И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом

В класс

Контрольная работа №1 по литературным произведениям XX века

Вариант

I. Теория литературы

Какое средство выразительности использовал автор?

1) Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые; Умывается снегами рассыпчатыми… 2) Мне виделась Москва, что муравейник. 3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!  

Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.

Соотнесите термин и его лексическое значение.

1. Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. 2.Событие, знаменующее начало развития действия в эпических произведениях. 3. Картина природы в художественном произведении.  

Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.

3.Фольклор – это:

Устное народное творчество

Художественная литература

Жанр литературы

Жанр устного народного творчества.

II. История литературы.

О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.

  • М. Ю. Лермонтов «Песня …про купца Калашникова»

III. Знание текста литературного произведения.

Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.

1). Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге…

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

3) Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга….

Назовите произведение и его автора по отрывку.

   

1). И выходит удалой ….,
Царю в пояс молча кланяется,


Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Подправляет другой шапку алую…

2). Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы… одежду носил долгие годы одну и ту же без смены…

3). Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам…

С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам

Выберите правильный ответ.

1 ). Почему Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» оказался способен на предательство?

А) из-за любви к полячке;

Б) из-за пылкого горячего характера;

В) не любил Запорожскую Сечь;

Г) из-за трусости.

За что бился в кулачном бою купец Калашников в произведении М.Ю.Лермонтова?

А) показать удаль свою; Б) за родину; В) за честь семьи.

На день восшествия на престол какой императрицы М.В.Ломоносов написал оду?

А) Екатерина I

Б) Елизавета Петровна;

В) Екатерина II.

В чем смысл заглавия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?

А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;

Б) в нем описывается животное хамелеон;

В) так называют чиновников.

Чем генералы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина наградили мужика?

А) медалью;

Б) плетьми;

В) рюмкой водки и пятаком;

Г) кафтаном.

6)Кто такой юродивый (по рассказу «Юшка»):

А)Сумасшедший

Б)Живущий по законам Бога среди людей

В)Добрый человек

Г)Злой человек.

7)В чем главная идея рассказа «О чем плачут лошади»:

А)Жить в гармонии с самим собой и природой

Б)Жить в гармонии с самим собой

В)Противопоставлять себя окружающему миру

Г)Чувствовать свое превосходство над людьми и природой

IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»)

Какой герой литературного произведения запомнился и почему?

В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?

О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?

Вариант

I. Теория литературы

Какое средство выразительности использовал автор?

1) Вот об землю царь стукнул палкою, И дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником… 2) Губы бескровные, веки упавшие… 3) Словно ястреб взглянул с высоты небес
 

Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет.

2. Соотнесите термин и его лексическое значение.
1). Расположение, т.е. построение произведения. 2). Противопоставление образов, картин, явлений, понятий. 3).Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.

3.Что такое былина:

Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Это поэтическая биография народа

Это краткое изречение

Это рассказ об исторических деятелях.

II. История литературы.

О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.

  • Н. А. Некрасов «Русские женщины»

Знание текста литературного произведения.

Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.

1). - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина.

3). Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала….

Назовите произведение и его автора по отрывку.

Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.

3). Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец…

4)…. Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.

3. Выберите правильный ответ.

1.Кто такие волхвы из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:

  1. Бродячие артисты
  2. Странники
  3. Колдуны
  4. Предсказатели.

2.Какому социальному слою принадлежал Калашников:

  1. Дворянин
  2. Крестьянин
  3. Купец
  4. Боярин.

3.Как поступил Тарас Бульба с Андрием:

  1. Простил за предательство
  2. Убил собственными руками
  3. Помог бежать к любимой девушке
  4. Отдал на перевоспитание в монастырь.

4.Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:

  1. Войне 1812
  2. Восстанию 14 декабря 1825
  3. Отмене крепостного права 1861
  4. Крымской войне 1854-1856.

5.В каком жанре создано произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералом прокормил»:

  1. Повесть
  2. Роман
  3. Сказка
  4. Новелла.

6.Концовка рассказа «Юшка»:

  1. Носит негативный характер
  2. Носит позитивный характер
  3. Автор не дает никаких оценок событиям
  4. Концовка рассказа неясна.

7.Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа «Кукла»:

  1. Человеческое безразличие
  2. Неуважение к чужому труду
  3. Хулиганское поведение подростков
  4. Хамское отношение между людьми

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: