1. Работа с текстом до чтения.
– Расскажите, какие предположения у вас возникли до начала чтения, когда вы узнали, кто автор, как называется рассказ, и рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и подумайте о чем будет говорится в рассказе.. (Ответы детей.)
– Но прежде, чем мы обратимся к рассказу, вспомним, что такое рассказ.
Слайд 4
(Рассказ – это эпическое произведение, в нём одна сюжетная линия и не больше двух главных героев).
После прочтения мы с вами узнаем подходит ли данное определение рассказа к нашему произведению.
Словарная работа (1 мин.)
Слайд 5
Забегая на перед я вам скажу, что действие рассказа будут происходить в цирке, поэтому нам нужно повторить слова связанные с цирковой тематикой. Внимательно ознакомьтесь с данными словами.
БРАВО – выражение чувства восхищения.
ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах.
АНТРАКТ – перерыв между выступлением.
Физминутка «Вы любите цирк?»
Слайд 6
2. Чтение текста учителем
|
|
– Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы закройте книжки и внимательно меня слушайте.
– После моего прочтения давайте проверим как хорошо вы слушали.
Как звали главного героя?
Сколько лет Дениске? (Скоро 8.)
Сколько раз Дениска был в цирке?
Кто ему понравился больше всего? …
3. Чтение учащимися текста по частям
– Продолжим чтение.
1. Первичное чтение части (комбинированное чтение).
Задание: озаглавить все части
Комментирование 1 –го абзаца.
После 1-го абзаца: – Обратите внимание, какое длинное предложение – целый абзац!
И в нём почему-то повторяется всё время союз и. Автор хочет, чтобы мы поняли... (дети продолжают: … как долго тянулась эта неделя, что чувствовал и переживал мальчик).
После 2-го абзаца:
– Как вам кажется, папа сдержит «клятву верности и чести»?
Читая 3-й абзац, необходимо выделить голосом вновь повторяющийся союз и; обратить внимание, что клятву папа сдержал. Кроме того, надо при чтении показать голосом то место, с которого для Дениски всё пошло не так: первый союз но и последующие.
По ходу чтения также возникает вопрос:
– Вы поняли, почему Дениска про каждый номер программы говорил папе, что это не то и ерунда?
Весь 7-й абзац – это прямые авторские вопросы. Есть ли на них ответы? Что можно предположить?
Часть 6 дети читают вслух.
Часть 7 также читаем вслух, ведём диалог с автором.
7
Мы пошли по бульвару и шли так довольно долго, потом я сказал:
– Владивосток – это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь...
Папа молчал. Ему, видно, было не до меня. (Так ли это? Поэтому папа молчал?)Мы прошли ещё немного, и я вдруг вспомнил про самолёты и сказал:
|
|
– А на «Ту-104» за три часа – и там!
Но папа всё равно не ответил. Он крепко держал меня за руку. Когда мы вышли на улицу Горького, он сказал:
– Зайдём в кафе «Мороженое». Смутузим по две порции, а? (Папа хочет поддержать сына и как-то загладить свою невольную вину; предлагает то, на что Дениска в любой другой ситуации с радостью бы согласился.)
Я сказал:
– Не хочется что-то, папа.
– Там подают воду, называется «Кахетинская». Нигде в мире не пил лучше воды.
Я сказал:
– Не хочется, папа. (Но сейчас Дениске не хочется ничего, он первый раз в жизни переживает настоящую потерю.)
Он не стал меня уговаривать. Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Мне стало даже больно. Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Отчего он шёл так быстро? Почему он не разговаривал со мной? (Вы поняли, почему папа так ведёт себя? Мне захотелось на него взглянуть. Я поднял голову. У него было очень серьёзное и грустное лицо. (Отчего, как вы думаете?)