Подготовительный этап

Педагог. – Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой.

- Представьте себе, что художников нет. Какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? Вот нарядные ткани. Кто придумал для них рисунок? Художник по тканям. А вот красивая одежда. Фасоны придумал модельер. На заводе, где делают посуду, тоже не обойтись без художника. Кто нарисует красивые узоры для кастрюль, тарелок, чайников и чашек? Всюду нужны художники. Потому что все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, обязательно должно быть не только полезным и удобным, но и красивым.

По ходу рассказа педагог демонстрирует готовые изделия.

Основной этап.

Педагог. Посмотрите вокруг и назовите те красивые изделия, которые по вашему мнению являются предметами декоративно-прикладного искусства, а так же подготовьте рассказ о красивом предмете, который есть у вас дома.

Рассказы детей на предложенную тему.

Педагог. – Большинство предметов с красивыми узорами, которые вы видите в нашем кабинете, дома, в магазинах, сделаны на заводах и фабриках. Художник создает образец и по этому образцу на машинах и станках изготавливают много одинаковых предметов. Вы можете увидеть, придя в гости к другу, точно такие же чашки с таким же узором, как у вас дома. На полках разных магазинов стоят и лежат одинаково украшенные коробки с шоколадными конфетами, громадные рулоны тканей с одинаковым рисунком. Но есть другие красивые предметы, которые расписаны каждый отдельно, вручную народными художниками. Вы знаете народных мастеров, изготавливающих игрушки дымковские…(каргопольские, филимоновские, калининские). Знаете посуду, деревянные кухонные доски, панно, шкатулки, расписанные …(городецким узором). Сегодня я вам покажу другие замечательные изделия народных мастеров-художников.

Педагог показывает слайды по два-три изделия каждого промысла – жостовские подносы, предметы, украшенные резьбой, изображения изб с узорчатыми наличниками и досками, вологодские кружева или их изображения,─ и дает им краткую характеристику. Последним выставляет поднос с хохломскими изделиями (8 – 10 шт.)

Педагог. – А это Золотая Хохлома. Как вы думаете, почему эти изделия назвали золотыми, ведь они сделаны не из золота, а из дерева?

Дает детям возможность взять предметы в руки, рассмотреть. Подтверждает, что у одних изделий золотой фон, у других золотые листья, цветы, ягоды в узорах.

Педагог. – А кто догадался, почему эти красивые предметы называют хохломскими? (По месту изготовления.) Послушайте рассказ про Хохлому и про одного замечательного хохломского мастера Степана Павловича Веселова (по книге: Народные мастера. Традиции школы. – М., 1985).

«В заволжских лесах в селе Сёмине и во многих деревнях вокруг издавна процветает хохломской промысел росписи по дереву. Свое название промысел получил от большого торгового села Хохлома, куда крестьяне свозили для продажи свой товар. Традиции в изготовлении и росписи изделий передавались из поколения в поколение. «Я от отца, отец от деда, так у нас в Хохломе и велось», - рассказывает Веселов. Работать Степан Павлович начал рано. Уже семи лет заходил в красильню к отцу. «Труд свой полюбил я с раннего детства. Сижу, бывало, я на лавке возле отца, смотрю как он работает. И как-то отец спрашивает: «Что, Степашка, писать хочется? – Хочется, тятя», отвечаю ему. Сделал он мне кисть из беличьих хвостов и краску дал. напишет отец цветок, а я стараюсь лучше повторить. Когда выучился, стал отцу помогать. Приходят соседи, поглядят, да и скажут: «Никак Степашка лучше отца стал писать!»

Уже много лет работает Веселов в артели хохломской росписи. Весь дом его украшен росписью. На стенах панно с птицами. Дверь, ведущая в дом, и та даже с росписью. «Это, чтоб веселей было», - поясняет мастер.

Чаши, миски, поставцы, шкатулки, вазы сначала вытачивают из дерева. Чтобы краска легла ровно и легко, долго сохраняла свою свежесть, надо поверхность загрунтовать. Делается это жидко разведенной в воде глиной. А когда грунт высохнет, обмакнет мастер клок пакли в льняное масло и натрет: чаша становится гладкой и блестящей. Затем поставит её в печь, и лишь высохнет – начнет покрывать олифой несколько раз, а затем чашу лудят. Куском овчины натирают порошком алюминия, и чаша становится серебристой. Вот как много работы необходимо проделать, чтобы подготовить изделие к росписи. Когда все готово, возьмет Степан Павлович «серебрёную» чашу, поглядит на нее внимательно, прикинет в голове, «как изложить на ней рисунок», чтобы роспись сочеталась с ее формой. Больше всего любит Веселов рисовать кудрявую травку. «Когда пишу, травка у меня всегда на первом месте. И в природе все растет из трав. Птичку из тех же травинок состроил. Эта размах крыльями сделала и весело смотрит. Другая встрепенулась, глядит-озирается». Когда роспись закончена, мастер ставит чаши в печь на час или больше, а уже после лакирует посуду раз пять-шесть и снова впечь – калить. От жара серебрёная посуда становится золотой. Вот так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много-много другой посуды и изделий. Степан Павлович научил многих хохломскому искусству. Он с радостью делился своими знаниями с молодежью. Он говорил: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это будет настоящее творчество».

Контрольный этап.

Далее рассматриваются хохломские изделия и выделяют элементы: разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы, «травка». Затем уделяется внимание композиции: плавно изогнутые ветки с ягодами, листьями, цветами. «Травка» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожая на завитки с острыми кончиками («Как осока под ветром»). В узорах встречаются изображения птиц, рыбок. Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой. Педагог показывает цветосочетание в хохломской росписи. В ней три главных цвета: красный, черный и золотой. Дополнительные цвета – зеленый и желтый.

Итоговый этап.

В заключение педагог благодарит детей за активное участие в беседе и сообщает, что на следующем занятии дети будут учиться расписывать изделия в стиле «Хохлома».

Рефлективный момент.

Дети оценивают результативность, содержание и полезность учебной работы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: