Занятие кружка «Твое здоровье в твоих руках»
Тема раздела: | «Поведение и здоровье» |
Тема занятия: | «Поведение и здоровье подростка» |
Цель занятия: Задачи занятия: | Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья. 1. Дать представление о здоровье духовном и физическом; 2. Что понимают под физиологическим и психологическим здоровьем подростка; 3. Обеспечить правила поведения в конфликтных ситуациях; 4. Как управлять чувствами и эмоциями; |
Оснащение занятия: | 1. Справочник «Медицина в школе»; 2. Статьи журналов и газет – вырезки; 3. Мультимедийный проектор, экран. |
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Отметить отсутствующих;
Ребята! Что означают слова «В здоровом теле - здоровый дух». Учитель подводит учеников к формулировке темы нового урока.
Тема урока: «Здоровье человека. Физиологическое и психологическое развитие подростка»
|
|
II. Изучение нового материала. Вводное слово учителя.
Определение понятия «Здоровья» имеет достаточно много интерпретаций. По определению ВОЗ в понятие «здоровье», наряду с физическим благополучием, входит психическое и социальное состояние человека.
Существуют данные социально-педагогического мониторинга "Здоровье и поведение школьников". В результате исследований было отмечено, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек оценивают их как превосходные). В то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического здоровья. Вполне счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи как превосходные,.Таким образом, из приведённых данных видно, что многие учащиеся достаточно низко оценивают своё здоровье.
Многие люди считают, что здоровье гражданина – дело сугубо личное. Но это не так. В ходе сегодняшнего урока мы с вами убедимся в этом.
Вопросы для активизации знаний.
Отвечая на вопросы, постарайтесь использовать свой жизненный опыт.
· Как вы понимаете термин «здоровье человека»?
· Есть ли какие-либо объективные показатели здоровья? Если есть, назовите их.
· Для чего нужно здоровье человеку с точки зрения личной жизни? А с точки зрения общества?
|
|
· Из чего складывается здоровье человека?
· Есть ли какие-то показатели здоровья? Как оно связано с личным здоровьем каждого человека?
· На какие стороны жизни общества влияет общественное здоровье?
В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) написано: «Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
В понятии здоровья имеются три равноценные составляющие:
1. Физическое здоровье – здоровье тела. Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.
2. Душевное здоровье – здоровье разума. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.
3. Социальное здоровье – определяется моральными принципами: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами и мировой культуры, уровня воспитания и образования.
Основные показатели здоровья:
- отсутствие болезней;
- нормальная работа организма;
- равновесие организма в системе «природа-человек» (нормальные показатели работы организма – температура тела, формула крови, кровяное давление, пульс);
- способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды;
- способность полноценно участвовать в жизни общества;
- стремление к творчеству.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии душевных (психических) и физических сил организма. Гармония психофизических сил укрепляет здоровье, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
Функции здоровья – внешние проявления свойств организма в системе природы и системы общества.
Учёные выделяют четыре основные функции здоровья:
· биологическую, которая проявляется в способности производить на свет полноценное потомство;
· физиологическую, проявляющуюся в нормальном функционировании организма;
· психофизиологическую, проявляющуюся в нормальной работе организма как системы в природной и общественной среде;
· социальную, которая проявляется в способности человека выполнять свои обязанности перед обществом, включиться в общественную жизнь, т.е. социально быть адаптированным.
Человек может быть физически и психически здоров, но он может пренебрегать устоявшимися нормами морали: совесть, сопереживание, честность, порядочность, чувство долга, уважение к окружающим. Всякое проявление неуважения, духовного и физического насилия, экстремизма является нравственным уродством и, следовательно, свидетельствует о нравственном нездоровье человека.
Можно говорить о здоровье индивидуальном и общественном. Индивидуальное здоровье человека зависит от образа жизни, который оно ведёт. Общественное здоровье – результат сложения состояния здоровья всех членов общества, оно зависит от политических, социально-экономических, природных и экологических факторов. В настоящее время экологические факторы, но мнению большинства учёных, играют решающую роль в состоянии общественного здоровья.
Изменения состава и свойств отдельных компонентов окружающей природной среды (атмосферный воздух, вода, почва, уровень радиации в местах проживания людей, уровень шума и другие) и, в конечном счёте, загрязнению среды и необратимым процессам, автоматически приводят к физиологическим изменениям человека, изменениям демографического и социального поведения.
|
|
а) Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни:
1. Здоровье человека;
2. Физическое здоровье;
3. Духовное здоровье;
4. Общественное здоровье;
5. Индивидуальное здоровье;
6. Здоровый образ жизни.
б) Физиологические и психологические особенности организма подростка:
1. Физиологическое и психологическое развитие подростка;
2. Психологическая уравновешенность в конфликтных ситуациях;
3. Управление чувствами и эмоциями;
4. Здоровье-сберегающие технологии.
Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, физическое – нашего тела.
Духовное и физическое здоровье – две неразделимые части нашего общего здоровья.
Духовное здоровье зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру, ориентации, отношении к людям, вещам, знаниям. Уметь жить в согласии с собой, с родными, друзьями и т.д.
Физическое здоровье зависит от двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать, отказ от вредных привычек.
Социальное здоровье – условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, уровень культуры, воспитания, образования.
Принято различать здоровье индивидуальное и общественное.
Общественное здоровье зависит от политических, социально-экономических и природных факторов.
Индивидуальное здоровье зависит от нас самих.
Общественное здоровье складывается из здоровья членов общества. Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
Элементы здорового образа жизни это:
· оптимальный уровень двигательной активности;
· закаливание;
· рациональное питание – набор необходимых веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов);
· режим труда и отдыха;
· личная гигиена;
· регулярное прохождение медицинского осмотра;
|
|
· экологически грамотное поведение;
· психическая и эмоциональная устойчивость;
· сексуальное воспитание, профилактика заболеваний;
· отказ от вредных привычек: курение, алкоголь, наркотики;
· безопасное поведение.
Надо помнить, что надо не только хотеть быть здоровым, но и работать в этом направлении.
«Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье для учащихся 9 классов»
Инструкция. Из следующих восьми утверждений о здоровье необходимо выбрать (отметить кружком номер утверждения) три, которые ты считаешь наиболее подходящими.
1. Быть здоровым – значит редко болеть.
2. Быть здоровым – значит быть внимательным к любым проявлениям своего тела, сразу реагировать на его потребности (вовремя есть, спать, отдыхать и др.)
3. Быть здоровым – это когда не чувствуешь своего тела, потому что мы ощущаем только те части нашего тела, которые болят.
4. Быть здоровым – это когда у тебя на душе хорошо и спокойно.
5. Быть здоровым – это значит справляться с обычными проблемами, которые есть у каждого.
6. Здоровье – это когда у тебя все получается, все в порядке, все хорошо.
7. Быть здоровым – значит быть вместе со всеми в гуще событий, уметь приспособится к разным условиям, а не стоять в сторонке.
8. Быть здоровым – значит жить, как тебе хочется, не волнуясь о своём здоровье.
Ключ к оценке выбранных высказываний приведен в таблице.
высказывания
1
2
3
4
5
6
7
8
Баллы
1
2
1
3
4
4
4
1