A. У меня прямо начиналось головокружение, когда явидел на улице мороженщика со своей тележкой.
Б. Но тогда это было что-то особенное.
B. Конечно, я его люблю и сейчас.
Г. Когда я был маленький, я очень любил мороженое.
а)Г, А, Б, В б)А, Г, Б, В в) Г, Б, А, В г) Г, В, Б, А
18. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Коли он не знает решения этой задачи.
2) Оля сказала что не пойдет в музей.
3) Катя предложила Пойдёмте кататься.
4) Валя передай мне книгу.
Блок «В» (выше базового)
Часть2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Поистине сентябрь - чародей цвета. (2)Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окрасились в фиолетовый. (6)В красную одежду оделись рябины, ольха так и осталась зеленой.
|
|
1. Определите тип текста
а) рассуждение б) описание в) повествование
2. В предложении (3) найди слово, состоящее из приставки, корня, суффикса, окончания выпиши его.
3. Из предложений (5-6) выпишите олицетворение.
4. Озаглавьте текст
Блок «С» (повышенный уровень)
Часть 3
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень – прекрасная пора». Объём сочинения – не менее 5 предложений.
Ключ к итоговой контрольной работе по русскому языку за курс 5 класса
Таблица 1
Блок А, № задания | 1 вариант | 2 вариант | 3 ВАРИАНТ |
1 | жалюзИ, позвонИт | Б) тортЫ | 3 |
2 | б | в | 1) звонИм |
3 | шофёры | В чулок | 2) большой айсберг |
4 | в | б | 2 |
5 | По составу | По составу | По составу |
6 | А)роса, увлекать, глотать | замирает | б) приложение |
7 | В) жёлтый, сажей, под душем | в) мяч..м, пыльц..й, ш..колад | б) циркуль |
8 | Б)растительное | г) заж..гаю | в) ш…л |
9 | г) два ручья, полночь рожь | б) мышь, ран..ше, у ручья | 4) дуешь |
10 | А) на ветке | а) заботиться о здоровье | 1) весенним утром |
11 | В) горючим | а) в син…й шинели; | 2) любоват_ся |
12 | г | г | в) клеит конверт |
13 | В) он гонится | б | 4 |
14 | в | а | 2 |
15 | в | в | Ветер гуляет, подгоняет. |
16 | В) Ты советуешь,Таня, мне прочитать роман «Робинзон Крузо»? | б ) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. | 1 |
17 | г | г) Г, В, Б, А | БАВГД |
18 | 3 Таня предложила: «Пойдёмте в кино» | 3) Катя предложила: «Пойдёмте кататься». | в) Мы купили фрукты: бананы, апельсины и груши. |
Количество баллов | 19 (за схему в 18 зад. 1б доп) | 19 | 18 |
|
|
Таблица 2
Блок В, № задания | 1 Вариант | 2 вариант | |
1 | А | б | |
2 | Передать | оттенков | |
3 | Травинки, цветочка, кустика ягодки | оделись рябины | |
4 | Кладовая солнца | сентябрь - чародей цвета | |
Количество баллов | 4 | 4 |
Максимальное количество баллов, которое можно получить учащийся за выполнение заданий блока «А» и «В», -23 балла.
Часть 3 количество баллов – 5
Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всех заданий блока «А» и «В», С, -28 баллов.
Вариант 1,2
Отметка по 5-балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-12 | 13-18 | 19-25 | 26-28 |
Вариант 3 Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всех заданий блока «А» и «В», С, -23 балла
Отметка по 5-балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-10 | 11-16 | 17- 24 | 21-23 |
Пояснительная записка.
1. Назначение работы - оценить подготовку учащихся 4 класса по русскому языку с целью итоговой аттестации за курс 5 класса основной общеобразовательной школы.
2. Документы, определяющие содержание итоговой работы:
1) обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету;
2) федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
3) примерные программы основного общего образования - М.: Дрофа, 1999.
3. Характеристика структуры и содержания итоговой работы.
В работу по русскому языку включено 1 задание творческого характера и 22 задания с выбором ответа из 4-х предложенных.
Итоговая работа по русскому языку состоит из 3-х частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех учащихся.
Часть 1 содержит 18 заданий с выбором ответа, проверяющие знания, умения и навыки учащихся в области орфографии, орфоэпии, фонетики, лексики, синтаксиса и пунктуации и др.
Часть 2 содержит 4 задания с выбором ответа, проверяющие умения извлекать информацию из текста при чтении, определять принадлежность текста к определённому функционально-смысловому типу речи, а также ряд умений, связанных с анализом языковых единиц, представленных в прочитанном тексте.
Часть 3 содержит задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение),
проверяющее умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации, извлечённой из прочитанного текста.
Варианты итоговой работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером в обоих вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Распределение заданий по частям итоговой работы представлено в таблице 1.
Таблица 1.
№ | Части работы | Число заданий | Макси- мальный балл | % максимального балла за задания данной части от максимального балла за всю работу, равного 36 баллам | Тип задания |
1 | Часть 1 | 18 | 18 | 78,3% | Задание с выбором ответа |
2 | Часть 2 | 4 | 4 | 17,4% | Задание с выбором ответа |
3 | Часть 3 | 1 | 14 | 4,3% | Задание с развёрнутым ответом |
4 | Языковые и речевые нормы | Часть 3 (в целом) | Творческая работа | ||
итого | 23 | 36 | 100% |
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.
Таблица 2.
Содержательные разделы | Число заданий | Максимальный балл | %максимального балла за задания данного блока содержания от максимального балла за всю работу, равного 36 баллам |
Речевая деятельность. Письмо (сочинение - рассуждение) | 1 | 14 | 38,9% |
Речевая деятельность. Письмо (сочинение - описание) | 1 | 14 | 38,9% |
Речевая деятельность. Чтение. | 4 | 4 | 11% |
Текст как продукт речевой деятельности. Функционально - смысловые типы речи. | 1 | 1 | 2,8% |
Текст как продукт речевой деятельности Средства связи предложений в тексте. | 2 | 2 | 5,6% |
Морфемика и словообразование | 3 | 3 | 8,3% |
Лексика. | 2 | 2 | 5,6% |
Морфология. | 1 | 1 | 2,8% |
Синтаксис. Пунктуация. | 2 | 2 | 5,6% |
Орфоэпия. | 1 | 1 | 2,8% |
Орфография. | 9 | 9 | 25% |
Речь. | 4 | 17 | 47,2% |
Фонетика. | 1 | 1 | 2,8% |
Языковые и речевые нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Речевые нормы. | Часть 3 (в целом) | 14 | 38,9% |
Итого | 23 | 36 | 100% |
Задания итоговой работы по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Аттестуемый работает с отобранным языковым материалом, представленным в виде отдельных слов, словосочетаний или предложений; с языковыми явлениями, предъявляемыми в тексте; создаёт собственное монологическое высказывание.
|
|
Распределение заданий по видам работы с языковым материалом.
Таблица 3.
Виды работы с языковым материалом. | Число заданий. | Максимальный балл. | % |
Написание сочинения - рассуждения или - описания. | 1 | 6 | 16,7% |
Работа с текстом. | 4 | 4 | 11% |
Соблюдение языковых и речевых норм. | Часть 3. | 6 | 16,7% |
Итого | 6 |
При разработке содержания итоговой работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и, в равной мере, проверки овладения умениями, представленными в таблице 4.
Таблица 4
№ | Перечень проверяемых умений. |
1 | Умение понимать содержание текстов различных функционально-смысловых типов речи и стилей. |
2 | Умение понимать основную мысль прочитанного текста. |
3 | Умение озаглавливать текст. |
4 | Умение определять тип речи прочитанного текста. |
5 | Умение последовательно излагать собственные мысли. |
6 | Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи. |
7 | Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. |
8 | Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. |
9 | Умение проводить звуко - буквенный анализ слов. |
10 | Умение определять лексическое значение слова. |
11 | Умение проводить морфемно - словообразовательный анализ слова. |
12 | Умение определять принадлежность слова к определённой части речи. |
13 | Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам. |
14 | Умение находить грамматическую основу предложения. |
15 | Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания. |
16 | Умение логически мыслить. |
5. Время выполнения работы и условия её проведения.
|
|
На выполнение работы отводится 90 минут. Сначала ученики выполняют тестовые задания с выбором ответа
Затем переходят к выполнению заданий части 2. После этого ученики приступают к написанию сочинения - рассуждения (1в.) и сочинения - описания (2в.).
6. Система оценивания заданий и работы в целом.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задания части 1 и 2 - 22 балла (по одному баллу за каждый верный ответ). Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание третьей части работы по критериям С1 - С4 - 6 баллов. Практическая грамотность работы учащегося оценивается на основании проверки сочинения в целом (с учётом положения о грубых и негрубых, однотипных ошибках). Максимальная сумма, которую может получить учащийся за соблюдение языковых и речевых норм, - 8 баллов.
Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший итоговую работу, - 36 баллов.
7. Рекомендации по подготовке к итоговой работе.
При подготовке к итоговой работе рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений; Научный редактор акад. РАО Н. М. шанский. - М.: Просвещение.
2. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта, - М. Дрофа.
3. К итоговой работе можно готовиться также по другим учебникам, включённым в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
8.План итоговой работы. Кодификатор.