Криминологические аспекты противодействия коррупции и коррупционным преступлениям

 

Коррупция как сложное социально-правовое явление относится к предмету исследования многих общественных наук - политологии, социологии, психологии, экономики. Особое значение оно имеет для криминологии, с позиции которой системно исследуется криминологические характеристики коррупции, включающей в себя такие компоненты, как состояние, структура, динамика, причины, условия, меры предупреждения этого феномена. Столь многоаспектный предмет исследования определяет наличие содержательного теоретического и репрезентативного фактического материала, пригодного для формирования концептуальных основ борьбы с коррупцией, выводов и предложений для нынешнего этапа общественного развития и перспективы.

Однако с сожалением приходится констатировать, что «большой научный потенциал отечественной криминологии по настоящему не востребован властными структурами, он не используется при подготовке и принятии законов, при организации борьбы с преступностью, для создания социальных основ профилактики преступлений… в таких условиях эффективная антикриминогенная политика невозможна, а профилактика сводится к написанию планов и отчетов».

Действительно, игнорирование властными структурами достижений криминологии превратилось в мощный криминогенный фактор. Объективная потребность и необходимость использования достижений криминологии совершенно очевидны, а сознательное пренебрежение ими неблагоприятно сказывается не только на борьбе с преступностью, но и на самой криминологической науке, которая в таких условиях теряет связь с практикой, возможность проверить, апробировать рекомендации ученых, что существенно препятствует разработке проблем, замыкающихся, в конечном счете, на институте предупреждения преступности. Такая позиция, по сути, потворствует преступности вообще и коррупции в частности и фактически провоцирует новые преступления.

К коррупционным преступлениямотносятся уголовно наказуемые деяния, атрибутивным признаком которых является продажность государственных и иных служащих. За полученное или обещанное незаконное вознаграждение чиновник по сути торгует своим официальным статусом, продает свои полномочия, совершая в интересах подкупающего его лица служебные действия (бездействие).

Основной массив преступности данного вида составляют деяния, уголовная ответственность за которые предусмотрена статьями УК РФ: 290 - получение взятки, 291 - дача взятки, 204 - коммерческий подкуп. К коррупционным преступлениям относятся также уголовно наказуемые деяния, при описании объективной стороны которых в законе в качестве одного из способов упоминается подкуп (ст. 141, 183, 184, 309 УК РФ), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ) и некоторые другие.

В уголовной статистике счет на тысячи идет лишь применительно к деяниям, предусмотренным ст. 204, 290, 291 УК РФ. Так, в 2007 г. было зарегистрировано фактов: коммерческого подкупа - 24 тыс., получения взятки - 4,4 тыс., дачи взятки - 2,9 тыс. (в 1997 г. соответственно - 470, 3559, 2049).

Число остальных зарегистрированных преступлений данного вида измеряется ежегодно десятками или даже единицами, в отдельные годы в статистике не отражается ни одного из них.

Общепризнано как среди специалистов, так и в общественном мнении, что для коррупционной преступности характерен очень высокий уровень латентности. Об этом свидетельствуют самые разнообразные факты. Например, то, что коррупция буквально поразила судебную и правоохранительную сферы, признано по сути официально. Но при этом в стране ежегодно за взяточничество осуждаются десятки, а иногда единицы судей и порядка 400 - 600 сотрудников правоохранительных органов. Как показывают социологические опросы населения, до трех четвертей российских граждан в своей повседневной жизни сталкиваются с фактами взяточничества и коррупции. Можно, конечно, по этому поводу делать какие угодно оговорки и самые различные поправки, например, на неизбежный субъективизм в социологических опросах, на возможную нечеткую правовую интерпретацию как исследователями, так и респондентами понятий взяточничества и коррупции и т.д. Но непреложным остается факт: если в стране с населением около 150 млн. человек граждане дают такие ответы социологам, то счет случаев взяточничества в ней должен идти не на тысячи, а на десятки, скорее - на сотни тысяч. И не случайно, конечно, Россия в глазах зарубежного общественного мнения входит в первую десятку, а иногда и пятерку стран, наиболее пораженных коррупцией, в том числе взяточничеством.

Или такой красноречивый факт: деловитые японцы, озабоченные развитием экономических связей со своим северным соседом, издали для бизнесменов специальный справочник, в котором подробно расписано, сколько надо платить каждому российскому чиновнику за «содействие».

В настоящее время коррупция поразила все основные сферы жизни общества. Наибольшее распространениеона, по экспертным и иным оценкам, получила в таких областях деятельности, как: государственные закупки, операции с земельными участками, сбор налогов, назначение на должности в органах власти и органах местного самоуправления, лицензирование и регистрация предпринимательской деятельности, получение кредитов, таможенное оформление, строительство и ремонт за счет бюджетных средств, нотариальное удостоверение сделок, принятие решений по уголовным делам, обучение вождению автомототранспорта и контроль за безопасностью дорожного движения, надзор за соблюдением специальных правил (например, охоты, рыболовства), образовательные, услуги (регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных учебных заведений, поступление в престижные вузы; аттестация знаний и др.), формирование партийных избирательных списков. В этом же ряду следует назвать сферы медицинских услуг, аттестования научных кадров, воинского учета и призыва на воинскую службу, регистрации по месту пребывания, шоу-бизнеса, массовых коммуникаций, всей административной юрисдикции, особенно связанной с контролем за потребительским рынком и торговлей, и некоторые другие.

Существенные изменения в условиях переходного периода претерпела «технология» коррупции. Наряду с традиционными денежными подношениями, вручением взяток в виде драгоценных металлов и украшений, продовольственных и промышленных товаров стал практиковаться подкуп в виде оплаты всевозможных псевдоконсультационных услуг, выплаты «черных» и «серых» комиссионных и гонораров, направления в заграничные командировки, предоставления возможности отдыха на престижных курортах, возведения коттеджей и в других изощренных формах.

Характеризуя лиц, совершающих коррупционные преступления,необходимо прежде всего разделить их на две относительно самостоятельные» группы: принимающих незаконное вознаграждение за услуги по службе (например, получатель взятки) и предоставляющих вознаграждение за те же услуги (например, лицо, дающее взятку).

В обоих случаях это могут быть люди самых разнообразных социальных ролей и статусов.Например, в первом - мелкий муниципальный служащий или высокопоставленное должностное лицо федерального уровня; во втором - так называемый олигарх, привыкший покупать всё и всех, или старушка, измотанная чиновничьим произволом и отдающая последние сбережения за принадлежащие ей социальные льготы.

Большой социально-правовой смысл при характеристике коррупционеров имеет проводившиеся в дореволюционном российском законодательстве и сохранившиеся доныне в общественном мнении разграничение взяточничества (и коррупции, по современным представлениям) на мздоимство - получение лицом, состоящим на государственной или общественной службе, незаконного вознаграждения за совершение законных действий (бездействия) по службе и лихоимство -получение таким лицом незаконного вознаграждения за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Если в первом случае речь идет о лицах, которые в своих корыстных устремлениях способны все же остановиться у определенной черты (грани дозволенного законом), а если говорить о взяткодателях, то порой просто вынужденных под давлением неблагоприятных обстоятельств выкупать то, что им положено по закону; то во втором - о людях с устойчивой криминальной ориентацией, способных ради достижения личных целей, как говорится, на все, вплоть до совершения помимо непосредственно дачи-получения взятки любых преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие. Известны, например, случай, когда должностные лица за взятки (причем небольшие) оказывали пособничество террористам.

Лица, совершающие коррупционные преступления, как правило, нормально адаптированыв социальном плане, их личность не имеет характерных для других категорий преступников отклонений в худшую сторону по уровню образования, семейному положению и другим социально-демографическим признакам. Как правило, это социально зрелые, семейные, материально обеспеченные, образованные, занимающие «приличные» должности люди.

Среди коррупционных преступников первой группы (взяткополучателей и т.п.) работники исполнительной власти составляют 41,1%, правоохранительных органов - 26,5%, контролирующих органов - 8,9%, таможенных органов - 3,2%, депутаты - 0,8%, иные категории -19,5%.

За последние годы отмечается тенденция к снижению среднего возраста коррупционных преступников обеих групп, однако он остается выше, чем у среднестатистического преступника. Выше средней среди данной категории преступников доля женщин (около 30%).

Ведущим мотивомпротивоправной деятельности коррупционеров является корысть.Наряду с этим они могут руководствоваться карьеристскими, престижными, гипертрофированными корпоративными и иными побуждениями.

Причины и условиякоррупционной преступности имеют сложную природу. Прежде всего, необходимо отметить многовековые традициимздоимства и лихоимства в России. Их укоренению способствовало отсутствие полноценного гражданского общества, демократических механизмов общественного контроля за властью и связанное с этим всесилие чиновничества.

Давние коррупционные традиции получили самую благоприятную почвудля произрастания и распространения в реформируемой России, особенно на старте коренных преобразований в 1990-е годы. Этому способствовали разнообразные факторы социально-экономического, политического, духовно-нравственного и иного свойства.

В первом десятилетии реформ страна продвигалась по пути строительства не столько рыночной экономики (которой, в ее нынешнем виде, еще весьма далеко до общепринятых мировых стандартов), сколько рыночного общества, в котором едва ли не все продается и покупается - не только то, что является товаром в изначальном смысле этого слова, но и многое другое, например, недра и стратегически важные промышленные объекты, «хлебные» должности, экзаменационные отметки и дипломы о высшем образовании, воинские, специальные и почетные звания, заключения медкомиссий, водительские удостоверения, лицензии, процессуальные решения по судебным делам и т.д., и т.п.

Невиданному распространению коррупции в реформируемой России способствовала общая криминализация экономических отношенийв условиях псевдокапитализации (создания «дикого» рынка) и имитации демократических преобразований.Мощным импульсом для тотальной коррупции стала откровенно жульническая приватизация, в процессе которой коррупционные отношениячиновничества с новыми собственниками, скупавшими целые заводы и научно-производственные комплексы по ценам двухкомнатных квартир, были по сути возведены в норму и даже узаконены.На фоне демагогических разглагольствований о саморегуляции рынка резко возросла численностьгосударственно-управленческих структур и их персонала, «кормящегося» выдачей разрешений, лицензий, квот, удостоверений, согласований, утверждений, предписаний и другими служебными действиями.

Ситуация осложнялась пробельностью, рассогласованностью, противоречивостью, запутанностью, частыми изменениями нормативно-правового материала,регулирующего деятельность аппарата управления, что создавало условия для чиновничьего произвола, «обмена» власти, служебных полномочий на деньги.

Большое криминальное значение имеет отсутствиенеобходимой прозрачностив деятельности рыночных (зачастую квазирыночных) механизмов, а также органов власти и управления, слабый контроль за ними со стороны формирующегося гражданского общества.

Говоря об обстоятельствах, способствующих распространению коррупции, нельзя также не упомянуть низкий уровень оплаты трудагосударственных и муниципальных служащих, побуждающий их к изысканию дополнительных источников доходов, в том числе за счет взяточничества и других коррупционных преступлений. Чиновникам стало легче реализовать свои корыстные устремления в условиях, когда появился достаточно обширный слой богатых и сверхбогатых людей,имеющих возможность и готовых решать свои производственные, финансовые, юридические, корпоративные, Личные и иные проблемы с помощью подкупа.

Коррупция интенсивно продуцируется организованной преступностью.

Усилению коррупции, росту числа коррупционных преступлений способствуют разнообразные факторы идеологического, духовно-нравственного характера. Это, прежде всего, ослабление моральных регуляторовповедения людей, широкое распространение нравственно-правового нигилизма, культа денег и наживылюбым путем.

В самые первые годы коренных преобразований в общественное сознание упорно внедрялось представление о том, что коррупция неизбежна,по сути оправданав рыночных отношениях. Причем авторами таких воззрений выступали представители новой политической и управленческий элиты, у которых слово и дело не расходилось (достаточно, например, вспомнить о стотысячном в долларовом исчислении «гонораре» за еще ненаписанную книгу, полученном одним из крупных государственных деятелей того времени). В результате явление коррупции приобрело устойчивую социальную идеологическую базу,«фундаментом которой является ее частичное морально-ценностное оправдание или признание обществом»1.

Наконец, распространению коррупции, превращению ее в одну из основных угроз национальной безопасности способствуют разнообразные факторы правового характера. Это, прежде всего, отсутствие необходимой законодательной базы превентивного противодействия коррупции.

За годы реформ было разработано около 10 проектов комплексных (междисциплинарных) законов о борьбе с коррупцией, к их рассмотрению федеральные законодатели обращались неоднократно, но, к сожалению, из этого большого числа законопроектов в окончательном виде было принято только незначительное количество, хотя и весьма важных и необходимых, нормативных правовых актов.

Законодательство о государственной, муниципальной службе страдает множеством изъянов, создающих лазейки для коррупционеров. Не практикуется криминологическая (антикоррупционная) экспертизапринимаемых законов.

Действующие антикоррупционные законы, включая нормы Уголовного кодекса РФ, применяются неэффективно, далеко не во всех случаях, когда для этого имеются соответствующие основания и поводы, острие репрессии направлено в основном на так называемую низовую коррупцию. В целом сложилась ситуация, при которой невозможно рассчитывать на энергичное противодействие рассматриваемым преступлениям со стороны правоохранительных органов,так как они сами оказались сильно пораженными коррупцией.

Применительно к сегодняшней России единственным эффективным, малозатратным и быстродействующим средством против коррупции может быть бескомпромиссная и исключительно жесткая уголовная ответственность и наказание, и в мировой практике есть примеры весьма положительных результатов этого (Китай, Сингапур и др.). Речь идет об ужесточении уголовного наказания. Однако при таком подходе необходимо неукоснительное соблюдение одного важного условия: уголовный закон должен защищать интересы всего народа и ни в коем случае коррупционеров, что не редкость в реальной действительности. Прежде всего это относится к правоприменению, которое может быть ущербным, несправедливым, избирательным и в итоге безнравственным. Следовательно, наряду с совершенным уголовным законом, отвечающим правилам законодательной техники, отражающим потребности и глубинные процессы современного состояния общества и перспективы его прогрессивного развития, нужны и высококвалифицированные, честные исполнители. В то же время «вряд ли для кого-нибудь секрет, что антикоррупционный инструмент находится в руках самих же коррупционеров, что он используется для борьбы с неугодными во власти и в бизнесе».

Сложившаяся ситуация требует безотлагательных и решительных мер, и прежде всего необходимо максимально использовать возможности уголовного закона. Следует отметить, что Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. №162-ФЗ об исключении конфискации имущества как дополнительной меры наказания из УК РФ некоторые ученые не без основания называют преступным, поскольку он предоставил возможность безнаказанно безгранично обогащаться и направлен на защиту коррупционеров от уголовного наказания. Несмотря на протесты ученых-криминологов Государственная дума поспешно исключила конфискацию имущества из системы уголовных наказаний.

Иная ситуация сложилась в отношении давно высказанного предложения о расширении содержания понятия субъекта преступления - дополнения его юридическими лицами. Законодатель проигнорировал это предложение. Практика борьбы с коррупцией могла стать более эффективной, поскольку позволяла бы вести борьбу не только с отдельными коррупционерами или их группами, а с целыми преступными корпорациями, которые по приговору суда могли бы быть ликвидированы, ограничены в сфере деятельности и т.п.

Даже эти два обстоятельства - конфискация имущества и уголовная ответственность юридических лиц - серьезно подорвали бы экономическую основу организованной коррупционной преступности, значительно снизили бы ее экономические и правовые возможности.

Одновременно необходимо ужесточить практику назначения наказания коррупционерам. Все без исключения коррупционные преступления должны быть отнесены к категории тяжких и особо тяжких, в санкциях этих преступлений следует обязательно указать низший и высший пределы, что значительно уменьшит возможность назначать необоснованно мягкие наказания. Основным видом наказания для коррупционеров следует установить лишение свободы с конфискацией имущества и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. За коррупционные деяния невысокой степени общественной опасности нужно предусмотреть административную ответственность (например, за дачу взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп и др. на сумму, не превышающую 5 - 10 тыс. рублей).

Нынешнее состояние преступности, особенно коррупционной, «беловоротничковой», высокодолжностной, вынуждает государство резко ужесточить уголовное наказание, практику его применения. В сегодняшней России иных сколько-нибудь эффективных заградительных средств от коррупции просто нет. Разработка различного рода программ, планов, проведение бесконечных и бесплодных реорганизаций уводят общество от решения насущных задач, отодвигают (в лучшем случае) возможные позитивные результаты в очень далекую перспективу. С одной стороны, это своеобразная уловка, имитация работы, с другой - элементарная, однако весьма опасная безответственность, причиняющая колоссальный вред. Ведь коррупция, будучи частью всей преступности, по степени общественной опасности превосходит другие ее виды. Это не только астрономические многомиллиардные экономические потери - это, например, сотни тысяч умерших из-за отсутствия полноценной, но дорогостоящей и, как следствие, недоступной для россиян медицинской помощи; это нищета, нехватка благоустроенного жилья, напряженность в обществе, призрачность хороших перспектив для молодежи и т.д.

Определенным: импульсом и объединяющим началом общественности против коррупции смогла бы стать сориентированная Президентом России уголовная политика, соответствующее законодательство и практика его применения, направленная на серьезное ужесточение уголовно-правовых средств в борьбе с коррупцией. Причем принцип неотвратимости наказания должен применяться без всякого изъятия и поправок, с неукоснительным: соблюдением норм уголовного и уголовно-процессуального права. В государстве не должно быть случаев предоставления коррупционерам необоснованных льгот, назначения более мягкого наказания с учетом их действительных или мнимых заслуг перед обществом. Не должно быть и «неприкасаемых», наоборот: более высокая должность коррупционера должна повлечь и более суровое наказание. Такая практика непременно получит позитивную поддержку в обществе, сформирует чувство справедливости карательного воздействия на преступников, уважение к закону, правоприменению и правоприменителям. В результате в общественном сознании образуется объединяющее людей начало, консолидирующее их в неприязни к коррупции, готовности одобрить и поддержать такую политику, наконец, что особенно важно, почувствовать перемены, увидеть результаты борьбы с коррупцией. Все это вполне реально и достижимо. Залогом тому может стать воля и решимость Президента и руководства нашей страны.



Заключение

Изучение и анализ в различных аспектах (криминологическом, уголовно-правовом, гражданско-правовом) вопросов коррупции и её предупреждения позволили автору сформулировать следующие основные выводы.

В настоящее время коррупция представляет собой опасность №1 для российского общества и государства, а преступления коррупционной направленности, совершаемые лицами с использованием своего должностного положения, относятся к числу наиболее социально опасных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Многие годы в силу разных причин в России отсутствовало законодательное определение понятия коррупции, в тоже время у криминологов и криминалистов имелась полная ясность в понимании её существа и предлагались различные определения коррупции.

декабря 2008 года законодатель в Федеральном законе №273-ФЗ «О противодействии коррупции» дал следующее определение коррупции.

Коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Автор считает это определение вполне приемлемым для организации борьбы с коррупцией на современном этапе развития Российской Федерации.

Исследование криминологических и уголовно - правовых аспектов коррупции позволили придти к выводу о том, что коррупционная преступность - это совокупность преступлений коррупционной направленности, совершенных за определенный период времени в Российской Федерации либо в определенном её субъекте или регионе.

Автором предлагается следующее определение коррупционного преступления: это предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и с целью получения выгоды для себя или своих близких.

В отечественном уголовном законодательстве, по мнению автора, можно насчитать 80 составов преступлений, которые при определенных условиях могут быть отнесены к числу коррупционных преступлений. Следовательно, они должны быть закреплены в антикоррупционном законодательстве и учитываться в статистической отчетности.

В зависимости от основного объекта посягательства рассматриваемые преступления подразделяют на несколько видов:

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие функционирование публичной власти в соответствии с задачами должностных лиц, законодательством, а также авторитетом публичной власти;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законную деятельность правоприменительных органов;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие интересы предпринимательства в различных зрелищных соревнованиях и конкурсах;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие законные интересы в сфере управления организациями и учреждениями;

) посягающие на общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное управление деятельностью коммерческих организаций.

Основным международно-правовым документом, направленным на борьбу с коррупцией является Конвенция ООН против коррупции. Цель Конвенции - предупреждение и искоренение коррупции путем укрепления международного сотрудничества и оказания государствам-членам технической помощи в этой сфере.

Принятие Конвенции подтверждает важность уважения таких основных ценностей, как честность, верховенство закона, подотчетность и гласность.

Конвенция вводит всеобъемлющий пакет стандартов, мероприятий и правил, которые все страны могут применять для укрепления национальных правовых норм и режимов государственного регулирования в области борьбы с коррупцией.

Автор считает необходимым внести коренные изменения в уголовную политику в нашей стране, которая пока еще ориентируется на борьбу со взятками, когда сама коррупция в государстве давно переросла банальную взятку.

Наиболее важными, с нашей точки зрения, направлениями противодействия коррупции являются меры по совершенствованию действующего уголовного законодательства в сфере коррупции: в российском законодательстве следует расширить трактовку должностного лица, поскольку в настоящее время в отечественной практике применяется более узкое понятие субъекта коррупционного преступления по сравнению с международными актами;

Исследуя гражданско-правовые аспекты противодействия коррупции и коррупционным преступлениям автор обратилась, прежде всего, к изучению международного законодательства и опыта борьбы с коррупцией и пришла к заключению о том, что Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 года, является первым актом, призванным создать на международном уровне гражданско-правовое и гражданско-процессуальное регулирование в сфере борьбы с коррупцией.

Автор работы изучив гражданское, гражданское процессуальное и арбитражное законодательство и считает важным обратить внимание на возможность возмещения материального ущерба, а в широком плане всех возможных убытков и морального вреда, причиненных каким-либо преступлением коррупционной направленности.

Предупреждение коррупционных преступлений на общесоциальном уровне предполагает решение ряда крупных вопросов в экономической, политической и социальной сферах жизни российского общества.

Автором по тексту работы предложено реализовать ряд мер правового характера для предупреждения коррупции. В частности, необходимо, в первую очередь применительно к сферам, наиболее пораженным коррупцией, разработать, законодательно закрепить и внедрить в повседневную практику антикоррупционные стандартыв которых предусмотреть соответствующие гарантии ограничения и запреты для должностных лиц и всех служащих, выполняющих публичные функции.

Реализация предлагаемых мер и направлений борьбы с коррупцией должны, по мнению автора выпускной квалификационной работы, привести к снижению уровня коррупции в Российской Федерации и уменьшению количества совершаемых коррупционных преступлений, что, в конечном счете, будет способствовать построению в нашей стране правового демократического государства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: