Этюд с содержанием проблемной ситуации

Цель: проверка степени усвоения правил поведения в сложных ситуациях.

Содержание. Воспитатель. Ребята, сегодня во время прогулки произошла ссора между двумя девочками. Сейчас я прошу Наташу и Катю разыграть для нас ситуацию, которая возникла на прогулке. «Наташа с Катей иг­рали в мяч. Мяч покатился в лужу. Катя хотела достать мяч, но не удержалась на ногах и упала в лужу. Наташа начала смеяться, а Катя горько заплакала». Вопросы для обсуждения:

—Почему Катя заплакала? (Ей стало обидно.)

— Правильно ли поступила Наташа?

— Как бы вы поступили на ее месте?

— Давайте поможем девочкам помириться.

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

— Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Давай я тебе помогу», «Давай играть вместе».

— Чаще улыбайтесь, и вам не придется ссориться!

Сладкая проблема

Цель: научить детей решать небольшие проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу.

Содержание. В этой игре каждому ребенку понадобится по одному печенью, а каждой паре детей — по од­ной салфетке.

Воспитатель. Дети, садитесь в круг. Игра, в которую нам предстоит поиграть, связана со сладостями. Чтобы получить печенье, вам сначала надо выбрать партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг против друга и посмотрите друг другу в глаза. Между вами на салфетке будет лежать печенье, по­жалуйста, его пока не трогайте. В этой игре есть одна проблема. Печенье может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его вам. Это правило, которое нельзя нарушать. Сейчас вы можете начать говорить, но без согласия своего партнера печенье брать не имеете права. Ес­ли согласие получено, то печенье можно взять.

Затем воспитатель ждет, когда все пары примут решение и наблюдает, как они действуют. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется пе­ченье.

Воспитатель. А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с пе­ченьем на этот раз.

Он наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое пе­ченье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие пе­ченье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье. Вопросы для обсуждения:

— Дети, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

— Кто хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

— Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

— В этой игре с каждым обошлись справедливо?

— Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться?

— Как вы при этом себя чувствовали?

— Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы вы приводили, чтобы партнер согласился отдать печенье?

Игра «Коврик мира»

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само на­личие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их об­суждением проблемы друг с другом.

Содержание. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90х150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спори­те чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, ес­ли в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и пого­ворить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на неекрасивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиг­рать, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут ис­пользовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное ре­шение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, в также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгод­ного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. Вопросы для обсуждения:

— Почему так важен для нас «коврик мира»?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что вы понимаете под справедливостью?

 

Визитка

Цель: развитие умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятие.

Содержание. Педагог предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т.д.). Педагог может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания.

 

Цифровая биржа

Цель: умение принимать инструкцию, выполнять действия избегая конфликтных ситуаций.

Содержание. Для нее нужно 10 человек. Каждому из них выдают по несколько бумажных листков (оптимальный вариант-10). Участники проставляют на них цифры по порядку. Нужно собрать листки с одинаковыми цифрами. Кто справится первым — победил. Дети учатся общаться, договариваясь об обмене цифрами. Главная загвоздка в том, что бывают случаи, когда несколько участников начинают собирать одинаковые цифры.

Существует масса вариантов данной игры. Например, можно собирать наименование продуктов. Ведущий называет по очереди один вид продукта. К примеру, овощи, фрукты, молочные продукты. А участники пишут на листках свой вариант. Победитель должен собрать коллекцию из продуктов одного вида. Можно подобрать и другие темы, ориентируясь на возраст малыша, его желания.

 

Взаимопонимание

Цель: чувство единства, доверия, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Содержание. Создаются маленькие группы по три человека. Ведущий выбирает, кто из участников «не имеет» слуха, зрения, речи, и оглашает какое – либо задание. Например, группа к концу игры должна дойти всем составом до определённого места. Лишённые хотя бы одного способа восприятия окружающего мира, люди становятся практически беспомощными. Эта игра учит детей помогать друг другу.

 

Молчаливая картина

Цель: формирование умения понимать другого человека, действовать для достижения общих с ним целей.

Содержание. Участники делятся на группы по 5 человек, это более оптимальное количество. Каждой группе выдаются кисточки и краски (либо карандаши, фломастеры) и один на всех лист (лучше ватмана). Задача участников заключается в том, чтобы не договариваясь, за определённое количество времени, сообща нарисовать картину. Ведущий должен задать тему для каждой группы. По окончанию конкурса жюри выбирает лучшую картину. Хорошо, если каждый игрок в конце расскажет о своих ощущениях.

 

Игра «Щепка на реке»

Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, воспитывать доверительные отношения друг к другу

Содержание. Игроки должны выстроиться в два ряда лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Это будут «берега реки». Один из участников начинает движение между «берегов» с закрытыми глазами. Это «щепка». Дети, стоящие в рядах, должны прикосновениями помогать этому игроку двигаться. В конце «щепка» становится элементом «берега» и следующий игрок начинает движение. Эта игра способствует развитию доверительных отношений в группе.

 

Общие темы

Цель: развивать контроль за движениями и умение работать по инструкции, развитие умения сотрудни­чать.

Содержание. Ведущий даёт задание присутствующим найти «себе подобных». Например, найти человека с таким же цветом глаз, как у тебя; определить у кого из участников день рождения в то же время года, что и твой, и т.д.

 

Коммуникативные игры помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более общительным. Играйте, и получайте удовольствие!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: