В класс
Контрольная работа №1 по литературным произведениям XX века
Вариант
I. Теория литературы
Какое средство выразительности использовал автор?
1) Заря алая подымается; Разметала кудри золотистые; Умывается снегами рассыпчатыми… 2) Мне виделась Москва, что муравейник. 3) о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! |
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет, олицетворение.
Соотнесите термин и его лексическое значение.
1. Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. 2.Событие, знаменующее начало развития действия в эпических произведениях. 3. Картина природы в художественном произведении. |
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Фольклор – это:
Устное народное творчество
Художественная литература
Жанр литературы
Жанр устного народного творчества.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
|
|
- М. Ю. Лермонтов «Песня …про купца Калашникова»
III. Знание текста литературного произведения.
Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской дороге…
Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трёх сторон таборы этих людей, а с четвёртой - была степь. Были это весёлые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжёлая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.
3) Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга….
Назовите произведение и его автора по отрывку.
1). И выходит удалой ….,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Подправляет другой шапку алую…
2). Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы… одежду носил долгие годы одну и ту же без смены…
3). Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам…
С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам
|
|
Выберите правильный ответ.
1 ). Почему Андрий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» оказался способен на предательство?
А) из-за любви к полячке;
Б) из-за пылкого горячего характера;
В) не любил Запорожскую Сечь;
Г) из-за трусости.
За что бился в кулачном бою купец Калашников в произведении М.Ю.Лермонтова?
А) показать удаль свою; Б) за родину; В) за честь семьи.
На день восшествия на престол какой императрицы М.В.Ломоносов написал оду?
А) Екатерина I
Б) Елизавета Петровна;
В) Екатерина II.
В чем смысл заглавия рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»?
А) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество;
Б) в нем описывается животное хамелеон;
В) так называют чиновников.
Чем генералы в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина наградили мужика?
А) медалью;
Б) плетьми;
В) рюмкой водки и пятаком;
Г) кафтаном.
6)Кто такой юродивый (по рассказу «Юшка»):
А)Сумасшедший
Б)Живущий по законам Бога среди людей
В)Добрый человек
Г)Злой человек.
7)В чем главная идея рассказа «О чем плачут лошади»:
А)Жить в гармонии с самим собой и природой
Б)Жить в гармонии с самим собой
В)Противопоставлять себя окружающему миру
Г)Чувствовать свое превосходство над людьми и природой
IV. Дайте развернутый ответ на один из предложенных вопросов.
Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (по рассказам «Юшка» и «Кусака»)
Какой герой литературного произведения запомнился и почему?
В чем актуальность рассказа «О чем плачут лошади»?
О чем рассказ «Живое пламя» и как можно объяснить его название?
Вариант
I. Теория литературы
Какое средство выразительности использовал автор?
|
Для справок: антитеза, гипербола, метафора, сравнение, эпитет.
2. Соотнесите термин и его лексическое значение.
|
Для справок: антитеза, гипербола, завязка, композиция, пейзаж, сравнение, сюжет.
3.Что такое былина:
Произведение устной поэзии о русских богатырях и народных героях.
Это поэтическая биография народа
Это краткое изречение
Это рассказ об исторических деятелях.
II. История литературы.
О каких событиях русской истории идет речь в этом художественном произведении? Назовите реальных исторических деятелей, которые являются героями этого произведения.
- Н. А. Некрасов «Русские женщины»
Знание текста литературного произведения.
Назовите произведения по их началу. Вспомните и запишите автора.
1). - А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники?
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина.
3). Тётя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала….
Назовите произведение и его автора по отрывку.
Слепой промолчал; он настолько хотел снова побыть на паровозе, что смирился передо мной.
И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом.
3). Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам: - Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец…
|
|
4)…. Был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава.
3. Выберите правильный ответ.
1.Кто такие волхвы из стихотворения Пушкина «Песнь о вещем Олеге»:
- Бродячие артисты
- Странники
- Колдуны
- Предсказатели.
2.Какому социальному слою принадлежал Калашников:
- Дворянин
- Крестьянин
- Купец
- Боярин.
3.Как поступил Тарас Бульба с Андрием:
- Простил за предательство
- Убил собственными руками
- Помог бежать к любимой девушке
- Отдал на перевоспитание в монастырь.
4.Какому историческому событию посвящена поэма Некрасова «Русские женщины»:
- Войне 1812
- Восстанию 14 декабря 1825
- Отмене крепостного права 1861
- Крымской войне 1854-1856.
5.В каком жанре создано произведение «Повесть о том, как один мужик двух генералом прокормил»:
- Повесть
- Роман
- Сказка
- Новелла.
6.Концовка рассказа «Юшка»:
- Носит негативный характер
- Носит позитивный характер
- Автор не дает никаких оценок событиям
- Концовка рассказа неясна.
7.Что больше всего возмущает Акимыча, главного героя рассказа «Кукла»:
- Человеческое безразличие
- Неуважение к чужому труду
- Хулиганское поведение подростков
- Хамское отношение между людьми