Софийский собор в Полоцке

Искусство Беларуси X-XIII вв.

       Развитие культуры восточнославянского населения в X—XIII вв. находилось под влиянием процессов христианизации, начатых в конце X века. Христианство принесло новое мировоззрение,   новые виды искусства, в частности культовое зодчество, церковно-религиозную живопись и т. д. Оно способствовало вхождению наших предков в единое европейское сообщество, содействовало расширению и углублению политических и культурных связей с другими странами, и прежде всего с Византией.

Архитектура.

       Одним из самых замечательных достижений культуры белорусских земель Х-ХШ веков являются памятники монументальной архитектуры.  В этот период стали возникать города, являвшиеся центрами княжеств, в частности Полоцк, Туров, Берестье, Менск, Городня и другие. В общественном сознании жителей белорусских земель стали укореняться христианские ценности. Союз религии и власти князей нашел свое выражение в строительстве христианских храмов и одним из первых монументальных культовых сооружений на территории Беларуси стал Софийский собор, построенный в Полоцке в 50-е годы XI столетия. Это был третий по счету храм тако­го типа и названия на территории Восточной Европы после Киевской и Новгородской Софии. По своей форме Полоцкий собор напоминал квадрат, разделенный на пять нефов. Три его апсиды имели производную от деревянной архитектуры граненую форму, многочисленные фрески украшали интерьер. В соборе находился архив города, библиотека (погибла в годы Ливонской войны), государственная казна.

 

Софийский собор в Полоцке

Каменный собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в "Житии преподобной Ефросинии Полоцкой " и "Слове о полку Игореве" ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 гг. по распоряжению князя Всеслава Полоцкого (Чародея). Храм стал символом независимости и могущества Полоцкого княжества.

Полоцкая София являлась православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

Архитектура Софийского собора

Собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества.

Общее с храмами в Киеве и Новгороде:

А) крестово-купольная система,

Б) 5 нефов,

В) галереи.

Но были и свои уникальные черты, например: семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике "скрытого" ряда.

       Во время Северной войны (нач. 18 в.) по приказу Петра I собор использовался как склад  боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен. В сер. 18 в. известный зодчий Ян Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

 

 

Спасо-Преображенская церковь в Полоцке
       Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была построена между 1152 и 1161 гг. (сер. 12 в.) по распоряжению настоятельницы Спасо-Преображенского монастыря Ефросинии Полоцкой. Храм является творением полоцкого зодчего Иоанна и был возведен всего за 30 недель. По замыслу зодчего церковь должна была быть уникальной, единственной в своём роде. И это ему удалось.

            Спасо-Преображенская церковь – яркий пример полоцкой школы зодчества. Она представляет собой шестистолпный трёхнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими арками. На втором этаже расположены хоры, к которым ведет узкая лестница. По обе стороны хор расположены две небольшие крестообразные келии. В одной из них жила Ефросиния Полоцкая, в другой – одна из её родственниц, также постриженная в монашество. Особенностью Спасской церкви является вертикализм её композиции и устремленность храма ввысь. Существует мнение, что первоначально Спасо-Преображенская церковь строилась как храм-усыпальница, предназначенная для настоятельниц монастыря. Именно этим можно объяснить малый объём церкви.

            Внешний вид Спасо-Преображенской церкви в Полоцке был сильно изменен последующими перестройками, однако они не затронули древней кладки. В итоге сегодня храм является единственным в полном объёме дошедшим до нас памятником истории и культуры Полоцкой земли 12 века.

            В 1833 году Спасо-Преображенская церковь в Полоцке была частично перестроена, в результате храм приобрел черты классицизма.

            Самым замечательным достоянием храма являются фресковая роспись 12 века, имеющая исключительную историко-художественную значимость. Фрески – уникальное произведение древнерусского монументального искусства мировой значимости. Долгие столетия фрески были скрыты под более поздними слоями штукатурки, побелки и масляной краски. Фрески размещаются на стенах в два ряда, цвета фресок — желтая и темная охра, красный и голубой, фон — синий или зеленый цвета. Искусство полоцких фресок очень подобно на живопись Новгорода и Киева и связано с византийскими традициями.

            Спасо-Преображенская церковь в Полоцке сегодня номинирована на включение в Список Всемирного наследия Юнеско. В ней находятся мощи святой Ефросинии Полоцкой, копия креста Ефросинии Полоцкой (оригинальный крест пропал во время Великой Отечественной войны) и множество других особо чтимых православных святынь.


Борисо-Глебская Коложская церковь – архитектурная жемчужина старинного Гродно, уникальный памятник древнего православного зодчества XII века в Беларуси и всей Восточной Европе.

       Коложская церковь не похожа ни на один храм в мире. Православная святыня включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.          

       Точная дата начала строительства неизвестна, но предполагают, что каменная церковь на крутом берегу реки Неман в Гродно была возведена в 1140-1170 годы. Храм был основан в честь первых древнерусских святых – князей Бориса и Глеба.

       Еще одно название церкви, ставшее гораздо более знаменитым – Коложская – связывают с урочищем Коложань в Гродно, на котором и был построен храм. Слово "коложань" в древнерусском языке обозначало место, где бьют родники. Вторая версия появления этого названия связана с переселением после победного похода князя Витовта на Псков жителей пограничной крепости Коложа.

       В ночь на 2 апреля 1853 года южная и часть западной стены вместе с потолочным перекрытием обрушились в реку: 40 лет церковь оставалась заброшенной. В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений. Только в начале 1990-х Коложу вернули Белорусской православной церкви: знаменитая святыня вновь стала действующим храмом.

       Борисо-Глебская церковь – уникальный образец древнего каменного зодчества, возведенный мастерами гродненской архитектурной школы. По плану Коложа – это шестистолпный, трехапсидный храм. Его уникальная особенность – множество керамических сосудов- голосников, встроенных в своды стен и выходящих наружу горлышками, благодаря чему многие века здесь сохраняется замечательная акустика и так прекрасно звучат церковные песнопения. Толщина стен – около 1,2 м, в кладке которых использовался очень тонкий и плоский кирпич- плинфа.

       Еще одна знаменитая особенность Коложи – украшение фасадов и стен вставками из больших полированных камней и многоцветных майоликовых плиток в форме крестов (майолика – изделия из обожженной глины, покрытые глазурью и красками). Внутреннее убранство Коложской церкви украшали уникальные фрески. Сегодня Коложская церковь – один из самых древних действующих храмов в Беларуси.

 

       В городе Каменец Брестской области находится уникальный памятник архитектуры и оборонительного зодчества второй половины XIII векаКаменецкая башня (Каменецкий столп, Каменецкая вежа).

На холме у некогда полноводной реки Лесной возвышается величественное строение, похожее на огромную шахматную ладью.

Согласно летописям, Каменецкая башня возведена между 1276 и 1288 годами. По приказу галицко-волынского князя Владимира Васильковича зодчий Алекса нашел место, где вскоре появились город и Вежа с деревянным замком.

Каменецкая вежа относится к типу волынских и имеет общие черты с башнями-донжонами, распространенными в XII-XIII веках в Западной Европе.

Пятиярусное круглое в плане сооружение (высота около 30 м, толщина стен 2,5 м, наружный диаметр 13,6 м) стоит на каменном фундаменте высотой около 2,3 м и диаметром 16 м. Башня сложена из кирпича темно-красного и желтоватого цветов.

Вежа в Каменце была оборонительной и имеет мало элементов архитектурно-декоративной пластики: узкие бойницы, 4 плоские ниши с полуциркульными завершениями. Верхнюю площадку окружают 14 прямоугольных зубцов с отверстиями для обзора, по периметру особым образом выложена декоративная полоса.

Подобные башни в Средние века существовали во многих городах Беларуси: Бресте, Гродно, Мстиславле, Мяделе, Новогрудке, Полоцке, Радошковичах, Турове, Шклове, но до наших дней сохранилась только Каменецкая. В этом ее уникальность.

В XIV-XVII веках башня выдерживала набеги крестоносцев, штурмы войск польских и литовских князей, у ее стен сражались армии Речи Посполитой, Швеции и Московского государства.

К XIX веку Каменецкая вежа утратила оборонительное значение, была заброшена. В 1822 году ее пытались разобрать на кирпич, но за века кладка превратилась в настоящий камень.

В начале 1950-х годов башню впервые побелили, а пол вымостили камнем. Реставрационные работы проводились в 1968-1973 и 1996-2003 годах.

 

5.4. Монументальная живопись, иконопись белорусских
земель (IX — первая половина XIII в.)

Особенности искусства белорусских земель IX — первой половины XIII в. Роспись Полоцкой Софии, храмов Спасо-Евфросиньевского монастыря, Пятницкой и Борисоглебской церквей Бельчицкого монастыря, Витебской Благовещенской церкви. Сочетание в них византийского и романского стилей.

Первые иконы на Беларуси. Забота Евфросинии Полоцкой о развитии искусства на Беларуси (икона «Божья Матерь Эфес-ская (Корсунская)» - дар византийского императора Мануила Комнина (XII в.).

5.5. Книжное искусство, миниатюра рукописей
белорусских земель (IX — первая половина XIII в.)

Рукописная книга и ее особенности. Центры рукописания (Полоцк, Туров и др.). Туровское Евангелие (XI в.), Кодекс Гер­труды (XI в.) и его миниатюры. Служебник Варлаама Хутынско-го (XII в.), особенности его оформления. Миниатюры Оршан-ского Евангелия (XIII в.).

5.6. Скульптура и декоративно-прикладное искусство
белорусских земель (IX - первая половина XIII в.)

Отображение языческих воображений в скульптуре. Шах-матные фигурки XII — XIII вв. из Лукомля, Гродно, Волковыска и других городов. Иконки и произведения сфрагистики из По­лоцка, Минска, Витебска и др. («Константин и Елена», «Петр, Николай и Стефаний», «Рождение Христа» и др.). Декоративно-прикладное искусство. Крест Евфросинии Полоцкой Лазаря Богши. Стеклянные и бронзовые изделия (фибулы, бусы, на-кладки). Гончарство. Ткачество. Вышивка. Произведения запад-ноевропейского искусства, найденные на территории Беларуси.

 






Софийский собор в Полоцке

Каменный собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в "Житии преподобной Ефросинии Полоцкой " и "Слове о полку Игореве" ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Полоцкого (Чародея). Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: