Реформирование школьного исторического образования в постсоветское время

 

Также как и вся система образования в целом школьное историческое образование подверглась глубокому реформированию. На направление реформ коренным образом повлияла политическая ситуация. Изменение общественного строя коснулось всех сфер жизни Российского общества.

Реформа системы школьного исторического образования стала попыткой учесть новые факторы развития. Значительные изменения произошли как в структуре, так и в содержании курсов истории в школе.

Одной из проблем исторического образования реформы школы в начале 90-ых годов стала попытка определить место истории России во всемирной истории. В школах был введен курс «Истории России». В виду того, что произошел отказ от Марксистко – Ленинского подхода, появилась реальная возможность для разработки альтернативных моделей и концепций школьного исторического образования и конкретных исторических курсов. Появились новые учебники, новая образовательная среда, появился рынок новой учебной литературы по истории.

В реформировании исторического образования достигнуты следующие положительные результаты:

1) В значительной степени сформировалась новая методология исторического образования

2) Содержание исторического образования коренным образом изменилось на основе принципов гуманизации, гуманитаризации и вариативности

3) Практически завершилось построение современной структуры исторического образования

4) На основе новых подходов к содержанию образования подготовлено новое поколение учебной литературы

5) Созданы условия для регулирования содержания исторического образования на основе обязательного минимума содержания образовательных программ для школы [2, c. 30]

Попытка реформы среднего исторического образования в школе показала, что в условиях не сформулированного государственного заказа трудно ожидать результативных шагов по реформированию системы исторического образования. В этот период не удалось добиться целостности политики в области реформ. Отсутствовала синхронность преобразований разных компонентов системы образования. Системы подготовки и повышения квалификации педагогов – историков была автономна и не всегда учитывала потребности системы исторического образования в школах [1, c. 13]

И так, названные выше факторы определяли основные направления и параметры эволюции системы эволюции исторического образования. Несмотря на положительные результаты проведенных реформ школы в 90-ые годы, все же остались негативные последствия, которые упомянуты выше.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Российское общество в 90 – е годы ХХ века испытывало этап глубоких структурных, в том числе социокультурных модификаций. Все данные процессы затрагивали сферу воспитания и образования. При этом есть серьезные основания для вывода, что определенная непоследовательность и сложность реформы системы образования, в том числе исторического образования как ее мировоззренческой, идейной составляющей, определена незавершенностью процесса реформирования общества в целом (иначе говоря, недостаточностью или отсутствием, понятных большинству населения положительных результатов реформ)

Историческое образование всегда было мощным духовным фактором нации. С 1990-х годов ни одна отрасль в России не претерпела таких существенных трансформаций, как историческая наука.

Динамические процессы, происходящие во всех сферах современного общества, и в системе национального образования, в частности, вызвали значительные изменения в ее структуре, содержании, направленности и задачах.

Среди многочисленных задач, стоящих перед Россией, одна из главных заключается в развитии национальной системы образования.

Государство активно занималось реформированием образования еще за несколько лет до распада СССР, продолжило этим заниматься в период становления нового Российского общества, о чем свидетельствуют множество законов, принятых в сфере образования в период с 1991 по 2004 год [Приложение 1].   

Глобальная реформа российской системы образования была введена в действие законом «Об образовании», принятым в 1992 г. В настоящее время приходится констатировать определенную непоследовательность государственной политики в сфере образования. На данном этапе развития образования педагоги России вступали в новый этап реформы образовательной системы — модернизация образования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: