Цель: Развивать практические навыки детей (определение силы, направление ветра, развивать конструктивную деятельность, развивать речь, логическое мышление).
Словарная работа: активизация: ветер, султанчик;обогащение: ветромер.
Методические приемы: загадка: «Без рук, без ног, а калитку открывает? (ветер)
Беседа о ветре: - почему вы решили что это ветер?
- сегодня есть ветер?
- докажите, с помощью чего можно измерить силу ветра? (помочите палец, посмотрите на маленькие ветки, сухие травинки, на одежду детей(шевеление шарфов, кистей на шапках) снежинки, фантики, султанчики, мельницы и т.д.)
Исследовательская деятельность:
Дети определяют силу и направление ветра. Воспитатель напоминает, где находится север и юг, как правильно это определить.
Прислушайтесь, что делает ветер? (воет, дует, свистит, шумит, гонит, развивает, завывает…)
Карточка №35
Рассматривание берез покрытых инеем.
Цель: Закрепить название деревьев, растущих на участке детского сада.
Напомнить, что иней кристаллики льда. Иней - тоже вода. Воспитывать
|
|
видение красоты, умение любоваться ею.
Словарная работа: обогащение: иней, хата, береза, лекарственная, лечебная, полезная, активизация: белостволая, стройная.
Художественное слово: Стоят деревья в инее-
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее –
То белое, то синее. (М. Дружинина)
Беседа по содержанию стихотворения.
Наблюдение: воспитатель с детьми находят березу и рассматривают ее.
- какая береза? (стройная, нарядная, тонкая, красивая, снежная, пушистая, блестящая, белостволая.)
Воспитатель рассказывает о целебной силе дерева, о его использовании в быту.
Исследовательская деятельность: Дети слушают, какой звук издают опавшие, замерзшие листья. Почему они так хрустят? (потому, что листья уже не вбирают влагу из дерева и засыхают, мороз их заморозил и они стали хрупкими, поэтому издают такой звук). Дети поливают листья теплой водой из лейки и ходят по ним. Хруста нет, т.к. листья намокли, стали мягкими.
Карточка №36
Наблюдение за солнцем, небом.
Цел ь: Развивать наблюдательность, монологическую речь, расширять знание народных примет, учить детей объяснить их. Обратить внимание на солнце: (оно все реже показывается из-за сопок, не греет.
Словарная работа: активизация: тучи, тяжелые; обогащение: свинцовые тучи
Наблюдение и беседа.
- скажите, какое небо! (серое, свинцовое, хмурое, грустное).
- Что есть на небе? (облака, тучи)
- В пасмурную погоду дети определяют, что солнце днем есть, но его лучи не проходят через густую толщу (слой) туч и облаков (в зависимости от погоды). Какие бывают тучи?
|
|
Карточка №37
Наблюдение за трудом взрослых
Цель: Расширять знания детей о труде взрослых, учить объяснять увиденное, закреплять знания о профессиях.
Словарная работа: активизация: профессия, труд, польза; обогащение: трудолюбивый, врач, учитель
Наблюдения и беседа: Воспитатель выводит детей за участок, и наблюдают за: дворником, мусороуборочной машиной.
Дети рассматривают транспорт, определяя его назначение, рассказывают о труде и значимости людей, работающих на этой машине.
Художественное слово: Загадывание загадок об орудиях труда.
; моросящий дождь. Исследовательская деятельность: подметать мусор лучше широким и пушистым веником (детям предлагается убрать мусор с дорожки различными инструментами)
Карточка №38
Наблюдение за дождем, мокрым снегом
Цель: Отметить, что дожди сменяются снегопадами. Становится холодно. Снег часто не тает за день, лужи замерзают. Отметить различия: осенние дожди долгие и холодные, часто меняются снегопадом.
Словарная работа: активизация: промочить, пасмурно
Художественное слово: Уходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета
Затерялось лето где-то.
Ходит осень,
Бродит осень.
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №39
Закрепление знаний об осени
Цель: Закрепить знание об осени. Назвать приметы, знать название месяцев, вспомнить народное название месяцев, уметь его объяснить.
Словарная работа: активизация: солнышко блистало, туман, гуси, юг;
обогащение: обнажилась, поникли, побурела, караван.
шумом
Художественное слово: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Листов таинственная сень
С печальным обнажилась
Ложился на поле туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь у двора. (А.С. Пушкин)
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №40
Народные изречения
Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл.
Словарная работа: активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, фольклор, сирота, суровая.
Сентябрь лето кончает, осень начинает
В сентябре и лист на дереве не держится
Кто рано встает, тот грибы все берет,
А ленивый, да сонливый, идет после за крапивой.
Осень, осень. В гости просим,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Беседа по каждому изречению.
Карточка №41
Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.
Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды.
Словарная работа: активизация: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки; обогащение: не тужим, бойко шлепаем, чуланчик,
Художественное слово: загадки об одежде.
Если дождик - мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять-
Нам под вешалкой стоять.(резиновые сапоги)
Сижу верхом,
Не ведая на ком.(шапка)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Разошлись мальчики
В темные чуланчики,
Каждый пальчик-
В свой чуланчик. (перчатки)
Беседа по загадкам.
Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.
Карточка №42
Ноябрь.
Цель: напомнить, что ноябрь - последний осенний месяц. Учить самостоятельно определять погоду по признакам и приметам, развивать доказательную речь. Поддерживать и развивать знание фольклора.
Словарная работа: активизация: ноябрь, поздняя осень; предзимье, чернотроп, ледяные гусли, государыня, полярная ночь.
|
|
Художественное слово: Когда родимый край покинут гуси,
Застынет лес у холода в плену,
Ноябрь ударит в ледяные гусли,
Встречая Государыню- зиму.
Методический прием: беседа о ноябре.
Цель: рассказать, что ноябрь последний осенний месяц. В этом месяце погода резко меняется: наступает полярная ночь, солнце выходит очень редко и не надолго. Оно не греет, поэтому так холодно. Небо почти всегда затянуто тучами. Земля готовится к зиме: часто идет снег, но он долго не лежит на земле, потому, что земля еще полностью не остыла. Народное название месяца – «чернотроп».
Вспомнить, как готовятся звери к зиме.
Карточка №43