III тур - «Экология города»

 

  1. В Московском Кремле с первой половины XVI в. до 1830-х гг. функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств. Объясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопроводной воде).

 

  1. Назовите антропогенные источники свинца. (Промышленные и бытовые сточные воды, выбросы автотранспорта, производство фотоматериалов, спичек, красок, аккумуляторов; свинец способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки).
  2. Почему лишайники называют «индикаторами чистоты воздуха»? (Лишайники очень чувствительны к составу воздуха, а город не может похвастаться чистотой воздуха из-за большого количества выхлопных газов, поэтому лишайники широко распространены в природе, но почти не встречаются в городах).

 

  1. Что является основным источником загрязнения воздуха нашего города? (Вредные выбросы транспорта и промышленных предприятий: «Электроцинк», ВРЗ, стекольный и асфальтный заводы, «Победит», «Полимер»).

 

  1. Какие деревья являются лучшими очистителями воздуха от пыли и газов в городе? (Тополь, каштан, липа, ива).

 

 

  1. Чтобы быстрее очистить территорию от листвы, высохшей травы, некоторые люди используют древний – огневой. Чем он вреден? (Выгорает не только трава, но и множество насекомых и мелких животных; выгорают семена травянистых растений; огонь может проникнуть во внутренние слои почвы и вспыхнуть за 100 км от этого места).

 

IV тур - «Экология дома»

 

1. Что с экологической точки зрения лучше иметь на кухне: вытяжку или воздухоочиститель? (Воздухоочиститель, так как фильтр поглощает вредные вещества. А при вентиляции вредные вещества, образующиеся при сгорании газа и при приготовлении пищи, попадают в атмосферу и загрязняют ее.)

 

2. Можно ли использовать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении? (Нет, так как кондиционер регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его химический состав).

 

3. Полезно ли в быту использовать освежители воздуха? (Применять их нужно осторожно, потому что у некоторых людей возможны аллергические реакции).

 

4. Чем является табачный дым в жилых помещениях? (Безусловным фактором канцерогенной опасности).

 

5. Почему лучше употреблять консервы в стеклянной таре? (При хранении банки окисляются, и в продукты поступают свинец и другие окислы металлов).

 

6. Почему бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку, набирая воду впрок? (В застоявшейся воде активно размножаются попавшие из воздуха микроорганизмы. Поэтому, в емкость с водой необходимо класть серебряные изделия (ложку, вилку, кольцо и т. д.), т.к. ионы серебра эффективно обеззараживают воду).

 

V тур - Пентонимы – «Что это?»

    1. Из нее делают много игрушек. 2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать. 3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят. 4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет. 5. Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)   1. Ее изобрели китайцы. 2. У нас ее получают из дерева. 3. Она легко горит. 4. Из нее получается много мусора. 5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)   1. Его делают из песка. 2.Чаще всего оно прозрачное. 3. Когда падает, оно разбивается. 4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто. 5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло) 1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне. 2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик. 3. От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше. 4. Его издают разные приборы, машины. 5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (Шум) 1. Этого почти не видно. 2. Этого много в промышленном городе, где работаю фабрики и заводы. 3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак. 4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения. 5. В городе, где этого много, не растут лишайники. (Газовые отходы) 1. Это получается, когда что-то становится старым или ломается. 2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог. 3. Это можно сдать и получить деньги. 4. Из этого можно сделать что-то новое. 5. Это бывает цветным и за него можно получить деньги. (Металлолом) 1. Всегда черного цвета. 2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики. 3. Это очень вредно. 4. У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной. 5. Этого много при горении. (Cажа)

VI тур - «Экспериментальный»

Открытие ионов в сточных водах

 

  1. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (Водопроводную воду обязательно надо отстаивать, независимо от того, будете ли вы ее кипятить или нет. При отстаивании водопроводной воды в осадок выпадают нерастворимые частицы и улетучивается часть хлора).

 

  1. Каким реактивом можно обнаружить ионы хлора в воде? (Добавлением раствора нитрата серебра, выпадает белый хлопьевидный осадок)

Cl + Ag+ → AgCl↓

 

  1. Как определить кислотность сточных вод и почв? (С помощью индикаторов. Например, лакмус приобретает красный цвет).

 

  1. Каким реактивом можно обнаружить ион свинца в воде? (Иодидом калия, выпадает желтый осадок иодида свинца)

Pb2+ + 2I→PbI2

 

  1. Как обнаружить ионы железа в воде? (Добавлением роданида аммония, по кроваво-красной окраске роданида железа).

Fe3+ + SCN →FeSCN2+

 

  1. Как определить наличие органических веществ в воде? (С помощью раствора перманганата калия, который обесцвечивается при наличии органики).

 

  1. Какими методами можно смягчить жесткую воду? (Кипячением или добавлением бельевой соды и известкового молока).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: