Подготовка к сочинению по теме

«Страничка из моего дневника».

«Автор и его герои (по сказке – были «Кладовая солнца» М.М. Пришвина)».

Как раскрывается характер героя в сюжете?

    Давайте подумаем над тем, как раскрываются характеры героев в сюжете произведения. Де­ти пошли в лес за клюквой. Настя хотела идти по той дороге, по которой все ходят, а Митраша — по еле за­метной тропинке в том направлении, которое указы­вал компас. Они поспорили и пошли каждый по своей тропе. В выборе дороги они поступили в соответствии со своими характерами: трудолюбивая Настя дейст­вует «как все», а упрямый и сильный Митраша — по-своему. Из-за этого и произошли все последующие события, о которых рассказывает писатель, используя различные средства, имеющиеся в языке. Так, создан­ный средствами повествования сюжет зависит от ха­рактеров героев. А по тому, как развивается сюжет, мы можем понять характеры.

       Герой произведения обычно должен выбрать, как ему поступить. Ведь и в жизни человек каждый день и каждый час стоит перед выбором, как герой былины или сказки перед камнем, на котором написано: на­право пойтиубиту быть, налево пойтиконя потерять, прямо пойти — невесту найти... Но в жизни мы не знаем, что найдём и что потеряем, если выберем какое-то решение. И каждый совершает вы­бор в соответствии со своим характером, а от этого за­висят последующие события.

       Упрямство и сила Митраши проявились и в том, что мальчик решил спрямить свой путь и попал в Слепую елань. Мы понимаем эту мысль писателя, ведь мы по­мним об эпитетах, характеризующих Митрашу. Был бы мальчик не такой упрямый — он бы больше дове­рял опыту других людей и не сошёл с тропы. Был бы он не такой сильный — он бы меньше надеялся на свои силы. То, что с ним произошло, прямо следует из его характера.

       И поступки Насти тоже «вытекают» из её характе­ра. Писатель повествует о том, как девочка собирает клюкву, и, увлечённая работой, ничего не видит, кро­ме своей клюквы, даже забыла о брате. Но это лишь временное затмение, она вдруг поняла, почувствова­ла, что с Митрашей беда. Она ведь любит брата! И всё это тоже передано средствами языка.

Проанализируйте (устно) следующие поступки Митраши. Ка­кие черты его характера проявились в них? Увидеть это вам помогут вопросы:

1) Что за хитрый план своего спасения придумал Митраша?

2) Как вы поняли слова автора: «маленький человек оста­новил в себе большое сердце!» Почему он это сделал?

3) О каких свойствах характера Митраши говорит «точный расчёт движения», когда он «выбросил свою правую руку вперёд и схватил большую сильную собаку за левую заднюю ногу!»?

4) Как характеризуют Митрашу властные интонации голо­са, когда он позвал собаку, «как настоящий большой человек!»?

1. Рассмотрите иллюстрацию к произведению М. М. Пришвина, созданную И. Бруни. Художник изобразил Митрашу и Травку. Найдите в сказке-были слова, которые можно было бы подписать под этой картинкой.

 

2. Герой произведения и его автор. Как автор относится к своим героям? 

Комментарий. Герои произведения кажутся нам настоящими жи­выми людьми, и мы даже забываем, что их создал ав­тор. М. М. Пришвин в «Кладовой солнца», казалось бы, рассказывает о детях, которые жили в той же деревне, где поселился писатель. Но автор не просто записал происходившее, он создал художественные образы.

Писатель мог видеть, что делали ге­рои, мог слышать их разговоры, но не мог же он знать, что они думали и чувствовали. И уж, конечно, не мог он знать, что чувствовали Травка, лось, де­ревья! А он всё это изобразил в сказке-были, да так, что изображение оказалось как настоящее. Всего один эпизод показал автор, а мы уже всё знаем про этих де­тей и многое узнали про жизнь вообще.

       Средствами слова автор всегда высказывает своё отношение к герою. О чём    

        говорят существитель­ные и прилагательные с уменьшительно-ласкательны­ми

          суффиксами в описании Насти (курочка, ножках, монетки, носик, чистенький)? Он

         любуется ею.

 

Настя и Митраша.

Иллюстрация художника И. Бруни к произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца». 1976 г.

       1) Как относятся Настя и Митраша к людям? 2) Почему дети принимают участие в общих работах, для чего Митраша дела­ет деревянную посуду? 3) Как вы определите это свойство их характеров? С симпатией ли говорит об этом автор? 4) О чём говорит описание природы после эпизода ссо­ры детей? «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Писатель не говорит, как плохо поступили Настя и Митраша, он рисует пейзаж, и нам ясно отношение автора к тому, что произошло. Ведь дети забыли о главном, о дружбе, и каждый захотел утвердить свою волю! Вот так и про­исходит разлад между людьми, и часто оказывается, что поправить что-либо уже нельзя.

       А вот как повествует автор о событии, о поведении Насти: «Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню: Еле передви­гает за собой корзину, вся мокрая и грязная, преж­няя Золотая Курочка на высоких ножках». Понрави­лась вам такая Настя? А ведь писатель, повествуя о поступках девочки, показал нам её жадность! Он не называет это качество, не говорит, что это плохо, но так изображает событие, что нам ясна мысль автора. Обратите внимание на слова: «своей клюквы, ползёт, вся мокрая и грязная…»    

     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: