Система оценивания работы

Контрольная работа № 4 по разделу: «Литература 50 – 90-х годов ХХ века»

Пояснительная записка.

Работа проводится в письменной форме, рассчитана на стандартный урок – 45 минут. Работа состоит из 3 частей (часть 1 – 16 заданий, часть 2 – 13 заданий, часть 3 – анализ стихотворения по 10 вопросам). Задания 1 части – выбор правильного ответа, задания 2 части – обучающийся должен ответить одним словом или предложением, задания 3 части - анализ стихотворения по вопросам.

Цель: проверка качества усвоения вопросов учебного материала по разделу.

В ходе работы проверяется:

 

  Материалы для текущего контроля знаний:

                                               Вариант 1

Часть 1

1. Укажите произведения, написанные А.И.Солженицыным:                                                               

а) «Матренин двор» б) «Бодался теленок с дубом» в) «Мастер и Маргарита» г) «Доктор Живаго»                                                                                                                                                                                 2. Укажите первоначальное название рассказа «Один день Ивана Денисовича»:                         а) Ю -81 б) Щ – 854; в) Один день одного зэка                                                                                       

3. Кто был прототипом главного героя рассказа «Один день Ивана Денисовича»?                         а) солдат Шухов б) зэк в) советский человек г) крестьянин                                            

4. Какие работы выполнял Иван Денисович в лагере?                                                                           

а) каменщик б) печник в) резчик толя г) сапожник                                                                          

5. За какую книгу был удостоен А. И. Солженицын Нобелевской премии?                                

а) «Раковый корпус» б) «Один день Ивана Денисовича» в) «Архипелаг ГУЛАГ» г) «Как нам обустроить Россию»

6. Любимым поэтом Рубцова был: а) Пушкин; б) Тютчев; в) Есенин                               

7. Одним из основных мотивов творчества Н.М.Рубцова является:                                                      

а) назначение поэта и поэзии; б) политическая тема; в) мир человеческой души                                                                                                                                             8. Шукшин находился под воздействием творческой личности:

а) А.Т.Твардовского; б) М.А.Шолохова; в) А.И.Солженицына.

  9. В.М.Шукшин окончил:                                                                                                                          

а) институт кинематографии; б) литературный институт; в) театральный институт.                                                                                                                                                                                                                       10. Первая книга рассказов Шукшина называлась:                                                                             

а) «Странные люди»; б) «Горожане»; в) «Сельские жители».                                               

11. По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы. Из предложенного списка выберите рассказ, который не экранизировали: а) «Дядя Ермолай» б) «Живет такой парень в) «Конец Любавиных».

12. Критик Л.Анненский посчитал началом «настоящего» Шукшина его рассказ:                 

а) «Обида»; б) «Чудик»; в) «Сапожки».                                                                                                            

13. Распределите произведения о войне по их авторам.                                                           

1.В. Распутин 2. В. Быков 3. Ю. Бондарев                                                                                                

а) «Дожить до рассвета» б) «Батальоны просят огня» в) «Живи и помни»
г) «Сотников» д) «Горячий снег» е) «Знак беды».
14. Назовите поэтов – бардов 60-80-х годов ХХ века.                                                                             

1. Н. Заболоцкий 2. Ю. Ким 3.Ю. Визбор 4. Д. Кедрин 5. Б. Окуджава                                

6. А. Твардовский 7.В. Высоцкий                                                                                                                
15.
Назовите «возвращённые произведения».                                                                   

1.«Хранитель древностей» 2. «По праву памяти» 3. «Облава» 4. «Дни Турбиных»                                 

5. «Архипелаг Гулаг»                                                                                                                                      

16.   Назовите поэта, в творчестве которого нашло яркое воплощение художественное двоемирие.         

1. Д. Кедрин 2. О. Сулейменов 3. Н. Заболоцкий.                                                                                                                                     Часть 2

1. Где родился А.И.Солженицын?

2. После публикации какого произведения А.И.Солженицына обвинили в неоптимистичном изображении советского села?                                                                                                     3. Сколько лет провёл А.И.Солженицын в исправительно-трудовых лагерях?                                                                                                                          4. Назовите главную книгу А.И.Солженицына, посвящённую всем замученным и убитым в годы тоталитарного режима.                                                                                                           

5. Кто был любимым поэтом Рубцова?

6. Что является одним из основных мотивов творчества Н.М.Рубцова?

7. В каком году состоялся дебют А.Вампилова-драматурга?                                                                8. О какой героине из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» идёт речь:

«Двадцать восемь лет, не меньше, но и не больше. Она привлекательна. Недлинные прямые волосы, до сего момента непричесанные. Чуть близорука. Босая, в домашнем халате»?

 9. Что лежит в основе «Колымских рассказов» Шаламова?                                                                               10. Как можно назвать «Колымские рассказы» Шаламова?                                                                 11. Назовите представителей «деревенской прозы».                                                                        

12. Назовите этапы развития авторской песни.                                                                                     

13. Установите соответствия между автором и названием произведения.                                     

1. В.С. Пикуль; 2. Д.М. Балашов; 3. В.Н. Ганичев; а) «Время власти»; б) «Флотовождь»; в) «Фаворит».

Часть 3 Прочитайте приведённое ниже стихотворение Н.М. Рубцова «Звезда полей» и выполните задания.

Звезда полей во мгле заледенелой,          Звезда полей горит, не угасая,                                                                        Остановившись, смотрит в полынью.                     Для всех тревожных жителей земли,                                                                                    Уж на часах двенадцать прозвенело,            Своим лучом приветливо касаясь                                                         

 И сон окутал родину мою…                                    Всех городов, поднявшихся вдали.

Звезда полей! В минуты потрясений              Но только здесь, во мгле заледенелой,                                                      Я вспоминал, как тихо за холмом            Она восходит ярче и полней.                                                                                           Она горит над золотом осенним,                     И счастлив я, пока на свете белом                                                                                               Она горит над зимним серебром…                               Горит, горит звезда моих полей…

1. Какой художественный образ связан в сознании лирического героя с родиной?

а) земля; б) белый свет; в) звезда полей; г) солнечный луч                                                          

2. Ведущей в стихотворении является тема:                                                                                                   

а) узничества; б) родины; в) одиночества; г) свободы                                                                  

3. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетания: «во мгле заледенелой», «лучом приветливым», «над зимним серебром»?        а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение; г) сравнение                                                                                      

4. Какой синтаксический приём используется в следующей строке: «И сон окутал родину мою…»?      а) антитеза; б) повтор; в) аллитерация; г) инверсия                                                                                                                             5. Лирический герой стихотворения:                                                                                                        

а) страдает от одиночества; б) счастлив, пока горит «звезда полей»; в) никогда не вспоминайте о «звезде полей»; г) боится изменений в судьбе                                                             

6. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих строчках: «И счастлив я, пока на свете белом / Горит, горит звезда моих полей…»                                                                                                                                                     

7. В строке «…как тихо за холмом» использован фонетический приём: повторение согласных звуков в поэтической речи. Назовите этот приём.                                                        

8. Выпишите словосочетание из второй строфы, которое является для поэта символом родины.                                                                                                                                                   

9. Укажите художественно-выразительное средство, которое используется поэтом в словосочетаниях: «звезда полей», «горит звезда», «восходит ярче».                                           

10. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

                                             

 




Вариант 2

Часть 1                                                                                                                                              

1. Определите ведущую тему всего творчества А.И. Солженицына:                                                

а) тема судьбы России б) тема интеллигенции в) тема исторического прошлого

 г) тема войны                                                                                                                                                    

 2. Укажите произведения, написанные А.И.Солженицыным:                                                                

  а) «Раковый корпус» б) «Тихий Дон» в) «Сокровенный человек» 

г) «Архипелаг ГУЛАГ»                                                                                                      

3. Где впервые напечатан рассказ «Один день Ивана Денисовича»?                                                   

а) в Америке б) в Москве в журнале «Новый мир» в) в Казахстане  

г) в Западной Европе                                                                                                            

4. Назовите место действия рассказа «Один день Ивана Денисовича»:                                            

  а) деревня Тегменево б) пригород Москвы в) каторжный лагерь в Казахстане 

г) прифронтовая полоса                                                                                                                        

5. Почему Иван Шухов («Один день И. Денисовича») всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?                                                                                                                                  

а) герой стремился получить одобрение командира б) герой стремился быть первым в столовой 

в) герой никак не мог смириться с нынешними условиями г) герой в эти часы ощущал себя свободным человеком                                                                                                   

6. Какое чувство объединяет стихотворения Николая Рубцова?                                                     

  а) любовь к Родине, интерес к ее истории; б) сопереживание тяжелой человеческой судьбе;

в) чувство одиночества и безысходности                                                                               

7. Что лежит в основе всей поэзии Николая Рубцова?                                                                 

а) подражание классикам русской поэзии; б) любовь к родине; в) стремление увековечить своё имя                                                                                                                                                    

8. В.М.Шукшин работал:                    

       а) врачом; б) механизатором; в) учителем.

9. Сюжет освобождения от тюрьмы вора - рецидивиста Егора Прокудина по кличке Горе, человека с незаурядным характером – это сюжет киноповести:

а) «Печки-лавочки»»; б) «Калина красная»; в) «Точка зрения».                                                                                             10. Шукшин находился под воздействием творческой личности:                                                                     а) А.Т. Твардовского; б) А.И. Солженицына; в) М.А. Шолохова.                                                                           11. Какое произведение не принадлежит Шукшину:                                                                                       

а) «Калина красная»; б) «Живёт такой парень»; в) «Компромисс».                                                         12. Герои-«чудики» - это: а) художественная фантазия писателя; б) замечательнейшее открытие писателя; в) творческая интерпретация писателя.                                                                                                                                          13.  Укажите произведения, затронувшие тему предательства, трусости в годы Великой Отечественной войны.                                                                                                                                             1.«Альпийская баллада» 2. «Живи и помни» 3 «Непокорённые» 4. «Василий Тёркин» «Сотников».                                                                                                                                                                                                                                                                                 14. Назовите произведения, поднявшие на своих страницах экологические проблемы.

1«Прощание с Матёрой» 2.«Буранный полустанок» 3«Доктор Живаго» 4.«Царь - рыба»      

5. «Плаха».
15. Назовите поэта, в творчестве которого звучат античные и библейские мотивы.                                                                                                                      1.В. Высоцкий 2. Б. Окуджава 3. И. Бродский.                                                                                          

16. Кто по национальности Еремеев, герой пьесы А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»?      1 бурят 2 эвенк 3 русский.                                                                                                                                                                                                                                

      Часть 2                                                                                                                                                            

1. Какой премии был удостоен А.И.Солженицын в 1970 году?                                                                

 2.  Кем был Солженицын во время Великой Отечественной войны?                                                                3.   В каком году Солженицын вернулся в Россию?                                                                                 

  4. Сколько сыновей в семье А.И.Солженицына, назовите их по именам.                                            5. Что лежит в основе всей поэзии Николая Рубцова?                                                                                      6. Назовите годы жизни Н.М. Рубцова.                                                                                                                           7. На сюжет какой пьесы А. Вампилова написана опера? Кто является композитором?                   

8. О какой героине из пьесы Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»: ««Женщина лет сорока пяти. Она моложава на вид, энергична, в движениях смела и размашиста. Одета щеголевато»?                                                                                                                                          

9. Из скольких рассказов состоят «Колымские рассказы» Шаламова?                                                                          10. Как первоначально называлась пьеса А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»?                     

11. Каким словосочетанием можно выразить трагизм «Колымских рассказов» Шаламова?              

12. Назовите представителей «городской прозы».                                                                                                      13. Установите соответствия между автором и названием пьесы.    

1. А. Вампилов; 2. А. Арбузов; 3. В. Розов;

а) «В добрый час»; б) «Утиная охота»; в) «Жестокие игры».     

 

  Часть 3 Прочитайте приведённое ниже стихотворение Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» и выполните задания

Тихая моя родина!                                               Тина теперь и болотина                                                                                                                       Ивы, река, соловьи…                                                 Там, где купаться любил…                                                                                                                                                                                          Мать моя здесь похоронена                                Тихая моя родина,                                                                             В детские годы мои.                                                                             Я ничего не забыл.

-Где же погост? Вы не видели?                                    Новый забор перед школою,                                                                           Сам я найти не могу.                                            Тот же зелёный простор                                                                     Тихо ответили жители:                                        Словно ворона весёлая,                                                                                  -Это на том берегу.                                                                            Сяду опять на забор!

Тихо ответили жители,                                        Школа моя деревянная!                                                                          Тихо проехал обоз.                                               Время придёт уезжать -                                                                  Купол церковной обители                                   Речка за мною туманная                                                                         Яркой травою зарос.                                                                      Будет бежать и бежать.

Там, где я плавал за рыбами,                               С каждой избою и тучею,                                                                         Сено гребут в сеновал:                                         С громом, готовым упасть,
Между речными изгибами                                Чувствую самую жгучую,
Вырыли люди канал.                                                                    Самую смертную связь.

 1. Ведущей в стихотворении является тема:

а) узничества; б) родины; в) одиночества; г) свободы                                                                               2. Как называется художественно-выразительное средство, которое используется в следующих словосочетания: «зелёный простор», «ворона весёлая», «речка туманная»?                                                  а) эпитет; б) метафора; в) олицетворение; г) сравнение                                                                      3. Какой синтаксический приём используется в следующей строке: «самая жгучая, самая смертная связь»?          а) антитеза; б) повтор; в) аллитерация;   в) градация                                                          

4. Лирический герой стихотворения испытывает чувство:                                                                                             а) грусти и печали; б) счастья и радости; в) одиночества и уныния; г) сожаления от изменения родных мест                                                                                                                                                                                5. Очутившись на родине детства, пройдя по знакомым «зелёным просторам», увидев родные места, лирический герой:                                                                                                                                                 а) понимает, что он повзрослел; б) радуется произошедшим переменам; в) вновь превращается в прежнего мальчишку; г) сожалеет, что родные места изменились                                                                                                                            6. В каком значении употреблено слово высокой лексики «обитель»?                                                  а) место, где кто-то живёт; б) жилище; в) монастырь; г) сельское кладбище                                        7. Из каких воспоминаний складывается «чувство родины», неподвластное времени?                                                                                                                                  8. Какое слово в стихотворении Рубцова является ключевым?                                                                          9. Какое чувство связывает лирического героя с родиной? Ответьте при помощи цитирования.                                                                                                                                            

10. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.




Система оценивания работы

За каждый правильный ответ заданий ставится один балл - 1 и 2 части (всего 29 баллов), 3 часть – 10 баллов - в итоге всего 39 баллов; за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: