Основные принципы и направления предупреждения коррупции

 

Коррупция представляет собой серьезную угрозу функционированию публичной власти на основе права и закона, верховенству закона и подрывает доверие населения к государственной власти, существенно замедляет экономическое развитие. Коррупция в России является системным явлением, поэтому эффективная борьба с ней возможна только при использовании комплекса экономических, политических правовых, социальных и информационно-пропагандистских и иных мер.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принципам, на которых должна строиться и осуществляться указанная деятельность. В связи с этим в целях повышения эффективности антикоррупционной деятельности представляется необходимым уточнение общей характеристики принципов и определение их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

Согласно словарю русского языка С.И. Ожегова, «принцип ‒ это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.д.».

Таким образом, можно утверждать, что принципы в данном случае это основополагающие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции.

Основные принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона РФ «О противодействии коррупции»: 1) признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Перечисленные в законе принципы являются основополагающими при разработке мер борьбы с коррупцией. К сожалению, законом перечисленные принципы лишь декларируются, а их содержание не раскрывается. Кроме того, практическая деятельность по противодействию коррупции может основываться и на иных принципах в зависимости от субъектов и видов воздействия, а также интерпретации уже имеющихся. В с вязи с этим нами предпринята попытка как раскрыть содержание перечисленных в Законе принципов, так и обсудить значение иных оснований в деятельности различных структур и формирований в борьбе с коррупционными проявлениями в обществе.

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что при осуществлении антикоррупционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Необходима дальнейшая унификация и соблюдение законодательства с целью более эффективного применения правовых норм в указанной сфере, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных и предсказуемых процедур и мер.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватывает развитие почти всей системы права. В связи с этим является актуальной идея Национального антикоррупционного комитета России о выработке законодательных стандартов антикоррупционного характера по каждой отрасли права, что позволит через сравнение действующего законодательства страны, региона или муниципального образования с названными стандартами давать оценку степени благоприятности юридического климата на этой территории для коррупции.

При этом государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и других нормативных актов в сфере антикоррупционной политики. Кроме того, недопустимо установление антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами.

Реализация принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления связана напрямую с осуществлением следующих мер:

обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информации о фактах коррупции, коррупциогенных факторах и мерах антикоррупционной политики;

введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность;

совершенствование в действующем законодательстве механизмов принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными;

разработка и принятие программы повышения правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации;

разработка и принятие этических кодексов поведения для всех ветвей и уровней власти в Российской Федерации (по примеру Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации);

поддержка и поощрение тех средств массовой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропагандой, распространением идей законности и правопорядка в стране;

постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в России и за рубежом;

публичное противостояние мифу о непобедимости коррупции в стране.

Принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений - несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к категории высоколатентных деяний, правоохранительным органам в своей деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы все участники коррупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия.

С этой целью необходимо дальнейшее совершенствование оперативно-розыскной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества.

Принцип комплексности заключается в том, что:

во-первых, при осуществлении антикоррупционных мероприятий необходимо комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

во-вторых, вопросы борьбы с коррупцией затрагивают сферы деятельности многих федеральных органов исполнительной власти, поэтому реализация антикоррупционных программ в полной мере возможна только при условии консолидации их усилий по решению комплекса проблем противодействия проявлениям коррупции.

Круг субъектов борьбы с коррупцией достаточно широк, в силу чего их деятельность нуждается в координации. В борьбу с коррупцией наряду с государственными органами вовлечены институты гражданского общества (общественные организации, ассоциации и т.д.), иные юридические и физические лица. Кроме того, субъектами борьбы с коррупцией - физическими лицами наряду с гражданами Российской Федерации могут быть иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие или временно пребывающие на территории нашей страны, либо осуществляющие борьбу с коррупцией в иных государствах.

Противодействие различным видам коррупции должно осуществляться на планово-программной основе, в которой главный упор должен быть сделан на приоритет мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в обществе.

В целях реализации принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами необходимо:

ускорить имплементацию ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство;

ускорить присоединение России к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок;

развивать двухстороннее и многостороннее международное сотрудничество во всех областях борьбы с коррупцией;

организовать стажировки российских специалистов в странах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции (по ведомственной принадлежности);

создать необходимые условия для правового воспитания и привлечения общественного внимания к коррупционным действиям.

Реализация принципа научности предполагает создание системы регулярного мониторинга коррупционной ситуации в Российской Федерации, отдельных субъектах страны. Мониторинг должен осуществляться на нормативно-правовой основе, проводиться наиболее компетентными специалистами с целью выявления степени серьезности и опасности проблемы коррупции в обществе и ореола распространения данного явления в различных сферах жизнедеятельности.

Результаты анализа коррупционной «зараженности» в обществе должны рассматриваться как основание для разработки, корректировки и реализации предупредительно-профилактических программ, планов и мероприятий.

К одному из важных антикоррупционных принципов следует отнести обеспечение личной безопасности граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями, которое включает:

анализ существующего законодательства по защите свидетелей и разработку предложений по более эффективной защите свидетелей в коррупционных процессах;

восстановление нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидацию и предупреждение вредных последствий коррупционных правонарушений;

реализацию мер по защите граждан, добросовестно сообщающих о коррупционных действиях;

использование специальных анонимных «горячих линий» для граждан, желающих поделиться информацией или рассказать о фактах коррупции;

уменьшение сроков наказания лицам, причастным к коррупции, в случае чистосердечного раскаяния или помощи следствию;

создание государственно-общественных консультаций граждан по защите их прав и свобод в отношениях с органами власти и местного самоуправления;

возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.

Принцип своевременности (оперативности) проявляется в следующем: чем быстрее соответствующие структуры среагируют на сигналы о коррупционных фактах в деятельности различных структур, тем адекватнее и эффективнее будут предупредительные меры.

Соблюдение принципа экономичности (социально-экономической обоснованности) важно в связи с тем, что разработанные к реализации меры борьбы с коррупцией должны принести существенные изменения криминогенной обстановки в указанной сфере, а объемы финансирования должны быть в рамках намеченных целей и задач. При реализации указанного принципа необходимо отказаться от рецидивов чрезмерной идеологизации предпринимаемых мер, антикриминального популизма, сиюминутных политикоконъюнктурных подходов к решению задач противодействия коррупционной преступности.

Антикоррупционная политика должна осуществляться за счет целевого бюджетного финансирования со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. К сожалению, нередко принимаемые такого рода программы, как на федеральном, так и региональном уровне, не выполняются из-за недостаточного их ресурсного обеспечения. Финансирование таких программ обычно не превышает 60-70% денежных средств, необходимых для их реализации. Это не только резко снижает эффективность намечаемых мер, но и компрометирует работников правоохранительных органов, занимающихся противодействием различным формам коррупции.

Соблюдение принципа равенства всех перед законом и судом играет важную роль в борьбе с коррупцией, так как в практике работы правоохранительных органов нередки случаи так называемого селективного применения законодательства, когда закон для одних работает, а для других нет. Гарантией соблюдения этого принципа является антикоррупционная активность самих граждан, общественности; подача обращений в прокуратуру, суды, сообщение информации через СМИ и т.д.

Реализация принципа эффективности напрямую связана с объективными показателями результативности работы оперативных подразделений ОВД по количеству выявленных фактов коррупции с учетом высокой латентности таких преступлений. Следует учитывать и соотношение выявленных, расследованных и раскрытых коррупционных преступлений по обвинительному приговору суда, что характеризует качественную сторону проведенной работы. В зачет должно идти также количество выявленных коррумпированных должностных лиц, проведение мероприятий по нейтрализации их коррупционной деятельности. Такой показатель может оцениваться по количеству лиц, поставленных на оперативный учет, заведенных дел предварительной оперативной проверки и оперативных дел, завершенных производством.

Принцип равенства прав участников гражданско-правовых отношений связан, с одной стороны, с защитой государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни, а с другой - недопустимостью установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, занимающих государственные должности, должности государственной, муниципальной или иной службы, совершивших коррупционные правонарушения.

Действия по осуществлению антикоррупционной политики должны отвечать требованиям планомерности, последовательности и преемственности проводимых государственно-ведомственных мер с целью их упорядочивания и повышения эффективности деятельности конкретных субъектов.

Важность соблюдения принципа определения приоритетов заключается в том, что успех проводимых антикоррупционных мер зависит от правильного выбора последовательности действий; обеспечения прозрачности действий субъектов реализации поставленных задач; создания более эффективных механизмов контроля, а также условий для правового воспитания и привлечения общественного внимания к проблеме коррупции в стране.

Принцип широкого партнерства субъектов формирования и реализации мер антикоррупционной политики заключается в создания широкого общественного антикоррупционного союза между правительством, неправительственными организациями, гражданами и сферой частного предпринимательства. Такой тип кооперации является абсолютно необходимым из-за общенационального масштаба начатой борьбы. Успех этой борьбы зависит от создания среды, в которой коррупция воспринималась бы в общественном сознании как серьёзное уголовное преступление.

Таким образом, сложившаяся криминологическая ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

Предупреждение коррупционных преступлений на общесоциальном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в экономической, политической и социальной сферах жизни общества. К ним, прежде всего, относятся снижение уровня криминализации экономики,сокращение и сведение к минимуму ее теневого сектора, переход на цивилизованные нормы рыночного хозяйствования. Выраженная в последнее время политическая воляк бескомпромиссному противостоянию коррупции должна быть подкреплена конкретными действиями. В частности, руководство страны должно решительно отказаться от услуг людей, которые запятнали себя причастностью к коррупционным скандалам, имевшим место в 1990-х годах, и до сих пор входят в политическую и управленческую элиту.

Следует сказать, что в последние годы государство обратило особое внимание на важность борьбы с коррупцией и коррупционными преступлениями, а также на необходимость уделять самое пристальное внимание вопросам их предупреждения. Для этого, всем министерствам и ведомствам страны было предложено разработать Административные регламенты работы с обращениями граждан с указанием времени, отводящегося на решение того или иного конкретного вопроса, а также государством разрабатываются программы борьбы с коррупцией в нашей стране.

Необходимо наладить эффективный парламентский контрольза высшими должностными лицами государства. Деятельность госаппарата на всех уровнях, муниципальных учреждений, всех служащих, уполномоченных осуществлять публичные функции, должна стать, за редкими исключениями, прямо оговоренными в законе (например, обеспечение сохранности государственной или коммерческой тайны), открытой прозрачнойдля гражданского общества, для общественного контроля.

Эффективным средством антикоррупционной защиты экономических отношений, ограничения произвола чиновников является проведение закупок товаров, предоставления услугпо государственным заказам через подлинно открытые конкурсы.

Ограничению коррупции способствует снижение административного давленияна предпринимателей, сокращение в экономике, финансах, сфере услуг разрешительногопринципа с заменой его на уведомительный.

Значимы в плане предупреждения коррупционных преступлений и такие меры, как сокращение аппарата управления,уменьшение численности государственных и муниципальных служащих, сочетаемые с улучшением оплаты труда и усилением ответственности.

Интересы предупреждения коррупционных преступлений требуют осуществления ряда мер правовогохарактера. Это, прежде всего, безотлагательное принятие комплексного, междисциплинарного закона о противодействии коррупции. Он не зря именуется иногда криминологическим, поскольку судя по имеющимся законопроектам, острие этого закона направлено в первую очередь на выявление и устранение (нейтрализацию, блокирование) правовыми средствами и методами причин и условийкоррупционных преступлений, их недопущение путем разрешения коррупционно опасных ситуаций, воздействия на лиц, склонных к коррупционным правонарушениям.

Необходимо, в первую очередь применительно к сферам, наиболее пораженным коррупцией, разработать, законодательно закрепить и внедрить в повседневную практику антикоррупционные стандартыв которых предусмотреть соответствующие гарантии ограничения и запреты для должностных лиц и всех служащих, выполняющих публичные функции.

Должна стать обязательной антикоррупционная экспертизанамечаемых к принятию законов (как разновидность криминологической экспертизы).

Полномочия, компетенция, права и обязанности государственных и муниципальных служащих необходимо прописывать,как правило, в законах прямого действияс необходимой полнотой и четкостью, с тем, чтобы исключалась возможность двусмысленного толкования правовых норм и не оставалось простора для чиновничьего произвола.

Большое предупредительное значение имеют оперативно-профилактические меры, а также тщательный ведомственный и подведомственный контроль, прокурорский надзор за точным соблюдением норм и правил, регламентирующих все виды государственной и муниципальной службы.

Многого в предупреждении коррупционных преступлений можно добиться путем своевременного, полного и адекватного реагирования на коррупционные правонарушения непреступного характера(административные, дисциплинарные проступки и т.д.).

В предупреждении коррупции в правоохранительных органах заметную роль играют имеющиеся в них службы собственной безопасности.

Используя возможности правового воспитания и просвещения, необходимо решительно отвергнуть попытки легализовать коррупцию,представить ее как нормальное явление, своего рода атрибут рыночных отношений; показывать несостоятельность взглядов о моральной допустимостиподкупа служащих в целях решения стоящих перед людьми проблем.

С нашей точки зрения, к числу антикоррупционных мер можно отнести следующие:

максимальное сокращение (по крайней мере, на низовом уровне) объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего, ограничение его компетенции формализованными и четко регулируемыми «регистрационными» функциями; иначе говоря - ограничение власти и произвола бюрократии;

резкое сокращение прав государственных служащих по «регулированию» экономики, образования, науки и т.п.; иначе говоря - повышение независимости бизнеса и граждан;

формирование гражданского общества;

сокращение (а не расширение!) «запретительной» нормативной базы; проведение в жизнь принципа «Разрешено все, что не запрещено»,ибо, чем больше запретов, тем больше возможностей обойти их с помощью подкупа;

резкое количественное сокращение управленческого аппарата, особенно с параллельными функциями;

обеспечение реальной ответственности государственных служащих за нарушение сроков разрешения подведомственных вопросов;

существенное повышение оплаты труда государственных служащих и одновременно - требовательности к ним (при значительном сокращении числа служащих это не вызовет чрезмерного увеличения расходов);

обеспечение реальной ответственности государственных служащих за правонарушения и преступления по службе; это тот случай, где неотвратимость санкций неизмеримо важнее их строгости;

обеспечение независимости и повышение престижа суда (судей);

максимальная прозрачность деятельности государственных служащих для общественности, населения, средств массовой информации;

наличие реальной, а не декларативной политической воли по осуществлению этих и других мер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: