Цель: продолжать расширять знания о ноябре, последнем месяце осени. Учить определять погоду самостоятельно.
Словарная работа: активизация: поздняя осень, ноябрь, предзимье; обогащение: таинственная сень, обнажилась, крикливый караван, скучная пора.
Художественное слово: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажилась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора:
Стоял ноябрь у двора.
Беседа по содержанию стихотворения
Карточка №44
Наблюдение за ветром
Цель: учить сравнивать погоду, устанавливать причинно- следственные связи.
Словарная работа: активизация: ветерок, обогащение: шалун.
Художественное слово:загадка об осени: Без рук, без ног,
А ворота открывает.
Исследовательская деятельность:
продолжать работу над определением силы и направления ветра. Учить использовать для этого султанчик, шар, палец.
Карточка №45
Народные изречения
Цель: прививать любовь к народному фольклору, в котором собралась мудрость и опыт поколений. Помочь понять их назначение и смысл. Развивать наблюдательность.
Словарная работа: активизация: поговорка, забота, листопад, отлет; обогащение: мудрость, оконца, фольклор, сирота, суровая.
Народный фольклор:
Осень припасает, а зима поедает.
Осенью и воробей богат
Пусты поля, мокнет земля, день убывает. Когда это бывает?
Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы?
Плачут по солнцу в ноябре оконца
Ноябрь- ворота зимы.
Беседа по каждому изречению.