Освоение нового учебного материала

Конспект урока литературы

Учитель: Андронова Анастасия Александровна

Класс: 6

Тема: Михаил Юрьевич Лермонтов. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Ю. Лермонтова, к поэзии, формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус; способствовать развитию устной и письменной речи учеников.

 

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить с особенностями стиля писателя

- углубить знания о творчестве М.Ю. Лермонтова

- исследовать способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.

Развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся;

- совершенствовать навыки анализа поэтического произведения;

- развивать умение выделять главное в тексте;

- развивать устную и письменную речь;

- совершенствовать навыки анализа и обобщения.

Воспитательные:

- совершенствовать навыки общения;

- воспитывать интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова;

- воспитывать внимательное отношение к слову;

Планируемые результаты:

Личностные: Осознание личностного смысла учения; проявление готовности к саморазвитию. Желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осуществление способности к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Познавательные: анализ своих знаний, умение использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи; расширение представлений учащихся о творческом труде М.Ю.Лермонтова; ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану; адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативны е: умение обосновывать и высказывать свою точку зрения, формулирование собственных мыслей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения.

Предметные: собственная интерпретация поэтического произведения; умение анализировать, понимать и формулировать его идею; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы. Формирование собственного отношения к творчеству М.Ю.Лермонтова, развитие умения выражать свои мысли.

Методические приемы: беседа с обучающимися по вопросам, выразительное чтение, активизация самостоятельной работы.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, словарь, учебник, карточки-анаграммы.

Ход урока:

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку.


Мотивация учебной деятельности.

А) Выразительное чтение эпиграфа учителем:

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды…

М.Ю.Лермонтов

 

Б)Беседа по впечатлениям:

 - Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений. О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать, но чуточку позже, и сделаете вы это сами.

В) Постановка проблемного вопроса:

- Ребята, а как вы понимаете, что такое одиночество?

(Ответы детей)

-Да, вы все дали правильные ответы, и чтобы обобщить их, давайте прочитаем определение термина «одиночество» (слайд 2)

«Одиночество – особое эмоциональное состояние человека, вызванное отсутствием близких позитивных связей с другими людьми или страхом потерять имеющуюся связь» - (психологический словарь)

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературе называется мотив – это ведущая идея стихотворения или поэзии.

- Одиночество в поэзии выражает умонастроение поэта. Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова.


Слово о писателе. История создания стихотворения «Тучи»

- Вы уже немного знакомы с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова. Давайте вспомним, что мы знаем о нем?

1. Сообщения учащихся о Лермонтове (на основе ранее изученного)

2. Прочтение биографии писателя на страницах учебника (146-148).

3. Аудиозапись стихотворения «Тучи» (слайд 3)

 История создания

Упр. «Вопрос-ответ». Класс делится на две команды.

Чтение Истории создания стихотворения на стр 149 учебника

Задача: прочитав быстро, но внимательно текст, каждая команда придумывает 2 вопроса другой команде. Для удобства разрешается перемещаться, объединяться (после самостоятельного чтения). После чтения одна команда задает вопрос, вторая – отвечает. Затем повторный просмотр текста, команды меняются ролями. Выбираются самый интересный и глубокий вопрос и самый умный ответ.

 

-Мы познакомились с историей написания этого стихотворения и вы уже поняли, что тема урока связана именно с ним.

Сформулируйте тему урока и запишите.

(Тема одиночества в стихотворении «Тучи»)

Актуализация знаний и умений.

Упр. «Анаграмма».

Открывается оборотная сторона доски с прикрепленными листами-анаграммами:

фо
ме
та
ра
 

 

пи
э
т
те

 


- Какие слова здесь зашифрованы?

- Что означают эти термины? (Дети выходят к доске и меняют листы местами)

Они пригодятся нам при анализе стихотворения «Тучи».


Освоение нового учебного материала

Чтение учителем стихотворения «Тучи» (текст попутно демонстрируется на слайде 4)

Беседа по вопросам:

· Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?

Давайте обратимся к словарю, они находятся на ваших рабочих местах. Лазурь – светло-синий цвет, синева

Значит, «степь лазурная» - простор неба.

В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

Как называются такие выражения? Это одно из слов из упражнения с листами-анаграммами, которое мы с вами проделывали. Вспомнили?  Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 5)

· Есть ли ещё примеры метафоры? («…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 6)

· А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)

· С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)

· А каких туч? (вечных странников) – А это еще один прием, употребеленный автором. Вспомните его. Это эпитет. Запишите в тетради и его определение.

Эпитет – это дополнение к основному слову или понятию, чтобы сделать образ более выразительным, художественное определение для подчеркивания характерных свойств предмета

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 7)

· В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают? К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)

· Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).

· Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания), (слайд 8)

· Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются? («друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?

· А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 9).

· Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?

· Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы «Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». (Прямое отрицание, тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: