Система национальных счетов (СНС) как макроэкономическая модель рыночной экономики. Основные понятия и категории национального счетоводства. Общие принципы построения СНС

Лекция 3. Статистическая методология национального счетоводства и макроэкономических расчетов

(по тематическому плану отведен 1 час)

 

План лекции

       13.1. Система национальных счетов (СНС) как макроэкономическая модель рыночной экономики. Основные понятия и категории национального счетоводства. Общие принципы построения СНС.

       13.2. Система макроэкономических показателей СНС.

       13.3. Методы расчета ВВП на стадиях производства, образования доходов и конечного использования. Оценка ВВП в текущих рыночных ценах, его переоценка в постоянные цены. Индексы, характеризующие динамику ВВП.

           

Система национальных счетов (СНС) как макроэкономическая модель рыночной экономики. Основные понятия и категории национального счетоводства. Общие принципы построения СНС.

       Национальное счетоводство в широком смысле представляет собой всеобъемлющую систему ведения первичного, бухгалтерского учета и статистики, основанную на единстве методологических принципов и завершаемую построением системы национальных счетов.

       Система национальных счетов (СНС) – система взаимоувязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. СНС - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики и формирования макроэкономической политики государства.

       К основным категориям СНС или ее структурным элементам, применяемым в СНС, относятся:

  • экономические функции – основные процессы в экономике: производство, потребление и накопление, посредничество в перераспределении доходов и др.;
  • экономические операции – те элементарные экономические акты, которые совершают хозяйственные единицы (экономические агенты) в процессе выполнения экономических функций;
  • экономические агенты – субъекты экономических операций, принимающие различные хозяйственные решения;
  • объекты экономических операций – товар, деньги, финансовые документы, являющиеся предметом описания и анализа.

       При изучении результатов экономической деятельности в международной статистической практике используются понятия внутренней и национальной экономики.

       Внутренняя экономика охватывает деятельность на экономической территории данной страны как резидентов, так и нерезидентов.

       Национальная экономика охватывает деятельность только резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами.

       Для определения границ внутренней экономики в СНС используются следующие понятия: экономическая территория, резидент, центр экономического интереса.

       Экономическая территория – это территория, административно управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. К экономической территории данной страны также относятся:

- воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого данная страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т.п.;

- так называемые «территориальные анклавы» за рубежом, т. е. зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей, например, посольства, консульства и другие дипломатические учреждения

       «Свободные зоны» или предприятия данной страны, функционирующие за пределами ее границ, относятся к экономической территории той страны, где они физически располагаются.

       Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на территории данной страны.

       Резидент – институциональная единица, центр экономического интереса которой находится на данной экономической территории. Резиденты – это предприятия, организации и домашние хозяйства, участвующие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года), а также лица, проживающие на территории страны больше года.

       Нерезиденты – граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.

       Экономическое производство – физический процесс, деятельность, выполняемая под контролем институциональной единицы, при которой осуществляются затраты труда и капитала, продуктов и услуг для производства других продуктов и услуг, т. е. в которой труд и активы используются для трансформации затрат товаров и услуг в выпуск новых продуктов и услуг.

       Производственная деятельность в соответствии с принципами СНС включает производство продуктов и услуг рыночных и нерыночных, т.е. предоставляемых бесплатно или реализуемых по экономически незначимым ценам.

       Границы производства определяются в СНС как деятельность единиц-резидентов национальной экономики (включая деятельность иностранных и смешанных предприятий, имеющих центр экономического интереса в стране и действующих в ней на постоянной основе) по производству товаров и услуг.

       Таким образом, в понятие «производство» в методологии СНС 1993г. включаются все виды деятельности, в том числе:

- незаконное производство – производство товаров и услуг, продажа и распространение которых или владение которыми запрещается законом; производственная деятельность, которая обычно легальна, но становится противозаконной, если ею занимаются производители, не имеющие на то разрешения, например, неквалифицированные врачи; незаконные (юридически запрещенные) виды деятельности – производство и реализация наркотиков, проституция, контрабанда и др.;

- скрытое производство и теневая экономика – подпольное производство традиционных товаров и услуг с целью сокрытия доходов от налогообложения.

       Почти все показатели СНС разрабатываются в различных группировках. В национальном счетоводстве используются следующие классификации:

       - классификация экономики по сферам деятельности;

       - институциональных единиц по секторам экономики;

       - видов экономической деятельности;

       - экономических операций;

       - активов и пассивов;

       - товаров и услуг;

       - налогов и субсидий;

       - расходов органов государственного управления по назначению расходов.

       При характеристике показателей результатов используются также группировки по формам собственности, регионам и др.

       Главной классификационной единицей СНС в секторах экономики выступает институциональная единица.   Институциональная единица – хозяйственная единица (в том числе домашнее хозяйство), которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами.

       В СНС принято выделять однородные единицы – заведения, которые представляют собой предприятие (или его часть), занятое преимущественно одним видом производственной деятельности, по которому имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции.

       По методологии СНС, процесс производства рассматривается как производство не только материальных благ, но и услуг. В основе классификации экономики по сферам деятельности лежит различие в результатах труда. С учетом этого экономика делится на сферу производства материальных благ и сферу производства услуг.

        Сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей и функций, выполняемых ими в экономическом процессе. В соответствии с принятой в РФ концепцией СНС сформированы следующие секторы:

       1. нефинансовые корпорации – это совокупность организаций, занимающихся производством товаров и услуг с целью получения прибыли;

       2. финансовые корпорации (Банк России; коммерческие банки; финансовые посредники - инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы и др.; фондовые биржи; страховые корпорации; пенсионные фонды);

       3. государственное управление – институциональные единицы, занятые предоставлением домашним хозяйствам индивидуальных и коллективных нерыночных услуг (учреждения образования, здравоохранения, социального обеспечения, управления, финансов, науки, обороны и поддержания внутреннего порядка и др.);

       4. домашние хозяйства – сектор охватывает индивидов и группы индивидов, которые могут либо осуществлять предпринимательскую деятельность по производству товаров и услуг, либо потреблять различные виды товаров и услуг;

       5. некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, предоставляющие им товары и услуги на нерыночной основе (финансируются за счет спонсорской помощи, добровольных взносов);

       6. «внешнеэкономические связи» («остальной мир»).

       Вид экономической деятельности - совокупность заведений, для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов. С 1.01.2003г. вместо существовавшего Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в котором указан укрупненный перечень видов экономической деятельности:

       1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

       2) добыча полезных ископаемых;

       3) обрабатывающие производства;

       4) производство и распределение электроэнергии, газа и воды;

       5) строительство;

       6) транспорт и связь;

       7) образование;

       8) здравоохранение и предоставление социальных услуг и другие.

       Экономические операции в СНС делятся на три основные группы:

       - операции с товарами и услугами;

       - распределительные операции;

       - финансовые операции.

       По характеру своего осуществления экономические операции подразделяются на две группы: а) операции на компенсационной основе, когда поток благ, услуг или денег вызывает ответный поток благ, услуг или денег (к этим операциям относится большая часть экономических операций); б) трансферты – операции, при которых потоку услуг, благ или денег не противостоит встречный поток благ, услуг или денег, т.е. это передача доходов в денежной или натуральной форме одной единицей другой единице на безвозмездной основе. Различают трансферты текущие и капитальные.

       Текущие трансферты – операции, которые осуществляются более-менее регулярно и связаны с уменьшением или увеличением текущих расходов хозяйственных единиц. Текущие трансферты включают: текущие налоги на доходы, имущество и др.; страховые платежи и возмещения; отчисления на социальное страхование, социальные пособия; добровольные взносы и подарки, не имеющие капитального характера; штрафы и др.

       Капитальные трансферты – передача капитала или сбережений, получение субсидий на капитальные вложения из бюджета, поступления в бюджет, пожертвования, списание долгов, продажа основных средств по ценам ниже рыночных или безвозмездная их передача.

       Капитальные трансферты являются единовременными и значительными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников операции.

       Активы и пассивы подразделяются на нефинансовые и финансовые.

       Для учета результатов труда в сфере производства материальных благ и в сфере производства  услуг используются следующие понятия:

       продукты – результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию);

       услуги – результаты деятельности, удовлетворяющие определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в материальных продуктах. Сюда входят услуги как материального, так и нематериального характера. В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные (платные) и нерыночные (бесплатные). В соответствии с методологией ООН платными считаются все услуги, которые реализуются по экономически значимым ценам. Экономически значимой считается такая цена, которая покрывает не менее 50% издержек на оказание данной услуги.

       Товары – продукты и услуги, обычно предназначенные для продажи на рынке по цене, покрывающей издержки их производства.

       Каждой стадии воспроизводственного цикла – производству продуктов и услуг и связанных с этим процессом образованию доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию – соответствует счет или группа счетов (табл.1).

                                                                                                                            Таблица 1

Схема счета

Использование Ресурсы
Показатели (статьи) использования Сальдовая статья = итоги ресурсов – итоги использования Показатели (статьи) ресурсов
Итого использовано Итого ресурсов

 

       В методологическом плане СНС строится с учетом рекомендаций международных организаций ООН, МВФ, Мирового банка, ОЭРС и Евростата (версия-93), а также национальных особенностей России.

       Национальное счетоводство основано не только  на системе взаимосвязанных классификаций основных структурных элементов СНС, но и единых принципах.

       Основные принципы составления национальных счетов следующие:

       - счета имеют форму ┬, состоят из двух частей (разделов). При этом ресурсы (по составляющим их компонентам) отражаются с правой стороны – колонка «Ресурсы», а их использование отражается в левой части – колонка «Использование»;

       - счета строятся по принципу бухгалтерского учета, что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции: в разделе «Ресурсы» одного счета, в разделе «Использование» другого счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и в кредите другого счета-корреспондента);

       - каждый счет представляет собой балансовую таблицу, в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями: «Ресурсы» и «Использование»;

       - показатели в счете представляют собой операции. Каждая операция – это стоимостной поток между институциональными единицами.

       - итоги операций по каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета, рассчитываются как разность между объемами ресурсов и их использованием;

       - балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигается увязка счетов между собой и образование системы;

        - балансирующие статьи – не операции, которые можно наблюдать, а расчетная категория, предназначенная не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете, но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом (табл. 2);

       - национальные счета строятся в определенной последовательности, соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла;

       - вся экономическая деятельность отражается в счетах операций и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группируют все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие.

 

                                                                                                                            Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: