Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения

Материал для осмысления.

Главной коммуникативной нормой общего характера, определяющей весь процесс коммуникации, является установка на коммуникативное сотрудничество, реализующее принцип кооперации.

Вторым по значимости можно назвать принцип целесообразности, который проявляется на всех уровнях общения.

Принцип гармоничности общения предусматривает гармонизацию как целей общения, так и средств достижения этих целей на всех уровнях речи.

Принцип структурирования пронизывает все общение: как на уровне выделения из потока общения определенных коммуникативных ситуаций, так и на уровне структуры самой ситуации и структуры каждого высказывания в рамках этой ситуации.

 

Задание 1. Представьте себя на месте того, к кому обращаются с речью, используя рекомендации Б. Паскаля. Каким образом этот совет философа соотносится с принципом гармоничности общения? Можно ли сказать, что он соотносится с этическими и коммуникативными нормами в целом? Как вы считаете, актуальны ли эти советы и в наши дни?

 

Когда вы хотите принести пользу и доказать другому, что он ошибается, надо иметь в виду, с какой стороны он смотрит на вещи, ибо с этой стороны он бывает прав, и признать его правоту в этом, но показать ему ту сторону, с которой он заблуждается.

Он будет доволен, потому что увидит, что не ошибался, а просто видел не все стороны. А на это люди не сердятся, но ошибаться они не хотят – потому, может быть, что человек по природе своей не может увидеть всего и по природе же не может ошибаться в том, что видит, ибо наши чувственные восприятия всегда верны…

(Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр., вступ. статья, коммент. Ю. А. Гинзбург. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1995.)

Ответ (в форме тезисов):

1. Комфортное общение, при котором возникает ощущение полного взаимопонимания между участниками речевого взаимодействия- сущность понятия «принцип гармоничного общения», совет Б.Паскаля подразумевает именно это.

2. Коммуникативные и этические нормы позволяют выработать наилучшие условия для реализации целей, намерений участников общения, для создания благоприятного эмоционального климата, преодоления различных коммуникативных барьеров, а совет философа как нельзя лучше передаёт суть этих норм.

3. Эти советы будут всегда актуальны, пока существует общество, стремящееся к высокому уровню речевой культуры. Если бы каждый перестал соблюдать нормы коммуникации, мог бы он себя назвать человеком? Ведь человека отличает его разум.

 

 

Задание 2. Ознакомьтесь с основными условиями соблюдения логичности на уровне текста, чтобы использовать их в своей речи и при анализе чужих высказываний. Что вы считаете нужным внести в этот список, чтобы его дополнить, уточнить?

1. Текст должен иметь продуманную, строго организованную структуру.

2. В тексте должна быть ясно выражена связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли.

3. В тексте должны быть обозначены переходы от одной мысли к другой.

4. Каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части (на абзацы, параграфы, главы и т. д.).

5. Объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

6. Предложение, которое открывает абзац, должно быть тематическим, то есть содержать вопрос или краткое вступление к изложению данных. Завершается он обобщением сказанного — предложением, которое содержит вывод.

7.  Важным условием понимания прочитанного является простота изложения, поэтому в одном предложении должна содержаться только одна мысль.

8. Речь текста должна быть доступна, т.е. уровень его сложности должен соответствовать пониманию адресата, а также она должна быть выразительна.

Задание 3. Помехи (затруднения, препятствия) в общении принято называть коммуникативными барьерами (проверьте себя!).

К ним могут относиться:

· погрешности в процессе передачи информации вследствие плохой дикции говорящего или неструктурированности, нелогичности, неточности или неконкретности его речи;

· у слушателя могут возникнуть собственные психологические барьеры, вызванные какими-либо сильными эмоциями или физическим состоянием, из-за которых он теряет способность адекватно воспринимать речь;

· иногда взаимопониманию мешают барьеры, связанные с отношениями между коммуникантами.

Не менее существенные помехи в общении могут быть обусловлены ощущением известности и/или излишней легкости (трудности) воспринимаемой информации.

Для тех людей, у которых приоритетным является зрительный канал получения информации, трудности понимания могут быть вызваны отсутствием (недостаточностью) визуального ряда, а для тех, кто привык воспринимать информацию преимущественно на слух, сложным будет демонстрация, например, учебного видеоматериала.

Проблемные вопросы:

Кто из коммуникантов и как должен предупреждать (нивелировать) возникновение тех или иных барьеров? С какими барьерами чаще всего сталкиваетесь вы? Как их преодолеваете? Каким образом барьеры общения связаны с нормами речи?

Коммуникативные барьеры - препятствия, вызванные естественными, социальными и психологическими факторами, возникающими в процессе коммуникации. На мой взгляд, нивелировать возникновение тех или иных барьеров должны оба коммуниканта. Процесс общения не прост, как может показаться на первый взгляд. Любая случайно высказанная идея, двусмысленное понятие, неоднозначный жест или непроизвольная эмоция могут послужить причиной недопонимания собеседников. Поэтому каждая сторона общения должна понимать, что любой человек индивидуален и уникален, он является носителем какой-либо культуры, имеет собственные убеждения и мировоззрения. Однако не все люди могут осознавать это.

Как любой другой человек я не могу не столкнуться с коммуникативными барьерами. Чаще всего на моем пути возникают культурные и идеологические. Раньше если моё мнение не совпадало с мнением собеседника, я переставала считать общение с этим человеком важным, наверное, я разочаровывалась в нем и просто не понимала. Однако взрослея, сталкивая с разными людьми, читая различные высказывания мыслителей, я поняла, что каждый человек уникален, его идеи по-своему ценные. Он имеет право рассуждать так, как он считает правильным или нужным, таково его воспитание, образование, культура. Да, именно культура формирует сознание общества. Теперь я более толерантна, когда у собеседника другой взгляд на проблему. Необходимо выслушать и понять коммуниканта, если же он спросит мою точку зрения, нужно ответить, но никак не ругаться или принуждать выслушать себя, ведь лучше от этого не станет.

Важным компонентом коммуникации являются нормы общения. Они- тот самый фундамент, на котором зиждется общение. Нормы речи напрямую связаны с барьерами коммуникации, так как существует большая группа препятствий общения «барьеры непонимания», в которые входят следующие барьеры: семантические, невербальные, фонетические, стилистические, логические и коммуникативные перегрузки. Неправильное употребление слов и предложений в устной и письменной речи могут повлечь за собой недопонимание собеседника.

2.Как известно, коммуниканты не всегда вносят одинаковый вклад в успешность общения. Чаще всего кто-то из них является коммуникативным лидером, а кто-то становится ведомым. Коммуникативный лидер – тот, кто начинает (инициирует) общение, задает тему, формулирует уточняющие вопросы, имеет право перебивать говорящего, принимает решение, заканчивает общение, подводит его итог.

Можно ли сказать, что в данном контексте лидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него? Обоснуйте свою точку зрения.

Для начала, на мой взгляд, нужно разобраться кто такой лидер. Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Исходя из этого определения, можно с уверенностью сказать, что в данном контекстелидер не только тот, кто руководит общением, но и кто принимает на себя ответственность за него.Ответственность — это надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Допустим, если коммуникация происходит между учителем и учеником, то лидер в данной ситуации- преподаватель. То, как он изложит материал, уложит в голову ученика, зависит дальнейшее развитие ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: