Цели и задачи исторического образования

СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

История вместе с такими предметами, как литература и русский язык закладывает основы формирования личности обучающегося, дает ему знания, развивает навыки и умения, нужные для жизнедеятельности человека. Это определяет место истории среди учебных дисциплин как в 12-летней общеобразовательной школе, так и в ВУЗах.

Основной задачей исторического образования является изучение и выявление главных закономерностей развития общества с момента его возникновения до сегодняшних дней. Именно история разрешает не только проследить изменения в системе общественных отношений, но и обнаружить главные направления в развитии человечества. Отчетливо выраженный воспитательный характер истории дает возможность говорить о ее особой роли в структуре общего образования.

На сегодняшний день развивающие и образовательно-воспитательные цели изучения истории близко связаны со стратегией модернизации образования России. Они сориентированы не только на прохождение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его созидательных и познавательных способностей. Структура целей изучения истории на базовом уровне предполагает освоение знаний, воспитание, овладение умениями, практическое применение и развитие приобретенных умений и знаний.

 Все представленные цели равноценны:

· воспитание национальной идентичности, гражданственности, развитие мировоззренческих взглядов обучающихся на основании понимания ими исторически сложившихся этнонациональных, религиозных, культурных, традиций, социальных и нравственных установок, идеологических доктрин;

· развитие способности понимать историческую обусловленность процессов и явлений нынешнего мира, обусловливать личную позицию, по отношению к окружающей реальности, соотносить свои принципы и взгляды с исторически начавшимися мировоззренческими системами;

· освоение систематизированных знаний об истории человечества, развитие целостного представления о роли и месте России во всемирно-историческом процессе;

· овладение навыками и умениями поиска, комплексного анализа и систематизации исторической информации;

· развитие исторического мышления - способности анализировать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, сравнивать разные оценки и версии личностей и исторических событий, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам современности и прошлого [4, c. 78].

Востребованность указанных целей имеет связь с реализацией деятельностного, практикоориентированного, личностно ориентированного, подходов. Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет развивающих и воспитательных целей исторического образования.

 История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно изображает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в нынешней жизни. Способность понимать логику и причины развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия социокультурных, мировоззренческих, конфессиональных, этнонациональных, систем, существующих в нынешнем мире.

 Тем самым развивается готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, социального положения и ценностных ориентации.

По мере развития исторического мышления картина мира, которая формируется у школьников под влиянием всего образовательного процесса, приобретает особую направленность и глубину.

 Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества разрешает школьникам более осознанно и четко устанавливать собственную идентичность, анализировать ее как элемент исторически сложившегося конфессионального, этнокультурного, гражданского сообщества.

Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно взаимосвязана с восприятием национальных исторических и культурных традиций, а также самоопределением в социальном пространстве нынешнего российского общества, развитием национальной идентичности.

Итак, система исторического образования позвана содействовать формированию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой и национальной культуры, усилению мотивации к социальному творчеству и познанию, воспитанию общественно и личностно востребованных качеств, в том числе толерантности, демократизма, гражданственности.

Цели исторического образования, которые связаны с овладением предметными умениями и знаниями, отображают преемственность ступеней общего образования, а также специфику профильного и базового уровней изучения истории в старшей школе.

Воспитательная задача формирование активной гражданской позиции, воспитание ценностно-ориентированной личности, которая обладает высокими нравственными качествами, способной к самореализации Развивающая задача формирование навыков самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать версии, оценки, факты, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого.

Если в основной средней школе историческое образование направлено на освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности, то в полной средней школе - на освоение систематизированных знаний об истории человечества, вырабатывание целостного представления о роли и месте России во всемирно-историческом процессе.

Профильное изучение истории предполагает и освоение элементов методологических и философско-исторических знаний об историческом процессе, подготовку учащихся к продолжению образования в сфере гуманитарных дисциплин.

Основные функции исторического образования и принципиальные подходы к его обновлению

Историческое образование в школе обязано обеспечивать осуществление функций образовательного процесса:

Познавательно-развивающая функция состоит в приобретении научных знаний, которые раскрывают основные закономерности функционирования общества во всей его многообразии и противоречивости.

Познавательно-обучающая функция предполагает развитие навыков и умений самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его анализа и систематизации.

Воспитательная функция предусматривает формирование личности, ответственной перед государством и обществом.

В своей совокупности данные функции дают возможность решать проблему социальной адаптации учащихся.

Для выполнения данной задачи нужно руководствоваться следующими принципами обновления исторического образования.

Единство воспитания и обучения. В процессе обучения следует формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине.

Единство требований к уровню и содержанию подготовки обучающихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Осуществление вариативности обязана быть ограничена разными методическими и учебными пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы.

 Вариативность содержания образования допустима только в XI—XII классах, где предоставляется право выбрать курс в соответствии с будущей профессиональной деятельностью, и в части, относящейся регионального компонента в основной школе. При этом последний не должен заменять федеральный. Он дается сверх минимума требований, которые предъявляются к занимающимся, и его содержательная часть не может вступать в противоречия с главным курсом [6, c.25].

Необходимо оптимальное сочетание цивилизационного и формационного подходов. Формационный хорошо отражает течение времени, внутреннюю обусловленность и преемственность данных развития, дает возможность проникнуть в логику социально-экономических процессов. Цивилизационный подход как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимовлияние и взаимодействие культур разных народов и стран, дает возможно широко использовать сравнительно-типологическую методику.

Сочетание “горизонтального” и “вертикального”, цивилизационного и формационного подходов разрешает показать многомерность и глубину

исторического процесса. Логичность и целостность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание гражданина и патриота России.

Научная объективность предполагает предельно всесторонний и полный анализ совокупности исторических фактов, явлений и процессов без подготовки их под изначально заданные и созданные схемы. Данный принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его негативных и позитивных сторон.

 Применение принципа научной объективности дает настоящую возможность отойти от политической конъюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних процессов, явлений и безосновательной идеализации других.

Историзм требует анализировать исторический процесс с точки зрения того, когда, где, вследствие каких причин он начался, как оценивался со стороны современников, как развивался, изменялся, какие результаты были достигнуты в итоге.

 Фундаментальный принцип историзма предполагает применение совокупности частных методов: актуализации, сравнительно исторического, проблемно-хронологического, ретроспективного, интегративного.

При построении учебных курсов обязательно учитываются возрастные особенности учащихся.

В начальной школе в процессе эмоционального восприятия учебного материала упор должен делаться на:

— формирование элементарных представлений об истории родной страны;

— привитие интереса к изучению ее прошлого;

— осознание ребенком себя как части общества, своей страны.

На этом этапе речь должна идти о фрагментарном изучении отдельных наиболее ярких страниц отечественной истории.

В основной средней школе ставятся задачи:

— развить представления об основных этапах отечественной и всеобщей истории и вкладе России в передовое развитие человечества;

— развить у школьников основы исторического мышления;

— подвести учеников к пониманию закономерностей исторического процесса;

— сформировать гражданскую позицию школьника.

В полной средней школе должна стоять задача формирования потребностей к историческому самообразованию, к углубленному изучению истории.

 Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных форм и технологий организации учебного процесса. В XI—XII классах рационально использование методик сопоставительного анализа всеобщей и отечественной истории, работа с историческими источниками, широкое привлечение дополнительной научной литературы, а также проведение занятий в виде семинаров и лекций, защиты рефератов, стимулирование индивидуальной самостоятельной работы учащихся.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод что в историческое образование входит целый комплекс задач. Чтобы достигнуть всех намеченных ориентиров нужна невероятно продуманная система. Российское образование. Содержание и цели исторического образование пошли по новому вектору развития. Большое внимание стало уделяться личностному подходу в обучении. Российского образование поступательно совершенствовало как и ранее существующие подходы к образованию, так и разрабатывало новые.

 

1.2. Тенденции преподавания истории в высших учебных заведениях

 

Особенностью исторического образования ХХ века является то, что в методике обучения истории разработаны две структуры исторического образования: концентрическая и линейная, каждая из которых имеет свои недостатки и преимущества. В советском высшем образовании преобладала линейное строение преподавания истории. Линейная структура предусматривает изучение истории человечества в последовательном порядке от древнейших времен до сегодняшних дней в течение всего курса - каждый из этапов исторического развития изучается лишь один раз.

Концентрическая структура исторического образования предусматривает неоднократное изучение одних и тех же этапов исторического прошлого, причем каждый раз происходит повышение уровня синтеза и анализа изучаемого, увеличивается количество источников информации в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

Однако следует иметь в виду, что ни концентрическая, ни линейная структуры образования не имеются в чистом виде. Как опыт показывает, каждая из данных систем имеет свои недостатки и преимущества. Огромными преимуществами линейной системы является то, что она соответствует структуре исторического образования, а однократное последовательное и хронологическое изучение исторического материала поддерживает интерес обучающихся к истории, отсутствие повторов создает интригу, вызывает у учащихся интерес к событиям в их преемственности и последовательности.

Недостатки линейной системы состоят главным образом в том, что история средних веков и история Древнего мира не входят в цикл изучения в непрофильном вузе.

Концентрическая система – преимущество в том, что возвращение в следующих концентрациях к материалу, уже излучавшемуся, дает возможность понемногу обогатить и расширять его содержание фактическим материалом, новой информацией, обобщениями, более глубокими выводами. Подобная структура дает возможность перехода от событийно-хронологического принципа исследования истории к проблемно-тематическому. Недостатками принципа концентризма в изучении истории является то, что при такой системе практически невозможно избежать повторов в изложении исторического материала, понижается интерес обучающихся к предмету, кроме того, исчезает время, которое можно было бы употреблять для научного, глубокого изучения новейшей и новой как отечественной, так и зарубежной истории. По концентрической системе изучается история в России, Бельгии, Великобритании, Латвии, Литве, Нидерландах, и др. 

Обновление содержания исторического образования требует формирования современных принципов преподавания истории: научность (преподавание истории основывается на высокий арсенал различных источников; умении интерпретировать, привлекать в научный оборот наиболее реальные, существенные проверенные события и факты);

объективность (освещение исторических событий, явлений, персоналий такими, какими они были на самом деле; корректное отношение к событиям прошлого) [20, c.40]

 гуманизм (основывается на основных принципах конституции России)

демократизм (строится на широком плюрализме взглядов, мнений, видении общественных явлений; педагогического партнерства студента и преподавателя; национально-государственной направленности (постоянное обращение к культурному и историческому наследию российского народа и его вклада в сокровищницу мировой цивилизации).

Историю как науку ценят за методику исторического познания, это означает, что цель преподавания истории – развитие критического оценивания информации, через рассмотрение причин и умение аргументировать свои взгляды, проявляя уважение, к оппонентам опираясь на принципы диалога и гуманизма. 

Итак, цель исторического образования в вузе – найти консенсус между интернациональными и национальными составляющими в преподавании истории. 

Тенденции в изменении содержания истории как науки, которые появились в 1990-е годы, пока что слабо отражаются на содержании истории как учебной дисциплины. Пока не все преподаватели вузов разумеют, что изменения в вариантах видения истории и толкования ее фактов нужно начинать с себя. Личная научная ориентация авторов, прежние (доперестроечные) позиции и взгляды, от которых не так легко отказаться под нажимом неотвратимых фактов, плюс неполная «открытость» архивных фондов — всё это замедляет и затрудняет новое осмысление прошлого и произведение новых исторических концепций. Поэтому в новых учебниках встречаются и искажения, и умолчания, и новые мифы, которые опять стараются дать упрощенную и искаженную картину.

Бескорыстное служение истине, честность, неравнодушие к судьбе человека в истории (а не представление о людях как о безвольной массе), осторожное отношение к фактам, критическое, но уважительное восприятие трудов предшественников, — данные качества должны быть свойственны профессиональному историку, и любой исследователь обязан подавать личный пример своим студентам.

Напомним, что скопированная еще с дореволюционной системы подготовка студентов-историков в 1930—40-е годы формами и методами существенно отличалась от сегодняшней. Традиция работы в «просеминаре» у известного доцента или профессора, знакомство с его способами работы и трудами, совместное чтение первоисточников небольшой группой студентов очутились потерянными в пору валовой, массовой подготовки кадров в 1970—80-е годы. Между тем, и об этом свидетельствуют воспоминания историков, которые учились в те годы, ведущий семинара или просеминара отдавал своим ученикам не только «живую» практику научного анализа, но и содействовал формированию у них духовных и нравственных качеств (при условии, если они были), так нужных профессиональному историку.

В реформировании нынешнего образования опыт ведущих западных стран, абсолютно, обладает большим значением. Но возродить и сохранить всё лучшее, скопленное как дореволюционной, так и советской образовательной системой, — не менее полезно и важно. Так как мы еще не можем сказать о положительных итогах перенесения на российскую почву западных образовательных форм, так почему бы не возродить собственные традиции, которые давали хорошие результаты как в плане воспитания будущих историков, так и за счет интеграции образования и науки?

Как отмечает Л.П. Репина, интеграция науки и образования представляет собой одну из значительных, главных проблем, которые стоят перед нынешними историками.

Отъединение научно-исследовательских учреждений от системы высшего образования в 1960—80-е годы обеспечивало партийным властям как бдительный контроль за историческими исследованиями, так и изоляцию молодого поколения от заглушенных после оттепели, но иногда возникающих в академической среде «новых веяний». Связь науки и образования, непостоянная и ощутимо слабая, проявлялась в советское время в работе нескольких исследовательских центров и лабораторий, научной работе на кафедрах вузов, а также периодическом чтении лекций учеными из исследовательских центров и институтов.

Таким образом выбор в пользу концентрической системы обучения истории имел как положительный эффект, так и отрицательный. С одной стороны, она позволяла глубже изучить некоторые темы, учитывая возрастные особенности учащихся, с другой она предполагает повторение одного и того же материала, так же она более сложна структурно, в сравнении с линейной системой. Но в ходе разработки гибридной системы (совмещение концентрической и линейной системы) качество исторического образования в России двинулось в положительном направлении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: