Депривационные ситуации

Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого разные последствия, ибо у них разная конституция и различное предшествующее развитие.

Например, изоляция - один из вариантов депривационной ситуации. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют так же термин последствия депривации («депривационное поражение»), которым они называют внешние проявления результатов депривации, т. е. поведение ребенка, находившегося в депривационной ситуации. Если ребенок уже однажды побывал в депривационной ситуации, но это, к счастью, было недолго и не привело к грубым психическим отклонениям, то говорят о депривационном опыте ребенка, после которого он будет более закаленным или, к сожалению, более чувствительным.

Фрустрация, т. е. переживание досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное понятие, могущее войти в общее понятие депривации. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией, хотя фрустрации уже нет. Если ребенок в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещен в больницу, то на это он может дать реакцию фрустрации. Если же он остался в больнице год, да еще в одном и том же помещении, без посещения его родителями, без прогулок, без получения нужной сенсорной, эмоциональной и социальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые к кругу депривационных.

Случаи крайней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжелых условиях. Другое дело, когда речь идет о маленьких детях или о грудных,- они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его заботы.

От социальной изоляции отграничивают сепарацию. Под последней чехословацкие исследователи понимают не только болезненное отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Сепарация может быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой и длительной. Сепарация - результат нарушения взаимного контакта, она отражается не только на ребенке, но и на родителях. У последних возникает тревожность и т. п. Если сепарация длится долго, то она переходит в социальную изоляцию, о которой говорилось ранее. Сепарация имеет большое значение для развития в ребенке определенных социальных установок. Еще в 1946 году английский ученый Боулби опубликовал сравнительные данные о развитии 44 несовершеннолетних воров и такой же группы несовершеннолетних, но без антисоциальных тенденций. Оказалось, что у правонарушителей сепарация в детстве встречалась во много раз чаще, чем у сверстников без правонарушений. Боулби считает, что сепарация затрагивает прежде всего эстетическое развитие личности и формирование у ребенка нормального чувства тревоги.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению.

Материнская депривация

Наиболее тяжелое значение имеет отсутствие контактов с матерью материнская депривация. Она возникает от недостаточной привязанности матери к ребенку, в ситуации длительной разлуки, а также отсутствия материнского воспитания с младенчества и при лишении матери в более позднем возрасте.

Последствия материнской депривации резко негативно сказываются на дальнейшем развитии ребенка, и могут впоследствии дать отклонения в личностном развитии.

Если ребенок в течение первого года жизни получил достаточно любви и заботы, его достаточно ласкали – он становится эмоционально уравновешенным и приобретает доверие к людям, к окружению и к миру в целом.

Если ребенок не получил в первый год жизни должного ухода и внимания, не получил любви и заботы, то у него появляется недоверие, подозрительность к людям и к миру в целом. Он несет в другие стадии своего развития «хочу быть любимым, но у меня не получается». Этот внутренний конфликт проявляется в истерических реакциях, в психосоматических заболеваниях, смысл которых состоит в том, чтобы привлечь к себе внимание и добиться любви (падает на пол, кричит…)

Ребенку очень важно иметь сенсорно-зрительные ощущения и впечатления: видеть, слышать, ощущать телесно. Лишение приводит к сенсорной депривации. Эта обедненная среда является губительной для детей, У ребенка не развивается своевременно речь, двигательные навыки, сообразительность, торомозится умственное развитие.

Двигательная депривация. приводит к повышенной тревожности или состоянию эмоциональной вялости. депрессии. Дети должны двигаться. Это очень важный фактор развития.

Существует компенсаторная двигательная активность (качаются в кровати, сосут пальцы, постукивают руками или ногами и пр) Сами по себе эти состояния не проходят. Нужна специальная психолого-педагогическая работа по развитию двигательной сферы. Учеными доказано, что двигательная сфера в раннем возрасте тесно связана с интеллектуальным развитием и формированием чувства и образа «Я». Это- основа самосознания.

Наблюдаются расстройства привязанностей. Теория привязаностей описана в трудах Джона Боулби (1958)

Мать уходит – ребенок плачет. Если ребенок настороженно относится к незнакомым людям, это значит, что чувство привязанности сформировалось. Чувство привязанности формируется к 7-8 месяцам жизни ребенка. Привязанность- это устойчивые эмоционально-психологические связи ребенка с любящими его людьми.

Неполноценное удовлетворение основных потребностей ребенка –прежде всего в любви- ведет к затруднению или искажению формирования у него привязанностей.

В условиях детского дома расстройство привязанностей возникает из-за крайней неустойчивости и кратковременности эмоциональных связей. Привязанность не успевает сформироваться из-за частой смены воспитателей, учителей, а также при неоднократном и недлительном помещении ребенка в разные приемные семьи, разные детские дома или школы-интернаты.

В чем же проявляются основные расстройства привязанностей. Они выражаются в устойчивом нежелании поддерживать контакты. Причиной нежелания ребенка общаться с окружающими людьми является расстройство привязанностей.

У младшего возраста отсутствует заинтересованность в зрительном и эмоциональном контакте. У более старших детей (1-2года) расстройство привязанностей выражается в снижении настроений, в боязливости, настороженности, отсутствии любопытства, эмоциональной живости и непосредственности, в отказе от эмоциональных игр со взрослыми. Нередко она выражается в агрессии к окружающим и даже к самому себе.

В дошкольном возрасте (3-4г) в поведении таких детей наблюдается рассеянность, отсутствие общительности и чувства дистанции, излишняя фамильярность даже с незнакомыми людьми. Прилипчивость, неразборчивость в установлении дружеских связей со взрослыми и сверстниками. Но в то же время они проявляют к одним и тем же людям амбивалентность – двойственность: то боязливость, то агрессию, то недоверчивость, то открытость и доброту.

В более старшем возрасте у детей с расстройствами привязанностей замедленно и ущербно формируется представление о себе. Для них наиболее характерно отрицание образа себя. Нарушение привязанностей объясняет различные формы эмоциональных расстройств (беспокойство, гнев, депрессия, эмоционально негативное отношение к окружающим, к близким людям и к себе)

Отрицательный образ себя.

У таких детей возникает ощущение заброшенности отторгнутости. Оно приводит к напряженности и недоверию к людям и, как итог, к реальному неприятию себя и окружающих. В ходе дальнейших взаимоотношений с окружающими негативное отношение к себе усиливается. Причиной формирования отрицательного образа себя, кроме материнской депривации, является недостаток безусловной любви, т. е. любви не за что-то, а просто потому что он, ребенок, есть. И домашний ребенок может быть заброшен на няню, а более старшем возрасте – безнадзорен.

Для возникновения позитивного образа Я (положительного отношения к себе) ребенку от окружающих его взрослых не хватает проявлений безграничной и бескорыстной любви и положительной оценки его действий и поступков.

Кроме расстройства привязанности, у детей наблюдается:

а) замедленное развитие познавательной деятельности (они мало интересуются окружающим миром вследствие депривации).

б) они эмоционально бедны и невыразительны

в) у них отсутствует интерес к оценку взрослого, т. к. их не хвалят (домашний: мама, посмотри, что я сделал!)

г) отсутствует переживание неуспеха в деятельности. Нет потребности в положительной оценке взрослых и сверстников.

д) не умеют дифференцировать успешное и неуспешное действие

е) не формируется самостоятельность наблюдений, отставание в развитии речи.

Нарушения в эмоциональной сфере

а) конфликты со сверстниками

б) нарушения самоидентичности – они не видят себя в зеркале, В дошкольном возрасте они не могут вспомнить себя маленькими.

в) интеллектуальное развитие характеризуется дисгармоничностью, несбалансированностью видов мышления. Предметное и наглядное мышление у них является главным: что видят, о том и думают.

г) вербальное (словесное) мышление достигает возрастной нормы к дошкольному возрасту (к 6-и годам), а невербальное – значительно отстает и достигается только в школьном возрасте, т. к. оно формируется в игре и неформальном общении., в нерегламентированной совместной деятельности со взрослыми и другими детьми.

Распространенность психических нарушений у детей первого года хорошо иллюстрирует распространенность таких расстройств, как нарушения пищевого поведения и расстройства сна.
По различным данным нарушения пищевого поведения встречаются на первом году жизни у 18-30% детей, нарушения сна у детей в возрасте от года до трех лет - у 25-50% детей в популяции. Эти данные свидетельствуют о том, что около половины всех детей имеет нервно-психические нарушения в течение первого года жизни. Механизмы, приводящие к появлению расстройств сна и питания, изучаются в рамках такой модели заболевания в которой учитываются разнообразные биологические, психические и социальные факторы. Эта модель трактует нарушения, возникшие в результате их взаимодействия, как психосоматические заболевания или болезни адаптации.

Болезни адаптации представлены состояниями, преходящими от здоровья к болезни (реакции дезадаптации), и болезненными состояниями с психическими, двигательными расстройствами или расстройствами регуляции внутренних органов. Выделяются кризисные ситуации или ситуации повышенного риска, предрасполагающие к возникновению реакций дезадаптации в различные возрастные периоды. Для детей первого года жизни это ситуации, приводящие к потере защищенности из-за отрыва от семьи: помещение в чужую семью, направление в детское учреждение, госпитализация. Причем данные, полученные при наблюдении за детьми раннего возраста в ситуации отрыва от семьи, в первую очередь матери (ситуация депривации), получили в последние десятилетия естественно-биологическое подтверждение.

Существуют три фазы адаптации детей раннего возраста при отрыве от семьи. Первая фаза получила название «фазы протеста». В этот период ребенок плачет, не успокаивается, пока к нему не подойдет мать, кричит, когда она уходит. Далее эта фаза сменяется «фазой отчаянья», когда ребенок как бы «замыкается», внешне выглядит жалким и несчастным, нарушается процесс кормления, ритм сна, возникают патологические привычные действия в виде сосания пальцев рук, яктации. Последняя фаза обозначается как «фаза отчуждения». Во время этой фазы младенец перестает интересоваться родителями, для него становится безразличным, навещают его или нет.
Описанные выше реакции на разлучение давно привлекали внимание исследователей, и при проведении ряда экспериментов оказалось, что между ребенком первого года и матерью существует не только психическая, но и биологическая связь. Именно поэтому при отрыве от матери поведение ребенка так сильно изменяется.
Наличие биологической связи между матерью и новорожденным подтверждено в опытах предпочтения в ситуации выбора по узнаванию своего ребенка только что родившими женщинами. Показано, что дети от двух до шести дней достоверно предпочитают запах молока собственной матери. Методом поминутного наблюдения изучалось поведение новорожденных первого часа жизни. 65% первого часа жизни новорожденные проводили в спокойном бодрствующем состоянии (СБС). В среднем в СБС младенцы пребывали 39,3 минуты. Первые полчаса СБС составляло 58,7%, а вторые - 76,4% времени, что послужило основанием для вывода о раннем сроке формирования предпочтения матери на втором получасе жизни. В других экспериментах поведение пяти младенцев в возрасте одной недели снималось на кинопленку: во-первых, когда с ребенком находилась мать, и, во-вторых, когда вместо матери перед ребенком находилась яркая игрушка. Оказалось, что младенец демонстрирует как бы два способа спонтанной активности, два различных «интереса» к живому и неживому объектам. Некоторые специалисты настаивают на выделении ребенком первых дней жизни матери с помощью зрительной фиксации и даже поворота головы.

Исследования взаимодействия ребенка и матери в первые месяцы жизни выявили характерную активность ребенка в паре. Мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. Во время опытов в их поведении выявилось много сходного. Мать и младенец часто одновременно смотрят на один и тот же предмет, причем главная роль принадлежит ребенку, начиная с выбора предмета рассмотрения. Внимательная мать подстраивается под его действия. В экспериментах обнаружена способность новорожденного уже в первый месяц жизни двигаться в соответствие с ритмом речи взрослого. Запись движений голосового аппарата младенца воспроизводила запись речи взрослого. Также производилась кинозапись движений головы у трехмесячного ребенка и взрослого, глядящих друг на друга. Движения матери и ребенка составили рецепрокное приближение и отдаление, названные авторами своеобразным «вальсом». В некоторых исследованиях изучались движения младенца в ответ на человеческую речь, бессмысленный набор слов, чистый тон и музыкальную фразу. Скоординированные движения младенца возникали только на звуки осмысленной речи, причем непроизвольные движения ребенка сравнивались авторами с «неуловимым балетом».
Следовательно, отсутствие или недостаточная родительская поддержка на первом году жизни может значительно нарушать биологическое и психическое созревание ребенка, нарушать формирование взаимной привязанности как важнейшего условия развития психики младенца, и приводить к болезням адаптации или психосоматическим расстройствам. Раннее помещение ребенка в воспитательное учреждение может привести к поведению, которое варьирует от апатичности, потери аппетита и задержки нормального развития до полного истощения, заканчивающегося иногда смертью (маразмом). Помещать детей в такие учреждения после достижения ими 6-месячного возраста даже хуже, чем в более раннем возрасте, вследствие уже сформировавшихся связей между матерью и ребенком.

Даже непродолжительная разлука ребенка с матерью, как в случае госпитализации, может вызывать нарушения развития. Эти нарушения опять-таки больше после 6-месячного возраста. Материнская депривация, по-видимому, всегда является первичным фактором.

Причины недостаточной материнской ласки и заботы могут крыться как в особенностях ребенка, например, испытывающего трудности в реагировании на действия матери, так и в характеристиках матери, когда она слишком молода, не имеет родительского опыта или просто не хочет иметь ребенка. Любой из этих факторов может приводить к разного рода дефицитам — в кормлении, ласке и реагировании на потребности ребенка. Плохое обращение с детьми берет начало в недостаточной готовности к материнству и может принимать форму пренебрежения или физ. или психол. агрессивного воздействия.

Стимуляция совершенно необходима для нормального развития индивидуума. Сенсорная депривация может вызывать задержку двигательного и умственного развития. Одно из решений проблемы депривации, обнаруживаемое во мн. культурах, — разделить уход за ребенком между несколькими людьми. Эффективность множественного или параллельного ухода за ребенком зависит от специфических паттернов взаимодействия между ребенком и материнскими фигурами, а так же от типа существующего социального строя.

Ни один из существующих подходов к воспитанию детей не гарантирует здоровья и благополучия во взрослости. Полученные в современных исследованиях данные о том, что даже самые вредные воздействия сглаживаются по мере взросления ребенка, указывают лишь на отсутствие в подобных случаях психологические расстройства, однако из этого вовсе не следует, что человек, подвергавшийся в детстве таким воздействиям, функционирует на оптимальном уровне.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: