Образование Японского государства

С.М. Сапожников

ГОСУДАРСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ

Лекция

Сапожников С.М.

Государство средневековой Японии: Лекция – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. – 27 с.

 

В учебном пособии рассматривается история возникновения феодального государства, отражены особенности формирования общественного строя и эволюция государственных институтов средневековой Японии.

 

 

Рецензенты:

доктор юридических наук Ю.Г. Галай;

кандидат исторических наук В.А. Сомов



ГОСУДАРСТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЯПОНИИ.

I. Государственный и общественный строй Японии в ранний период истории.

Образование Японского государства.

Название Япония или Ниппон (Источник Солнца) появляется в исторических источниках примерно в VIII в. и тесно связано с мифологической традицией. Государство образовалось на островах Тихого океана, вблизи побережья восточной Азии. Островное положение, отсутствие сухопутных границ с другими государствами оказали влияние на формирование особенностей японской государственности.

Заселение Японских островов происходило путем смешения монголоидных маньчжуро-тунгуских, палеоазиатских и малайских племен. На протяжении тысячелетий эти этнические группы смешивались, наслаивались или оттесняли друг друга.  

Ранний этап истории Японии это время существования неолитической культуры дзёмон («веревочный орнамент»), главным занятием племен этого периода было охота и рыболовство. Постепенно эту культуру начинает вытеснять культура яёи (культуры водяного риса). Основным занятием населения стало земледелие и животноводство, а охота и рыбная ловля являлись вспомогательным занятием. На развитие производства и сельского хозяйства оказало влияние соседей. Именно переселенцами из Китая и Кореи в страну была завезена технология производства меди, бронзы и железа, а также новые методы земледелия, ткачества и других ремесел. 

Основу социальной организации древнего японского общества составляли отдельные кланы (удзи). Центральный, господствующий дом или семья давала клану имя. Члены клана (удзибито) делились по социальным и профессиональным группам бэ или томо, ставной частью клана, кроме того, считались бесправные рабы или яцуко не связанные с кланом кровным родством и находящиеся на самом низу иерархической лестницы. Все без исключения должны были подчиняться власти вождя клана (удзи-но ками) или (удзи-но-оса), который являлся абсолютным лидером и жрецом клана. Кланы представляли собой довольно обособленные объединения разделяющиеся, в том числе и по этническим признакам. Впрочем, их взаимоотношения были далеко не мирными, об этом свидетельствует, многочисленные находки древнего оружия в курганных захоронениях.

Начало складывания государственности и централизации власти относится к III в. н. э., когда образуется крупный племенной союз Ямато, вождь которого в V в. объединяет уже под своим верховенством большую часть территории страны. В VI и VII вв. под влиянием китайской мысли и институтов и распространения буддизма происходит ряд социальных, политических, религиозных и культурных перемен. В целом VI в. был неспокойным для Японии, длительная и ожесточенная борьба кланов за лидерство увенчалась в 587 г. победой клана Сога, воцарением в 592 г. Суйко, а юный Сётоку Тайси был назначен принцем-регентом. Это время в истории Японии называют период Асука, по названию реки, где располагалась резиденция правителей Ямато.

С конца VI в. усиливается процесс институализации японской государственности. Преобразования с одной стороны были направлены на ограничение влияния старой родовой организации управления общества и создания новой территориальной системы управления. Активизации государственных реформ «способствовал» неудачный поход в Корею, с целью вернуть утраченный японский форпост в этой стране. Угроза ответного вторжения со стороны Китая или Кореи повлияли на процесс формирования новой системы управления страной. Создание новой государственности сопровождалось ростом чиновничьего аппарата и последующей его реорганизацией. С 603 г. согласно принятым законам «Нихон сёки» все чиновничество стало делится на 12 рангов. Система рангов была индивидуальная, не передавалась по наследству, ранги давались отдельным лицам, которые выполняли особые поручения дворца. Параллельно с ней сохраняла существование старая система наследственных титулов «кабане», которые наследовались по родовому принципу. В последующие годы ранговая система подверглась изменениям, число рангов увеличивается до 13 в 647 г. затем их становится 19 в 649 г., а в 685 г. уже 48 степеней. В 701 г. устанавливается по образцу китайской классическая система, включавшая 30 степеней, объединенных в 9 ранговых категорий.

Созданные в 604 г. Законы 17 статей инкорпорированных в «Нихон сёки», представляли собой наставления о государственном управлении. Была принята китайская концепция император – «Сын Неба», который в управлении государством должен опираться на помощь чиновников. Сётоку, а именно ему приписывают авторство этого сочинения, намеревался создать сословие просвещенных аристократов-управленцев, для этого стали посылать подающих надежды молодых чиновников, ученых и буддийских священников обучаться в Китай и Корею.

Законы 17 статей, в большей мере, являлись сводом политико-моральных и религиозных поучений, а влияние конфуцианства и буддизма сказалось на их общей концепции. В них провозглашался принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. Все общество делилось на три класса: правителивельможинарод. Основой правопорядка провозглашался «всеобщий закон» выразителем, которого был правитель. Осуждалась клановая междоусобица, частная собственность, провозглашалась государственная собственность на землю.

Реформы, предпринятые Сётоку и направленные на создание сильного централизованного государства, не смогли все же ликвидировать клановую усобицу. В результате продолжившейся борьбы, Каматари, глава древнего клана Накатоми свергнул власть семьи Сога. Сам клан был подвергнут эвфемизму (все мужчины носивший имя Сога, в том числе старики и дети, были преданы мечу). Каматари номинально вернул власть императору, который принял титул тэнно («сын Неба»), но оставил за собой и членами своего клана, все важные государственные должности. Клан Накатоми по специальному указу императора получил новое имя Фудзивара и становиться со временем самым могущественным среди других кланов.

Этот переворот получивший название «Тайка» 645 г. («Тайка» - букв. «великие перемены») и последующие реформы не прекратили политической борьбы. Вторая половина VII в. это время кровопролитных схваток за власть между членами разросшейся императорской семьи, бюрократии и вождей кланов и как следствие этого усиление внутренних беспорядков. Правителям зачастую приходилось безжалостно уничтожать своих противников для укрепления собственной власти. В этих условиях предпринятое реформирование государственной структуры и общества затягивалось на длительные сроки. Продолжением реформы Тайка стало принятие кодексов «Тайхо рицурё» 701 - 702 гг. и «Ёоро рицурё» 718 г., однако вступил в силу последний только в 757г., такая задержка была, по всей видимости, вызвана временным ослаблением позиций Фудзивара. Каждый из этих кодексов состоял из двух разделов – уголовного кодекса (рицу) и установлений касающиеся государственно-бюрократического устройства и системы землепользования (рё). Эти преобразования во многом проводились по китайскому образцу, но с учетом местных японских традиций и заложили основы политической и социальной структуры Японии того периода.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: