Принципы построения и управления системой рисков в работе ФТС

 

Согласно приказу ГТК РФ от 26.09.2003 №1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ» к принципам построения системы управления рисками, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы относятся:

– принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

– принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ГТК России функциональных подсистем управления рисками как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

– принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ГТК России, РТУ, таможня, таможенный пост);

– принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

– принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Согласно приказу ГТК РФ от 26.09.2003 №1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ» к принципам управления относятся:

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации.

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

 

Элементы системы управления рисками в Российской Федерации

 

Согласно приказу ГТК РФ от 26.09.2003 №1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе РФ» к элементам системы управления рисков относятся:

1. Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Данный элемент предусматривает сбор и обработку всей существующей информации из различных источников о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в том числе информации:

– статистической о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу Российской Федерации, а также сравнение внутренней статистики Российской Федерации со статистикой стран-контрагентов;

– о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;

– поступающей от иных правоохранительных и контрольных органов Российской Федерации, в том числе от таможенных органов иностранных государств;

– о результатах оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, а также специальной статистики о нарушениях таможенных правил;

– о правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;

– о деятельности лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем

2. Выявление и анализ рисков. Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

– совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

– таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

– объектов анализа;

– критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

– индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

– оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

3. Разработка и реализация мер по управлению рисками, где нужно учитывать:

– прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

– анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам –выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством РФ.

4. Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

При подготовке и выборе мер необходима сбалансированная оценка их совместного суммарного эффекта.

Должны быть разработаны методики, а также определены критерии, по которым должен осуществляться контроль, в том числе оперативный, хода исполнения вступивших в силу документов и принятых мер, а также их влияние на предотвращение или минимизацию рисков и эффективность качества таможенного контроля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: