double arrow

Вопросы для активизации знаний.

1

Занятие кружка «Твое здоровье в твоих руках»

Тема раздела: «Поведение и здоровье»
Тема занятия: «Поведение и здоровье подростка»
   
Цель занятия: Задачи занятия: Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья. 1. Дать представление о здоровье духовном и физическом; 2. Что понимают под физиологическим и психологическим здоровьем подростка; 3. Обеспечить правила поведения в конфликтных ситуациях; 4. Как управлять чувствами и эмоциями;
Оснащение занятия: 1. Справочник «Медицина в школе»; 2. Статьи журналов и газет – вырезки; 3. Мультимедийный проектор, экран.

                                             Ход занятия

I. Организационный момент

1. Отметить отсутствующих;

Ребята! Что означают слова «В здоровом теле - здоровый дух». Учитель подводит учеников к формулировке темы нового урока.

Тема урока: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»

II. Изучение нового материала. Вводное слово учителя.

Определение понятия «Здоровья» имеет достаточно много интерпретаций. По определению ВОЗ в понятие «здоровье», наряду с физическим благополучием, входит психическое и социальное состояние человека.




Существуют данные социально-педагогического мониторинга "Здоровье и поведение школьников". В результате исследований было отмечено, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек оценивают их как превосходные). В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья. Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как превосходные ,.Таким образом, из приведённых данных видно, что многие учащиеся достаточно низко оценивают своё здоровье.

Многие люди считают, что здоровье гражданина – дело сугубо личное. Но это не так. В ходе сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.

Вопросы для активизации знаний.

Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт.

· Как вы понимаете термин «здоровье человека»?

· Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.

· Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?



· Из чего складывается здоровье человека?

· Есть ли какие-то показатели здоровья? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?

· На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:

1. Физическое здоровье – здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.

2. Душевное здоровье – здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.

3. Социальное здоровье– определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами и мировой культуры, уровня воспитания и образования.

Основные показатели здоровья:

- отсутствие болезней;

- нормальная работа организма;

- равновесие организма в системе «природа-человек» (нормальные показатели работы организма – температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс);

- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;

- способность полноценно участвовать в жизни общества;



- стремление к творчеству.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Функции здоровья – внешние проявления свойств организма в системе природы и системы общества.

Учёные выделяют четыре основные функции здоровья:

· биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;

· физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;

· психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;

· социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.

Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством и, следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.

Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от образа жизни, который оно ведёт. Общественное здоровье – результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, но мнению большинства учёных, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.

Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и, в конечном счёте, загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.

а) Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни:

1. Здоровье человека;

2. Физическое здоровье;

3. Духовное здоровье;

4. Общественное здоровье;

5. Индивидуальное здоровье;

6. Здоровый образ жизни.

б) Физиологические и психологические особенности организма подростка:

1. Физиологическое и психологическое развитие подростка;

2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях;

3. Управление чувствами и эмоциями;

 

4. Здоровье-сберегающие технологии.

Здоровье человека это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.

Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья.

Духовное здоровье зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру, ориентации, отношении к людям, вещам, знаниям. Уметь жить в согласии с собой, с родными, друзьями и т.д.

Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать, отказ от вредных привычек.

Социальное здоровье – условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, уровень культуры, воспитания, образования.

Принято различать здоровье индивидуальное и общественное.

Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов.

Индивидуальное здоровье зависит от нас самих.

Общественное здоровье складывается из здоровья членов общества. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.

Элементы здорового образа жизни это:

· оптимальный уровень двигательной активности;

· закаливание;

· рациональное питание – набор необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов);

· режим труда и отдыха;

· личная гигиена;

· регулярное прохождение медицинского осмотра;

· экологически грамотное поведение;

· психическая и эмоциональная устойчивость;

· сексуальное воспитание, профилактика заболеваний;

· отказ от вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики;

· безопасное поведение.

Надо помнить, что надо не только хотеть быть здоровым, но и работать в этом направлении.

«Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для учащихся 9 классов»

Инструкция. Из следующих восьми утверждений о здоровье необходимо выбрать (отметить кружком номер утверждения) три, которые ты считаешь наиболее подходящими.

1. Быть здоровым – значит редко болеть.

2. Быть здоровым – значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.)

3. Быть здоровым – это когда не чувствуешь своего тела, потому что мы ощущаем только те части нашего тела, которые болят.

4. Быть здоровым – это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.

5. Быть здоровым – это значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.

6. Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо.

7. Быть здоровым – значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспособится к разным условиям, а не стоять в сторонке.

8. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о своём здоровье.

Ключ к оценке выбранных высказываний приведен в таблице.

высказывания

1

2

3

4

5

6

7

8

Баллы

1

2

1

3

4

4

4

1



1




Сейчас читают про: