А.Алексеев о методике работы с учеником над аппликатурой

Проблема аппликатуры – одна из самых сложных в педагогике. В связи с быстрым развитием музыкальной литературы взгляды в этой области непрерывно менялись. Подвергаются критике и самые незыблемые принципы аппликатуры. Возникают и новые предположения по рационализации существующих систем аппликатур.

Целесообразность выбора пальцев помогает осуществлять разнообразные художественные задачи, способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Необходимо с первых лет воспитывать у ученика сознательное отношение к аппликатуре. Также важно бороться с невнимательным отношением к обозначенным в нотах пальцам. Но в тоже время обозначенная аппликатура не всегда бывает удачной, а иногда и не подходит для ученика в силу каких-либо его индивидуальных особенностей.

Обозначая пальцы, не нужно выписывать их все подрят, а лишь те обозначать, в отношении которых может возникнуть неясность. Также хорошо приучать ученика самого подыскивать пальцы, наиболее рациональные в том или ином случае. А для этого необходимо знакомить его с основными аппликатурными принципами.

1) Аппликатура должна подчиняться задачам художественной выразительности. Это - важнейший и основной аппликатурный принцип.

2) Стремиться к естественной последовательности пальцев и приучать к этому с первых шагов обучения.

3) В секвенционных построениях и в большинстве случаев играть одинаковые группы одними и теми же пальцами. Это способствует большей быстроте и прочности запоминания. И здесь не надо смущаться, что приходится использовать 1-й и 5-й пальцы на черных клавишах.

4) При подборе пальцев обращать внимание на то, чтобы рука по возможности находилась в естественно-собранном положении. Иногда сильное растяжение руки препятствует достижению необходимой гибкости, а сжатое состояние руки способствует извлечению более певучего звука. Пример Шуман «Дед Мороз» средняя часть:

 

 

И ещё пример: Мазурка из «Детского альбома» П.Чайковского, где встречающаяся в средней части быстрое последование ре-диез (шестнадцатой) и терции до-ми (четверти) в левой руке значительно лучше удается, если играть терцию не обычной аппликатурой 1-3, а 4-1.

 

 

5) При выборе аппликатуры следует руководствоваться также естественными особенностями пальцев.

Большой палец – наиболее «тяжёлый» - его уместно применять для извлечения особенно насыщенных звуков.

Четвертый – там, где требуется некоторая утонченность звучания и т.д. Этот принцип аппликатуры был разработан ещё пианистами – романтиками. Знакомить с этим принципом можно уже продвинутых учеников, так как использование его требует уже владение инструментом.

6) Большие трудности для учеников составляют места, требующие достижения максимальной связности при помощи пальцевого legato. В таких случаях используется подмена пальцев, придающая игре больше плавности. Пример Р.Шуман «Первая утрата» (5такт):

 

 

Существуют и более сложные приемы аппликатуры для достижения legato: перекладывание пальцев, беззвучная их подмена на одной клавише, скольжение пальцев с клавиши на клавишу. Здесь важно обратить внимание на гибкость запястья, которое должно пластично подводить пальцы к нужным клавишам. И также воспитывать нужное ощущение в кончиках пальцев: ни один палец не должен покидать своей клавиши, пока другой не возьмет следующую. Выполнение этой задачи требует неустанного слухового контроля. Здесь на помощь вам придут упражнения Е.Ф.Гнесиной из книги «Подготовительные упражнения к различным видам фортепианной техники». Например:

 

 

Более сложные упражнения этого типа имеются в «Новой формуле» у В.И.Сафонова:

 

 

Иногда палец подменивается непосредственно перед нажатием последующей клавиши. Пример Глинка вариации «Среди долины ровныя». В первом такте подмену в мелодии 5-го пальца 4– м целесообразно совершить одновременно со взятием звука ми в среднем голосе:


 

7) Один из важных аппликатурных принципов - Соответствие пальцев правой и левой рук. Это можно достигнуть при противоположном движении. Пример Черни – Гермер Этюд № 16 первой части:

Пр.р. 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 5

Лев.р. 2 3 1 2 3 4 1 2 3 4 5

К соответствию аппликатур надо стремиться и в параллельных движениях. Использование этого принципа очень уместно в «Маленьком командире» Майкапара:

 

 

Принцип соответствия аппликатур хорошо разработан С.Е.Фейнбергом в очерках «Мастера советской пианистической школы», в статье, посвященной С.Е.Фейнбергу, можно найти еще несколько примеров такого же рода аппликатур.

Приведенных принципов аппликатур не стоит придерживаться догматически. На практике от некоторых из них приходится отказываться.

Могут встретиться случаи, когда один принцип входит в противоречие с другими, или можно иногда пользоваться какими-либо иными принципами.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: