I. Организационный момент.
Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.
Поудобнее садитесь,
Не шумите, не вертитесь.
Всё внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.
Вам условие понятно?
Это слышать мне приятно.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
II. Устный счёт.
Считаем «Расставить числа на свои места» Сосчитать вверх по лесенке и вниз.
1.
2. - назовите предыдущее 2,4;
следующее за 3,2;
соседи числа 2, 1, 3;
число, стоящее между числами 2 и 4, 0 и 2.
3. Покажите столько пальцев, число которых обозначает цифра 3, 2, 4.
4. Покажите цифру, обозначающую число предметов, которые я показала - 2,1,4,3. (Уберите всё.)
III. Физминутка.
IV. Сообщение новой темы
Педагог:
- Ребята посчитайте сколько пальцев у нас на руке?
Учащиеся:
- У нас на руке 5 пальцев!
Педагог:
- Посмотрите на лесенку и скажите какого числа не хватает на ступеньке?
Учащиеся:
- Не хватает числа 5.
Педагог:
-Поставьте число пять на ступеньку.
- Как вы думаете какая тема нашего урока?
- Что мы должны научиться делать на уроке? (даются первые слова, а дети должны закончить предложение)
- Познакомиться с числом и цифрой пять.
- Определить место в числовом ряду.
- Научиться писать цифру пять.
V. Знакомство с новой темой
К белочке в гости пришли зайка, мишутка и волчонок (выставляются на доску животные, а дети на столах выкладывают квадратики, изображающие животных). Белочка накрывает на стол, ставит чашки (выставляются 4 чашки напротив каждого животного, дети раскладывают напротив квадратиков кружки).
- Всем ли хватило чашек? (Всем хватило )
- Сколько зверей? ( Четыре )
- Сколько чашек? ( Четыре )
- По сколько зверей и чашек? (По четыре )
- Как сказать по- другому? ( Одинаково, поровну )
- К Белочке в гости пришёл Лисенок. (На доске выставляется игрушка, дети на столах выкладывают еще один квадратик). На сколько увеличилось число зверей? (На один)
- Сколько их стало? (Пять)
- Чего или кого больше (меньше)?
- Всем ли теперь хватает чашек? (Нет, не всем)
- Как сделать поровну? (Добавить одну чашку)(выполняется действие, проговаривается его выполнение).
- Сколько у нас зверей? (Пять)
- Сколько стало чашек? (Пять)
- Как получили число пять? (К 4 прибавили 1, получили 5).
- Лисенок пил чай, и вдруг прилетела муха. Она вправо полетела, потом влево, вверх, вниз. (Повторить несколько раз).
- Лисенок пил чай, к нему пришли четыре гостя (выставляется одна чашка). Сколько чашек Лисенок должен поставить для гостей? (Четыре чашки) (действие с индивидуальными карточками)
- Сколько чашек было? (Одна)
- Сколько чашек добавил Лисенок? (Четыре)
- Сколько чашек стало? (Пять)
- Как в этом случае получили число пять? (К 1 прибавили 4, получили 5). Чтобы получить число пять, нужно к 4 прибавить 1 или к 1 прибавить 4.
VI. Физминутка. Дети выполняют прыжки, одновременно проговаривая цифры от 1 до 5, от 5 до 1.