«Страничка из моего дневника».
«Автор и его герои (по сказке – были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина)».
Как раскрывается характер героя в сюжете?
Давайте подумаем над тем, как раскрываются характеры героев в сюжете произведения. Дети пошли в лес за клюквой. Настя хотела идти по той дороге, по которой все ходят, а Митраша — по еле заметной тропинке в том направлении, которое указывал компас. Они поспорили и пошли каждый по своей тропе. В выборе дороги они поступили в соответствии со своими характерами: трудолюбивая Настя действует «как все», а упрямый и сильный Митраша — по-своему. Из-за этого и произошли все последующие события, о которых рассказывает писатель, используя различные средства, имеющиеся в языке. Так, созданный средствами повествования сюжет зависит от характеров героев. А по тому, как развивается сюжет, мы можем понять характеры.
Герой произведения обычно должен выбрать, как ему поступить. Ведь и в жизни человек каждый день и каждый час стоит перед выбором, как герой былины или сказки перед камнем, на котором написано: направо пойти — убиту быть, налево пойти — коня потерять, прямо пойти — невесту найти... Но в жизни мы не знаем, что найдём и что потеряем, если выберем какое-то решение. И каждый совершает выбор в соответствии со своим характером, а от этого зависят последующие события.
|
|
Упрямство и сила Митраши проявились и в том, что мальчик решил спрямить свой путь и попал в Слепую елань. Мы понимаем эту мысль писателя, ведь мы помним об эпитетах, характеризующих Митрашу. Был бы мальчик не такой упрямый — он бы больше доверял опыту других людей и не сошёл с тропы. Был бы он не такой сильный — он бы меньше надеялся на свои силы. То, что с ним произошло, прямо следует из его характера.
И поступки Насти тоже «вытекают» из её характера. Писатель повествует о том, как девочка собирает клюкву, и, увлечённая работой, ничего не видит, кроме своей клюквы, даже забыла о брате. Но это лишь временное затмение, она вдруг поняла, почувствовала, что с Митрашей беда. Она ведь любит брата! И всё это тоже передано средствами языка.
Проанализируйте (устно) следующие поступки Митраши. Какие черты его характера проявились в них? Увидеть это вам помогут вопросы:
1) Что за хитрый план своего спасения придумал Митраша?
2) Как вы поняли слова автора: «маленький человек остановил в себе большое сердце!» Почему он это сделал?
3) О каких свойствах характера Митраши говорит «точный расчёт движения», когда он «выбросил свою правую руку вперёд и схватил большую сильную собаку за левую заднюю ногу!»?
|
|
4) Как характеризуют Митрашу властные интонации голоса, когда он позвал собаку, «как настоящий большой человек!»?
1. Рассмотрите иллюстрацию к произведению М. М. Пришвина, созданную И. Бруни. Художник изобразил Митрашу и Травку. Найдите в сказке-были слова, которые можно было бы подписать под этой картинкой.
2. Герой произведения и его автор. Как автор относится к своим героям?
Комментарий. Герои произведения кажутся нам настоящими живыми людьми, и мы даже забываем, что их создал автор. М. М. Пришвин в «Кладовой солнца», казалось бы, рассказывает о детях, которые жили в той же деревне, где поселился писатель. Но автор не просто записал происходившее, он создал художественные образы.
Писатель мог видеть, что делали герои, мог слышать их разговоры, но не мог же он знать, что они думали и чувствовали. И уж, конечно, не мог он знать, что чувствовали Травка, лось, деревья! А он всё это изобразил в сказке-были, да так, что изображение оказалось как настоящее. Всего один эпизод показал автор, а мы уже всё знаем про этих детей и многое узнали про жизнь вообще.
Средствами слова автор всегда высказывает своё отношение к герою. О чём
говорят существительные и прилагательные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами в описании Насти (курочка, ножках, монетки, носик, чистенький)? Он
любуется ею.
Настя и Митраша.
Иллюстрация художника И. Бруни к произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца». 1976 г.
1) Как относятся Настя и Митраша к людям? 2) Почему дети принимают участие в общих работах, для чего Митраша делает деревянную посуду? 3) Как вы определите это свойство их характеров? С симпатией ли говорит об этом автор? 4) О чём говорит описание природы после эпизода ссоры детей? «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Писатель не говорит, как плохо поступили Настя и Митраша, он рисует пейзаж, и нам ясно отношение автора к тому, что произошло. Ведь дети забыли о главном, о дружбе, и каждый захотел утвердить свою волю! Вот так и происходит разлад между людьми, и часто оказывается, что поправить что-либо уже нельзя.
А вот как повествует автор о событии, о поведении Насти: «Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню: Еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках». Понравилась вам такая Настя? А ведь писатель, повествуя о поступках девочки, показал нам её жадность! Он не называет это качество, не говорит, что это плохо, но так изображает событие, что нам ясна мысль автора. Обратите внимание на слова: «своей клюквы, ползёт, вся мокрая и грязная…»