Типы ориентации на традицию в современной удмуртской культуре: фольклорное исполнительство в сценических формах

Для российских исследователей проблемы современного состояния фольклорного творчества во всех его проявлениях остаются самыми актуальными и в научном плане, и в области практического его освоения. Наиболее животрепещущая проблема связана с ситуацией постепенного вымирания повседневной традиционной культуры в местах ее непосредственного бытования и с перенесением отдельных ее форм (музыкальных, обрядовых, игровых и др.) на сцену. Последнее вызывает особенно много споров и суждений, построенных на выявлении «истинного», «настоящего», «чистого» фольклора. Российские ученые выделяют несколько составляющих современного фольклорного процесса, подробно рассмотренных в статье А. С. Каргина «Фольклор в современном социокультурном пространстве. От повседневной практики до элитарного досуга». Применительно к удмуртскому фольклору можно говорить о довольно активном, живом его бытовании, что отражается на двух уровнях:  отдельные носители традиции, обычно преклонного возраста, и фольклорные коллективы, участники которых – жители деревни/села разного возрастного состава. Их репертуар построен на местном песенно-танцевальном фольклоре. Однако не всегда мы можем говорить о «чистоте» материала этих коллективов и его исполнения: необработанность; манера подачи характерна для данной местности; степень естественности поведения. Наиболее «чистыми» остаются те коллективы, участники которых – люди преклонного возраста, не искажающие звучания песни и не подстраивающиеся под правила сценического оформления (например, фольклорный ансамбль «Бесерман крезь» Ярского р-на, «Выль ӝардон» Алнашского р-на, отчасти – фольклорные ансамбли «Зарни шеп» Малопургинского р-на, «Инвожо» Киясовского р-на и др.). Второй составляющей, которая количественно преобладает, А. С. Каргин считает «слой неофольклора, то есть фольклора тоже повседневного типа, но ассимилирующего в себе разные типы творчества, разные социально-групповые и региональные традиции и художественные образцы крестьянского и городского фольклора, китч-культуры, авторского и элитарного искусства». На территории УР эта составляющая современного фольклорного процесса тоже превалирует. Остановимся на ее рассмотрении подробнее. К данному типу фольклора (фольклорные ансамбли, студии, школы, включающие материал разных регионов и традиций) можно отнести следующие коллективы: студия традиционного танца «Эктон корка» (рук. А. Прокопьев), ансамбль народной песни «Важнин ключ» (рук. В. Болдырева) и фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган» УдГУ (рук. И. Пчеловодова и В. Студитских), ансамбль традиционной песни «Сорока» Республиканского музыкального колледжа (рук. М. Роготнева) и др. Несмотря на разнообразие методов работы в этих коллективах, главный их компонент – исполнение песни/танца, наиболее близкое к аутентичному образцу. Объясняется это тем, что их руководители – не просто исполнители, но исследователи традиционной культуры (фольклористы, музыковеды, этнографы). Отличаются коллективы и формой подачи материала. Сцена – лишь одна из этих форм, и – что важно! – ее законы приспосабливаются к представляемому материалу, а не наоборот. Поэтому мастерство руководителя заключается в том, чтобы традиционный жанр, оторванный из контекста функционирования, вписать в сценические условия при минимальных потерях особенностей его исполнительства. Необходимо учитывать ситуационный момент (стоя, сидя, с движением), фактуру (сольно или в ансамбле), возможности инструментального сопровождения (использование традиционных инструментов с учетом их локальных особенностей), то есть в целом – естественное поведение на сцене с учетом выработанных традицией норм. Однако преимущество отдается другим, наиболее традиционным формам – это вечерки, фольклорные вечера, вечера традиционных танцев (проект «Дом танца») без разделения на исполнителя и зрителя, а также выступления в форме лекций и др. Немаловажна роль традиционных, а не стилизованных, костюмов. Так, у фольклорно-этнографического ансамбля «Чипчирган» главная задача – это представление разных костюмных комплексов, что и реализуется в течение последних лет. Благодаря этому в ансамбле представлены женские и мужские костюмные комплексы разных этнографических групп удмуртов: южноудмуртский нескольких районов (Алнашский, Можгинский, Малопургинский, Киясовский, Кизнерский), северноудмуртский девичий костюм, праздничный наряд центральных удмуртов-калмезов, завятский девичий костюм, бесермянский. То же относится и к названным выше фольклорным ансамблям и студиям. Третья составляющая – «узко-маргинальный фольклор разных социальных, профессиональных, возрастных, конфессиональных и прочих групп, отражающий художественно-эстетические, нравственные представления, интересы, вкусы, язык, ментальность этих групп». Такое направление фольклорного процесса было всегда и, думается, не потеряет своей функциональности в будущем. Более того, именно эта сфера представляет большой интерес для исследователей, открывая новые формы бытования фольклора. К четвертой составляющей относится сценический фольклор, «живущий по законам сцены». К нему относится творчество профессиональных ансамблей, вызывающее самые многочисленные вопросы относительно степени связи их творчества с фольклором, что вполне объяснимо: законы сцены способствуют разрушению некоторых факторов в исполнении традиционного жанра. Но, по верному замечанию А. С. Каргина, необходимо помнить, что «истоки сценического народного хорового, танцевального, музыкального искусства в фольклоре…».  Пионером этого направления в Удмуртии является Государственный ансамбль песни и танца «Италмас» (рук. А. Мамонтов), следом возникли другие коллективы: Государственный ансамбль народный песни, музыки и танца УР «Танок» (рук. Ф. Иванов) и Государственный театр фольклорной песни и танца УР «Айкай» (рук. П. Данилов), который ввел на сцену не только  традиционный тканый костюм всех этнографических групп удмуртов, но и традиционные удмуртские танцы и разнообразные обрядовые действа. Наконец, последняя составляющая находится в сфере авторского фольклоризированного творчества. Главная его черта – произведения «под “народное искусство”, имитирующие его стилевые, художественные черты», что ярко отражается в песенном творчестве молодых исполнителей. Его можно отнести к сфере популярной культуры, по словам американских исследователей Ч. Мукерджи и М. Шадсона, не противостоящей профессиональной, народной, фольклорной, не отрицающей массовую культуру, а являющейся результатом их взаимодействия, она есть «путь создания единого знакового коммуникативного пространства». Здесь можно выделить несколько форм использования фольклорного материала. В одном случае, это авторское творчество в стиле фолк (к примеру, творчество исполнительницы, известной под псевдонимом Кенӟали), в другом – включение и использование элементов традиционного музыкального фольклора в электронном формате (например, проект Богдана Анфиногенова Мурӝол Underground, в творческом дуэте Электроники DJs), а также аранжировки традиционных мелодий (группа Silent woo gore, исполнитель на гармони Александр Ашихмин и др.). Конечно, говорить о присутствии здесь фольклора мы не можем. С одной стороны, это лишь некий опознавательный элемент, выражаемый желанием исполнителей проявить их причастность к своему этносу; с другой – включение удмуртской поп-культуры в рамки российского и, шире, международного масштаба. Известный коллектив «Бурановские бабушки» вызывает к себе неоднозначное отношение людей разных возрастов и профессий. В настоящем их амплуа мы можем отнести их к пятой составляющей современного фольклорного процесса. Несмотря на неоднозначность их восприятия, налицо необычный и, пожалуй, единственный в мире факт исполнения современных авторских произведений в манере, близкой к традиционной форме. Можно много и долго спорить, что же на самом деле является «истиной», но, возможно, не придем к единому мнению. Необходимо признать, что рассмотренные выше составляющие имеют право на существование: во многом благодаря именно такому многообразию можно определить, что вечно и правильно, а что – сиюминутно: «Современный фольклор существует в неразрывном контексте с другими типами культуры, взаимодействует с ними, образует множество симбиозных форм».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: