double arrow

Морская фигура – «замри»


Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью.

Оснащение: «волшебная палочка».

Содержание. С помощью считалки выбирается водящий - «мор­ской царь». Он будет следить за неподвижностью «мор­ских фигур» и касанием «волшебной палочки» удалять (предлагать сесть на пол) тех, кто пошевелится.

Дети бегают по комнате, изображая руками движе­ния волн.

Педагог или водящий произносит: - Море волнуется - раз. Море волнуется - два. Море волнуется - три. Морская фигура на месте замри!

Дети останавливаются и замирают в любой позе, ко­торую стараются удержать до тех пор, пока педагог не скажет: «Отомри!»

«Морской царь» выбирает нового водящего, игра во­зобновляется.

                                    

Поступки

Цель: развивать умение выражать словами отношение к поступкам других, находить оптимальные выходы из сложных ситуаций. Учить задавать открытые и закрытые вопросы и отвечать на них.

Оснащение: магнитная доска, магниты, мел; пары сюжетных картинок с изображением приемлемых и неприемлемых взаимоотношений в системах:

Взрослый – ребенок,




Ребенок – ребенок,

Ребенок – природа.

Содержание. Один из детей – водящий, остальные «наблюдатели» и «советчики».

Педагог вертикальной линией разделяет доску пополам. В левой части доски пишет знак «-», в правой «+». Водящему предлагается найти картинку с изображением плохого поступка, прикрепить её под знаком «-» и обосновать свой выбор, далее водящему необходимо подобрать парную картинку, на которой изображен хороший поступок и прикрепить его под знаком «+» и пояснить своё решение. «Наблюдатели» и «советчики» следят за ходом работы и высказывают своё мнение.

 

Звери на болоте

Цель: воспитывать доверительные отношения друг к другу, развивать ответственность за другого человека.

Оснащение: листы бумаги.

Содержание. Педагог делит детей на пары, в каждой из которых один участник получает три листочка, а другой один.

Педагог говорит:

- Представьте, что все превратились в зверей и оказались в болоте. Выбраться из него можно только парами и только с помощью листочков. Тот, у кого листочков больше, помогает товарищу выбраться из болота.

По команде педагога пары участников поочередно выполняют задание. Педагог оценивает взаимопомощь и взаимовыручку во время прохождения «болота».

Что случилось?

Цель: учить определять эмоциональное состояние и от­ражать его с помощью речи.

Оснащение: магнитная доска, магниты; картинки: веселый крокодил, грустный львенок, злой (сердитый) мышонок, испуганный слоненок, обижен­ный пингвин, удивленный филин.

Содержание: Один из детей - водящий, остальные - «наблюдате­ли» и «советчики».



Педагог предлагает водящему выбрать любую кар­тинку, прикрепить ее к магнитной доске и ответить на вопросы:

- Кто это?

- Какое у него настроение?

- Какие чувства (эмоции) он испытывает?

- Почему? Что с ним случилось?

- Что ты ему посоветуешь?

«Наблюдатели» и «советчики» слушают ответы на вопросы и высказывают свое мнение.

Затем водящий меняется, упражнение возобновля­ется.

Пантомимические этюды

Цель: учить определять эмоциональное состояние и от­ражать его с помощью выразительных движений.

Содержание. Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

- маленькая девочка в хорошем настроении;

- старик;

- уставший человек;

- смелый человек и т.д.

Вначале дети выполняют каждое задание одновременно,  затем поочередно.

 

Собери чемодан.

Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.

Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.

  v упражнение можно усложнить, попросив детей повторять название всех предметов, которые прозвучали до них.



 

Эхо.

Цель: развивать слуховое восприятие и память.

Содержание. Первый вариант.

 Воспитатель читает детям любое стихотворение, а они повторяют последнее слово каждой строчки.

Второй вариант.

Воспитатель разделяет детей на две команды. Одна из команд – «выдумщики», другая – «эхо».

Команда «выдумщиков» советуется и решает, кто и какое слово назовет по определенной теме. Затем игроки этой команды поочередно произносят задуманные слова и спрашивают команду «эхо»: «Какое слово сказал Витя (Коля и т.д.)? Команда «эхо» должна дружно отвечать на вопросы команды –соперницы.

Затем команды меняются местами, игра возобновляется.

 

Взаимное цитирование

Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости, внимание, слуховую память.

Содержание.

Играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Воспитатель говорит:

- Давайте поиграем в такую игру. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете. Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.

 

Кто ты?

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры.

Содержание. Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них ,игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой» и строго предупреждает:

          - Кто ошибается,

       - Тот попадается!

       - Кто засмеётся, тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

        - Кто ты?

        - Метла.

        - А что ты ел сегодня утром?

        - Метлу.

         - А на чем ты приехал в детский сад?

        - На метле. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся ), водящий меняется.    

 

Что в сундучке?

Цель: развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.

Оснащение: сундучок, различные предметы.

Содержание. Педагог ставит на стол сундучок, внутри которого находится какой – либо предмет. С помощью считалки выбирается водящий. Он заглядывает в сундучок. Остальные участники задают вопросы водящему о цвете, форме, назначении предмета, лежащего в сундучке. Водящему нужно отвечать на все вопросы словами «да» или «нет».

Ребенок, который первым назовет то, что находится в сундучке, становится водящим. Педагог кладет в сундучок другой предмет, игра возобновляется.

 

Азбука почемучек

Цель: развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей.

Оснащение: алфавит.

Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг. Педагог говорит:

 - Вам нужно задать вопрос так, чтобы первое слово вашего вопроса начиналось с одной из букв алфавита. Задавать вопросы будем по очереди. Участник, который собьется или забудет последовательность букв в алфавите, выбывает из игры. Например:

             А: абрикос – это фрукт или овощ?

             Б: банан, какого цвета? И т.д.

 

Интервью

Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».

Педагог говорит:

- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Город, в котором я живу».

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.

Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.

 

Пум – пум - пум.

Цель: развитие внимания, умение анализировать полученную информацию.

Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Сейчас мы поиграем в игру «Пум – пум – пум» . «Пум – пум –пум» - так мы будем называть любой загадочный предмет.

Затем выбирается водящий, который загадывает предмет. Остальные участники задают ему вопросы.

Например:

- Почему ты загадал этот «Пум – пум – пум»?

- Для чего «Пум – пум – пум» нужен?

- Этот «пум-пум-пум» большой или маленький? И так далее.

Водящий должен отвечать на вопросы играющих полным предложением.

Ребенок, который первым назовет загадочный предмет, становится водящим, игра возобновляется.

 

Скажи по – другому

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры

Оснащение: фишки.

Содержание. Играющие садятся на пол или стульчики, образуя круг.

Педагог говорит:

- Я буду произносить предложения, в каждом из которых буду голосом выделять слово. Ваша задача заменить это слово другим, по значению словом.

Будьте внимательны – смысл предложения не должен измениться.

Примеры предложений:

- Девочка торопиться в школу:

- Мама смотрит в окно:

- Вчера Толя был грустным;

- Сегодня Толя весело хохочет. И так далее.

Ребенок, который первым дал верный ответ, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры соберет больше фишек.

 

Объясни Незнайке!

Цель: развитие умения выслушивать мнение своих товарищей, соблюдать очередность, не бояться высказываться. Развитие мыслительных процессов, логического мышления.

Оснащение кукла Незнайка, фишки.

Содержание. Играющие садятся на пол или на стульчики образуя круг. Педагог спрашивает, детей, какие пословицы они знают. Затем говорит:

- Незнайка не понимает того, о чем говориться в пословицах. Давайте ему поможем.

Педагог называет пословицы, а дети стараются их объяснить, привести подходящие примеры. Ребенок, который дал верный ответ получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

 

Делаем выводы.

Цель: развивать умение работать с информацией через установление логических и причинно следственных связей, а также умозаключений.

Оснащение: сюжетные картинки:

«Плывет катер», «Плывёт рыба», «Плывёт облако».

«Идёт человек», «Идёт дождь», «Идёт трамвай».

«Носик у чайника», «Носик у девочки», «Носик на ботинке».

«Бежит собака», «Бежит ручей», «Бежит вода из крана».

Содержание. Педагог говорит:

- Послушайте три предложения. Бежит собака, бежит ручей, бежит вода из крана. Что общего в этих предложениях? Давайте попробуем объединить эти предложения, нам нужно сделать вывод.

Дети при помощи педагога должны составить следующее предложение: «Собака, ручей, вода из крана могут бежать». Выбирается водящий, который делает вывод по другим картинкам, а «консультанты», при необходимости помогают.

       

Плохое настроение.

Цель: учит детей находить адекватные методы взаимодействия для избежания конфликтов, выражать эмоции приемлемыми методами.

Содержание. Педагог объясняет детям, что у каждого человека может быть плохое настроение., и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывание человека.

Затем педагог говорит:

- Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: «Я не буду с тобой играть».

Его друг подумал немного и спросил: «Ты имеешь ввиду, что тебе хочется недолго побыть одному?»

У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять.

После этого выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные дети пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов:» Ты имеешь в виду, что …»

 







Сейчас читают про: