурге и Москве открываются первые русские консерватории - центры распространения музыкальной культуры.

       Мировой славы достигает театральное искусство.   Благодаря театральным режиссёрам и артистам театр из забавы для аристократов превратился в школу жизни. 40 лет отдал Малому театру великий артист Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863). Бывший крепостной крестьянин создал реалистические образы Городничего, Фамусова и др. На этой же сцене, но уже во второй половине 19 века прославились актёры Р.Н. Федотова, А.И. Южин, Мария Николаевна Ермолова (1853-1928). В январе 1878 г. на похоронах Некрасова, исполняя отрывок из «Отечественных записок» она зарыдала. И с ней вслух рыдали все зрители. Уже в советское время она стала «народной артисткой».

       В 50-70-е годы расцветает творчество основателя национального репертуара русских театров, теоретика и организатора театрального дела, великого драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886). Его Катерина из драмы «Гроза» стала не столько «лучом света в тёмном царстве» сколько символом высокого духа и любви.

       В 1895 году братья Л. и О. Люмьер изобрели кинематограф (от греческого слова «двигаюсь»). Это чудо сразу же появляется в России. Кино стало основным видом искусства в ХХ веке. 

       Таким образом, потенциал русской культуры 19 века, накопленный ею опыт и мастерство оказались грандиозными. Таланты писателей, художников, учёных, музыкантов, деятелей театра, творивших в России в то столетие, были уникальными. Им стали по плечу все стили, все типажи, все темы. По достоинству 19 век назвали «золотым веком» русской культуры, важнейшей частью мировой культуры. Единство, гармонию мира в последний раз открыла культура 19 века. Мечта этого века о построении царства Истины, Добра и Красоты была похоронена на полях сражений революций и войн ХХ века.

           


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: