double arrow

Методика ознакомления дошкольников с русским декоративно-прикладным искусством


Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему миру.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Именно поэтому нами была разработана программа художественно – эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами русского народного декоративно-прикладного искусства «Сказочные узоры».Программа «Сказочные узоры» основана на основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, использованы программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.А.Соломенниковой «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. Для занятий с детьми 5-7 лет», Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной«Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. Красота. Радость. Творчество», Н.В Ермолаевой «Умельцы-художники» (для детей старшего дошкольного возраста).




Эта программа построена на концепции эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание умений и творческих возможностей детей. Ценность программы заключается в том, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством своего родного края, России, его историей, делая и расписывая свои работы, дети знакомятся с культурой своей родины. У воспитанников появляются знания и устойчивый интерес к истории и культуре нашего народа.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы организованной образовательной деятельности, программное содержание, перечень материалов, необходимых для организованной образовательной деятельности по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Материал сгруппирован отдельными блоками по каждому виду народных промыслов (тарусская вышивка, керамика, филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки, семёновская и загорская матрёшки, гжель, городецкая и хохломская росписи и т.д.). Организованная образовательная деятельность составлена от простого к сложному. В работе с детьми используются технические средства обучения. При отборе методов, форм и приемов учитывались такие критерии, как:



· Комфортная, радостная, от процесса познания, атмосфера.

· Гармоничное развитие личности ребенка.

· Разнообразные методы и приемы, учитывающие потребности ребенка.

· Игровая организация организованной образовательной деятельности.

· Актерские способности воспитателя.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет, на два года обучения. Основной формой работы являются групповая организованная образовательная деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятий. Организованная образовательная деятельность проводится один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность 25-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Новизна программы «Сказочные узоры» состоит в том, что она показывает огромное значение декоративно-прикладного искусства русского, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста ребёнка. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Программа предусматривает региональный компонент: знакомит детей с тарусской вышивкой и керамикой. Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей и эстетическое воспитание детей.



Принципы отбора содержания образования:

· Научность.

· Учет требований типовых программ.

· Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации организованной образовательной деятельности:

· Наглядность;

· сознательность и активность;

· доступность и мера;

· научность;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· систематичность и последовательность;

· прочность усвоения знаний;

· связь теории с практикой обучения и жизнью;

· воспитание в процессе обучения;

· вариативный подход.

Практическое задание

План- конспект

Тема занятия: «Знакомство с искусством – русское народное декоративно- прикладное искусство».

Цель:дать детям представление о предметах декоративно-прикладного искусства, изготовляемых серийно на фабриках, о роли художника, о некоторых видах народного искусства: хохломского, жостовского, городецкого, резьбы по дереву, плетения кружев; познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

Материалы: разные предметы декоративно-прикладного искусства фабричного производства и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева и их изображения; слайды; ТСО.

Ход занятия:

Организационный момент







Сейчас читают про: