Общие требования пожарной безопасности в образовательной организации

Государственное образовательное учреждение профессионального образования

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

 

Кафедра теории и методики обучения, ФК и БЖ

 

 

ИЗУЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ШКОЛЕ И ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

 

 

Методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности» направлений 44.03.00

 

Волгоград

2019 г.

 

УДК 614. 84

 

Изучение требований пожарной профилактики в школе и первичных средств тушения пожаров: методические указания к лабораторной работе по курсу «Безопасность жизнедеятельности».

 

 

Составитель А.А. Тарасов – Волгоград:

ВГСПУ, 2019 г.

 

 

Приведены основные требования пожарной профилактики в школе. Описаны способы и средства тушения пожаров, устройство и принцип действия некоторых видов огнетушителей, методика тушения некоторых видов пожаров.

Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения, изучающих курс «Безопасность жизнедеятельности».

 


Цель работы: изучить основные требования пожарной профилактики в школе, научиться пользоваться первичными средствами пожаротушения, определять нормы их запаса для школ и других объектов.

 


Пожарная безопасность

Пожарная безопасность, как и безопасность человека вообще, во многом зависит от его просвещённости, в том числе осведомлённости о возможных факторах, причинах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действий в каких чрезвычайных ситуациях - как пожары, готовности противостоять опасностям огня, которые подстерегают нас как в природе (лесные пожары, молния, степные пожары), так и в городских условиях (электрооборудование, газоснабжение, легковоспламеняющиеся жидкости, пожароопасные объекты и т.п.) - повсюду, где мы живём, трудимся, учимся, отдыхаем.

Пожары на промышленных предприятиях и в жилых домах, в гостиницах и нефтяных промыслах, в лесах и на электростанциях – уничтожают материальные ценности, гибнут люди. Почти все пожары прямо или косвенно связаны с чьей-то некомпетентностью, незнанием элементарных основ химии и физики горения. Поэтому самый надежный защитой от разрушительного действия огня, как это не парадоксально звучит, является не огнетушители и пожарные гидранты, и даже не доблестные пожарные в красных машинах, а простое и универсальное средство – знания.

За стремительное увеличение масштабов общественного производства человечество расплачивается непрерывным ростом числа пожаров, аварий и взрывов, имеющих тяжелые социально-экономические последствия, что представляет собой еще одну глобальную проблему начала XXI века. Согласно статистическим данным, на нашей планете ежегодно происходит свыше 5,5 млн. пожаров (600 пожаров в час). Каждую минуту в нашей стране происходит более трех пожаров, каждый час в огне погибает человек – взрослый или ребенок, и 5 человек при этом получают увечья. Практика показывает, что каждую неделю пожар разрушает или повреждает в стране 1000 – 1500 квартир. Следует уяснить, что пожар – не роковое, фатальное явление и отнюдь не случайный или злой рок, как иные пытаются это утверждать, а результат прямого действия человеческого фактора.

Пожарная профилактика в школе

Пожар – неконтролируемое горение вне очага, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

 

Пожарная профилактика основывается на исключении условий, необходимых для горения, и использовании принципов обеспечения безопасности.

Ответственность за противопожарное состояние школы возложена персонально на её директора. Однако каждый работник школы должен заботится о соблюдении норм пожарной безопасности.

Общие требования пожарной безопасности в образовательной организации

1. Все детские учреждения перед началом учебного года (первой смены для детских учреждений сезонного типа) должны быть приняты соответствующими комиссиями, в состав которых включаются представители Государственного пожарного надзора.

2. Территория детского учреждения должна постоянно содержаться в чистоте. Отходы горючих материалов, опавшие листья и сухую траву следует регулярно убирать и вывозить с территории.

3. Дороги, проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам, а также доступы к пожарному инвентарю и оборудованию должны быть всегда свободны. О закрытии отдельных участков дорог или проездов в связи с проведением ремонтных работ или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных автомобилей, следует немедленно уведомить пожарную охрану.

4. Противопожарные разрывы между зданиями не должны использоваться для складирования материалов и оборудования, а также для стоянки автотранспорта.

5. Разведение костров, сжигание мусора и устройство открытых кухонных очагов на территории не допускается.

6. В многоэтажных зданиях детских учреждений группы (классы) детей младших возрастов следует размещать не выше второго этажа.

7. Вместимость помещений должна соответствовать установленным нормам.

8. Расстановка мебели и оборудования в классах, кабинетах, мастерских, спальнях, столовых и других помещениях не должна препятствовать эвакуации людей и подходу к средствам пожаротушения.

9. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов должны иметься предписывающие и указательные знаки безопасности.

10. Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться какими-либо предметами и оборудованием.

11. Двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии.

В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легкооткрывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.).

12. В помещениях, связанных с пребыванием детей, ковры, паласы, ковровые дорожки и т.п. должны быть жестко прикреплены к полу.

13. Здания детских учреждений должны быть оборудованы средствами оповещения людей о пожаре. Для оповещения людей о пожаре могут быть использованы внутренняя телефонная и радиотрансляционная сети, специально смонтированные сети вещания, звонки и другие звуковые сигналы.

14. Двери (люки) чердачных и технических помещений (насосных, вентиляционных камер, бойлерных, складов, кладовых, электрощитовых и т.д.) должны быть постоянно закрыты на замок. Ключи от замков следует хранить в определенном месте, доступном для получения их в любое время суток. На дверях (люках) чердачных и технических помещений должны быть надписи, определяющие назначения помещений и место хранения ключей.

15. Наружные пожарные лестницы, лестницы-стремянки и ограждения на крышах зданий должны содержаться в исправном состоянии. Допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

16. В зданиях детских учреждений проживание обслуживающего персонала и других лиц не допускается.

17. Размещение аккумуляторных, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, баллонов с горючими газами и кислородом, целлулоида и других легковоспламеняющихся материалов в зданиях, связанных с пребыванием детей, а также в подвальных и цокольных помещениях не допускается.

18. В зданиях детских учреждений запрещается:

а) производить перепланировку помещения с отступлением от требований строительных норм и правил;

б) использовать для отделки стен и потолков путей эвакуации (рекреаций, лестничных клеток, фойе, вестибюлей, коридоров и т.п.) горючие материалы;

в) устанавливать решетки, жалюзи и подобные им несъемные солнцезащитные, декоративные и архитектурные устройства на окнах помещений, связанные с пребыванием людей, лестничных клеток, коридоров, холлов и вестибюлей;

г) снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками;

д) забивать двери эвакуационных выходов;

е) применять для целей отопления нестандартные (самодельные) нагревательные устройства;

ж) использовать электроплитки, кипятильники, электрочайники, газовые плиты и т.п. для приготовления пищи и трудового обучения, за исключением специально оборудованных помещений;

з) устанавливать зеркала и устраивать ложные двери на путях эвакуации;

и) проводить огневые, электрогазосварочные и другие виды пожароопасных работ в зданиях при наличии в их помещениях людей;

к) обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами;

л) применять для освещения свечи, керосиновые лампы и фонари;

м) производить уборку помещений, очистку деталей и оборудования с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

н) производить отогревание труб систем отопления, водоснабжения, канализации и т.п. с применением открытого огня. Для этих целей следует применять горячую воду, пар или нагретый песок;

о) хранить на рабочих местах и в шкафах, а также оставлять в карманах спецодежды использованные обтирочные материалы;

п) оставлять без присмотра включенные в сеть счетные и пишущие машинки, радиоприемники, телевизоры и другие электроприборы.

19. Все здания и помещения детского учреждения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения (приложение 2).

20. По окончании занятий в классах, мастерских, кабинетах и лабораториях учителя, преподаватели, лаборанты, мастера производственного обучения и другие работники детского учреждения должны тщательно осмотреть помещение, устранить выявленные недостатки и закрыть помещения, обесточив электросеть.

21. Электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

22. Администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями нормативных документов.

23. В производственных, складских и других помещениях с наличием горючих материалов, а также материалов и изделий в сгораемой упаковке электрические светильники должны иметь закрытое или защищенное исполнение (со стеклянными колпаками).

24. Все неисправности в электросетях и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткое замыкание, сверхдопустимый нагрев изоляции кабелей и проводов, должны немедленно устраняться. Неисправные электросети и электроаппараты следует немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.

25. Во всех помещениях (независимо от их назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются, все электроустановки (кроме холодильников) должны отключаться.

26. Внутренние пожарные краны периодически должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды. О результатах технического обслуживания и проверок составляются акты.

27. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода должны быть оборудованы рукавами и стволами, помещенными в шкафы, которые пломбируются. В шкафу должен находиться рычаг для облегчения открытия крана.

28. Администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики. Техническое обслуживание установок пожарной автоматики должно проводиться в соответствии с Инструкцией по организации и проведению работ по регламентированному техническому обслуживанию установок пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

29. Установки пожарной автоматики должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в работоспособном состоянии.

30. В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, проведение которых связано с отключением установок, администрация детского учреждения обязана обеспечить пожарную безопасность защищаемых установками помещений и поставить в известность пожарную охрану.

31. Детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами.

3.2. Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться в планах эвакуации, разрабатываемых согласно ГОСТ Р 12.2.143-2002. Внешнее оформление и указательные знаки для определения мест расположения первичных средств пожаротушения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026,

33. Ручные огнетушители должны размещаться согласно требованиям ГОСТа 12.4.009-83:

а) путем навески на вертикальные конструкции на высоте не более 1,5 м от уровня пола до нижнего торца огнетушителя;

б) путем установки в пожарные шкафы совместно с пожарными кранами, в специальные тумбы или на пожарные стенды.

34. Огнетушители должны устанавливаться таким образом, чтобы был виден имеющийся на его корпусе текст инструкции по использованию. Конструкции и внешнее оформление тумб и шкафов для размещения огнетушителей должны позволять визуально определить тип установленных в них огнетушителей.

35. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, где исключено повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей и атмосферных осадков, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.

В школах организуются добровольные пожарные дружины из преподавателей и обслуживающего персонала, кроме этого из числа учащихся – юношеские добровольные пожарные дружины (ЮДПД). Членов ЮДПД к непосредственной ликвидации огня привлекать нельзя, их используют для организации порядка и в профилактической работе. С членами добровольных пожарных дружин не реже одного раза в квартал проводятся занятия по вопросам предупреждения и тушения пожаров. Один раз в четверть с учащимися старших классов должны проводиться во внеурочное время занятия по изучению правил пожарной безопасности, а с учащимися младших классов – беседы по изучению пожарной безопасности в школе и дома.

В каждом классе, кабинете, лаборатории, мастерских и других объектах на видном месте должны быть вывешены: противопожарная инструкция и табличка с фамилией ответственного за пожарную безопасность. Все обучающиеся должны знать и неуклонно выполнять требования инструкций. Ответственность за противопожарное состояние кабинетов, лабораторий, мастерских и других объектов возлагается приказом директора школы на учителей, лаборантов, заведующего учебной частью и т.д.

Первичной обязанностью каждого работника школьного и детского учреждения при пожарах является спасение жизни детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: