Гамлет - 1828 (М. П. Вронченко)

ИТОГ

- Без чего не может существовать театр?

- Что позволяет ему собирать полные залы многие века?

Как в театре всё завершается аплодисментами.

 

                                                      

  Греческий Итальянская комедия дель арте Театр Шекспира
Год образования                                                                 
 Сцена      
 Амплуа      
Особенности театров      
 Основные сюжеты      

Древнегреческий театр

Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

В Древней Греции было два главных вида представлений – трагедия и комедия.

Первая постановка  трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими.

Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек, театр в Эпидавре-до 10 тысяч.

Участниками представления были только мужчины.

Актёры использовали маски, обувь на толстой подошве.

Один человек играл несколько ролей в каждом спектакле.

Итальянская комедия дель арте.

    В конце 16 -начале 17 века в Италии возник замечательный театр – комедия дель арте (La Commedia dell arte – то есть искусная комедия, «комедия мастерства»). Такое название получил итальянский профессиональный театр, использовавший маски, пантомиму, буффонаду (комическое преувеличение) и просуществовавший около 200 лет.

       Итальянская комедия масок, будучи исключительно демократическим искусством, связана с городскими карнавальными праздниками, в которых принимали участие все слои населения.

       Первые упоминания о комедии масок относятся к середине 50-х годов 16 века и связаны со знаменитым Венецианским карнавалом. На спектаклях царила атмосфера непринужденного веселья, публика беспрерывно хохотала.

       Каждый актер выступал в определенной маске. Маска – это образ актера, который он принимает, в котором он воплощает свою творческую индивидуальность. Это раз и навсегда установленный социальный тип с неизменным обликом, определенными чертами и диалектом… Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Пьесы могли заменяться каждый день, но их персонажи оставались неизменными. Замена одной маски на другую в труппе актеров была абсолютно невозможна: или маска вообще исключалась из сценария, или актеры отказывались от данного сюжета.

       Одной из отличительных особенностей итальянской комедии масок была импровизированная игра актеров. Не имея готового литературного источника, актеры перерабатывали сюжеты для сцены непосредственно на глазах у зрителей. Таким образом, актерская роль бесконечно варьировалась и видоизменялась в процессе каждого театрального представления.

        Импровизация актеров – тонкое искусство, требующее больших литературных знаний, художественного вкуса и выдумки. Сценарий комедии предусматривал единство места и времени, поэтому декорации не менялись. Два дома по бокам сцены, задник с несколькими пролетами, кулисы – вот и все декорации. Таким образом, действие неизменно проходило на улице перед домами или на балконах и в лоджиях.

       Спектакли комедии дель арте – это синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения.

       Число масок на сцене достаточно велико: их более сотни, каждая пользуется определенным диалектом. Это влюбчивый и скупой венецианский купец Панталоне, плут и весельчак доктор Бригелла, простодушный и незлобивый Арлекин, находчивый Пульчинелла, бахвал и трус Капитан, Коломбина и т.д.

 

Театр Шекспира.

Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира. В исторических хрониках, комедиях и трагедиях он сумел выразить главные противоречия своей эпохи. Герои его пьес, обуреваемые сильными страстями, переживают любовь и ненависть, ревность и зависть. Впервые на сцене был представлен человек не только как величайшее творение Бога, но и как воплощение темных страстей зла. Борьба за власть и предательство, кровавые преступления, безумие и раскаяние, сила торжествующей любви и разрушающая ненависть – вот круг проблем, которые разрешают герои шекспировских произведений.

Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства. Обращение Шекспира к вечным проблемам человеческого бытия обеспечили его творениям бессмертие.

Что же представлял собой театр Шекспира? Почти все произведения великого драматурга были поставлены в Лондоне на сцене публичного театра «Глобус».

Здание «Глобуса» было выстроено в 1599 году и имело форму круглой башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли 2 столба с рекламными афишами.

Над частью сцены иногда натягивали тент – голубой, если разыгрывалась комедия, и черный с золотыми звездами, если играли трагедию.

Во время спектакля зрители вели себя очень активно. Сцена глубоко вдавалась в зрительный зал, и они окружали ее со всех сторон. По ходу спектакля зрители бурно комментировали поступки персонажей, обсуждали внешность и костюмы актеров. Таким образом, они сами становились непосредственными участниками театрального действа.

Сценическое действие сопровождалось постоянной сменой площадок, на которых находились актеры. В дальней части сцены разыгрывались эпизоды, происходящие в замкнутом пространстве. Действие было стремительным, эпизоды один за одним сменяли друг друга.

Характерной особенностью было минимальное использование декораций. Они включали лишь самый необходимый реквизит: кусок дерна обозначал сад или лес, трон – дворец, а молитвенная скамья – церковь. Иногда вывешивался разрисованный задник с изображением панорамы города. Главное внимание было приковано к страстным речам актеров.

Театр Шекспира - это театр актера. Голос актера, его мимика и пластика, темперамент и сила чувств завораживали публику или повергали ее в ужас. Труппа актеров была невелика и составляла от 8 до 14 человек. Женские роли исполняли юноши.

Особая роль отводилась костюмам. Здесь важно было все: форма, цвет, символические детали.

Немалое значение в спектакле играла музыка, гремели трубы, оглушительно били барабаны, звучали рев оленей, соловьиные трели, крики петуха. В обязанности актеров входила игра на музыкальных инструментах. Звуковое оформление спектакля дополняли гром и молния, ночь, тьма, появление призраков, зловещие звуки.

 

Приложение №2

Старшая Океанида      Грудь каменная и душа железная

У тех, кто над бедою, Прометей твоей

Не плачет. Мне же лучше б не видать совсем

Твоих печалей. Сердце рушат страх и боль.

Прометей               Да, стал я жалок для друзей, на верное.

Старшая Океанида       А большего не сделал, чем рассказывал?

Прометей   Да, я избавил смертных от предвиденья.

  Старшая Океанида    От этой язвы исцеленье как нашёл?

Прометей    В сердцах надежды поселил незрячие.

Старшая Океанида Большое облегченье роду смертному.

Прометей Ещё не всё! Я людям подарил огонь.

Старшая Океанида Владеют однодневки знойным пламенем?

Прометей Огонь искусствам всяческим научит их.

Старшая Океанида     И за вину такую Зевс казнит тебя?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Прометей  Погнал на пытки. Неустанно мучает.

  Старшая Океанида И срока казни нет, конца палачеству?

Прометей Нет срока, нет, пока не пожелает Зевс.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Приложение №3

ГАМЛЕТ - 1828 (М.П. Вронченко)

Быть иль не быть - таков вопрос; что лучше,

 Что благородней для души: сносить ли

 Удары стрел враждующей фортуны,

 Или восстать противу моря бедствий

 И их окончить. Умереть - уснуть –


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: