Внутризаводские, межцеховые и внутрицеховые транспортные операции выполняются грузоподъемными и транспортными устройствами иногда по сложной транспортно развитой трассе, представляющей собой горизонтальные, наклонные и вертикальные участки. Характер производственного процесса, его специфические особенности, род и свойства перемещаемого груза определяют тип и конструкцию применяемых грузоподъемных и транспортных устройств.
Грузоподъемные и транспортные устройства можно разделить по принципу действия на основные группы:
· периодического действия
· основного действия
Характерной особенностью машин периодического действия является цикличность работы, подача груза порциями, соответствующими грузоподъемности рабочих органов, непосредственно несущих транспортируемый груз по произвольной пространственной трассе. Работа таких машин обычно осуществляется по принципу попеременно-возвратных движений: в одном направлении с грузом, в обратном без груза. Рабочий орган машин периодического действия загружается и разгружается во время остановки, иногда рабочий орган разгружается во время движения.
Характерной особенностью машин непрерывного действия является перемещение груза непрерывным потоком по одной строго определенной трассе. Перемещаемый груз (обычно насыпной) располагается на рабочем органе сплошной непрерывной массой или отдельными порциями в рабочих сосудах (ковшах, коробах), движущихся последовательно. Загрузка и разгрузка рабочих органов таких машин происходит во время их движения.
Грузоподъемные устройства, в зависимости от конструкции механизмов и обслуживаемой зоны, делят на:
· простые (домкраты, лебедки, тали)
· сложные (краны, подъемники)
Домкрат - простейшее грузоподъемное устройство в виде толкателя (винтового, реечного, гидравлического), поднимающее груз на небольшую высоту.

Лебедка - более сложное устройство – грузоподъемная машина, для перемещения груза по средствам гибкого элемента. Бывают тяговые и подъемные. Тяговые лебедки используют, для перемещения груза по плоскости или по направляющим. Подъемная лебедка предназначена для подъема свободноподвешенного или движущегося в направляющих груза. Лебедки изготавливают с ручным и машинным приводом. Лебедки с приводом от электродвигателя называют электролебедками.

Таль – компактная машина цикличного действия для подъема и опускания груза, которая состоит из лебедки и тележки. Тали располагаются над грузом и, при ручном приводе, используют цепное колесо. Поднятый груз должен удерживаться остановом или тормозом. Таль с электроприводом называется электроталью. Механизм передвижения тележки по монорельсу также может быть электрическим. При малой грузоподъемности и небольшой высоте подъема груза тележки тали не имеют приводных колес.

Грузоподъемный кран – машина цикличного действия, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка или удерживаемого другими грузозахватными органами.
Типовыми крановыми механизмами являются:
· механизм подъема (лебедка с полиспастом);
· механизмы передвижения, осуществляющие перемещение крана, тележки или тали;
· механизм изменения вылета, путем изменения угла наклона стрелы или перемещения груза по стреле;
· механизм поворота, для вращения поворотной части крана в горизонтальной плоскости.
Для перемещения штучных или насыпных грузов по пространственной трассе произвольной формы и различной протяженности применяют краны стрелового и мостового типа. У кранов стрелового типа груз подвешен к стреле (с постоянным или переменным вылетом) и находится вне опорного контура крана. К кранам этого типа относят настенные и полноповоротные.
Настенные кранные, как правило ограничиваются механизмом подъема груза/лебедки и механизмом поворота стрелы.
Грузоподъемные краны изготавливаются стационарными и передвижными. У кранов мостового типа груз подвешен к движущейся тележке и всегда находится в переделах опорного контура.
Краны мостового типа могут быть:
· опорными;
· подвесными;
· мостовыми;
· козловыми;
· кабельными.
Опорные кран-балки выпускают относительно невысокой грузоподъемности и с небольшим пролетом. по главной балке перемещается механизм подъема, а сам кран передвигается на колесах концевых балок по крановым путям уложенным на колоннах. Прямоугольная площадь обслуживаемой зоны позволяет перемещать груз в любую точку цеха, над которым установлен кран.

Подвесная кран-балка мостового типа движется по путям, подвешенным к строительным конструкциям здания. Это дает возможность передавать груз с одной балки на другую без перегрузки, так как концы главной балки не загораживают концевые балки (применяется у штабелеров).

Мостовой кран – кран, несущие элементы конструкции которого опираются непосредственно на крановый путь. Имеет большую грузоподъемность. Главные балки образуют мостовую конструкцию, по которой передвигается тележка с механизмом подъема груза.

Козловой кран – кран мостового типа, несущие элементы конструкции которого опираются на крановый путь с помощью опорных стоек. Применяют на открытых участках складов, например для разгрузки железнодорожных вагонов. По металлоконструкции крана движется тележка с механизмом подъема, а сам кран передвигается по рельсам.

Кабельный кран – кран, несущими элементами которого являются канаты закрепленные на опорах, а по канату движется тележка с механизмом подъема.

Подъемники – грузоподъемные машины цикличного или непрерывного действия для подъема грузов (грузовые) или людей (пассажирские лифты). Они бывают шахтные и скиповые. Грузонесущими устройствами подъемников являются кабины (клети), платформы и ковши. Шахтный подъемник имеет шихту и кабину, соединенную гибким элементом с лебедкой. Направляющие для кабины ил грузовой клети размещены внутри закрытой по всей трассе шахты.
Стоечный подъемник состоит из стойки (несущей конструкции), по которой движется грузовая платформа, соединенная гибким элементом с лебедкой. Гибкий элемент перекинут через отклоняющийся блок. В этих подъемниках несущая конструкция имеет направляющие для грузовой платформы. Такие подъемники используют как строительные или подъемники-вышки.

Скиповый подъемник для транспортирования насыпных грузов ковшом, движущимся по направляющим, форма которых обеспечивает опрокидывание ковша в месте разгрузки. Ковш передвигается лебедкой, гибкий элемент перекинут через отклоняющийся блок.

К транспортирующим машинам периодического действия относят:
· рельсовый и безрельсовый наземный внутризаводской транспорт;
· тележки;
· кары;
· погрузчики;
· промышленные роботы;
· скреперы.
Ручные тележки передвигают рабочие, в автокарах тележки приводятся в движение двигателем (внутреннего сгорания или электрическим).
Погрузчики - машины, оборудованные рабочими органами для погрузки, разгрузки, штабелирования грузов, снабжены машинным приводом. Погрузчики могут иметь вилы для захвата штучных грузов или ковш для насыпных.
Скрепер – рабочий орган (ковш) канатно-скреперных установок применяется для захвата, загрузки или разгрузки сыпучих грузов.
Промышленный робот. Манипулятор используют вместо человека для выполнения однообразных и утомительных погрузочно-разгрузочных работ технологического процесса массового производства.
К транспортирующим машинам непрерывного действия с тяговым органом относят машины, в которых грузонесущим и тяговым элементом служат лента, цепь или канат. Груз непрерывным потоком перемещается на тяговом элементе или на устройствах прикрепленных к нему.
Ленточный конвейер состоит из приводного и натяжного барабанов с лентой, на которой транспортируется груз. Тяговое усилие от приводного барабана к ленте передается трением, в результате натяжения ее натяжным барабаном.

В цепных конвейерах тяговым элементом является цепь. Тяговое усилие от звездочки к цепи передается в результате зацепления.Для транспортирования груза на цепь крепят специальные устройства: пластины, скребки, ковши, люльки, ступени и подвески.
У пластинчатого конвейера приводные и натяжные звездочки охвачены цепью, к которой прикреплены пластины для транспортировки груза.

Конструкция скребкового конвейера схожа с пластинчатым, но груз движется в скребках по желобку.

Ковшовый конвейер используют для жидких и сыпучих грузов, помещаемых в ковшах.

У эскалатора на цепи закреплены ступени для перемещения людей.
Подвесной конвейер состоит из подвесного пути и непрерывно движущейся цепи с прикрепленными подвесками с грузом. Груз загружают и разгружают на ходу или останавливают весь конвейер.
В толкающем конвейере по подвесному пути передвигаются тележки с грузом только тогда, когда толкатели цепи зацепятся за тележки. В противном случае, при непрерывно движущейся цепи, тележки с грузом будут стоять на месте, что удобно при сборочных операциях.
Элеватор – устройство непрерывного транспортирования груза в вертикальном или наклонном направлении. Тяговым элементом служит лента или цепь. Ковшовый элеватор состоит из приводного и натяжного барабанов, а к ленте прикреплены ковши для груза. В нижнем положении ковши загружаются, а в верхнем разгружаются. У цепного элеватора, вместо барабанов, приводная и натяжная звездочки, а ковши прикреплены к цепи.
Гравитационный транспорт имеет вид наклонных и винтовых спусков, по которым, под действием сил тяжести, груз спускается. Наклонный спуск может состоять из нескольких участков. На участке с большим углом наклона - груз движется с заданной скоростью, а на участке с меньшим – замедляет движение и останавливается на прямом участке. Винтовой спуск используется для того же, но горизонтальные размеры его меньше.
Роликовый конвейер – конвейер, на котором перемещение груза происходит по вращающимся роликам, оси которых укреплены на раме конвейеров. Такие конвейеры используют для перемещения груза с высокой температурой, например в прокатных станах.
Винтовой конвейер – конвейер, у которого перемещение груза в корпусе производится валом (винтовыми лопастями). Для штучных грузов используют двухвинтовые конвейеры (с левой и правой нарезкой). При встречном их вращении и параллельном расположении штучный груз перемещается по поверхности винтов вдоль их оси вращения.
Винтовая транспортирующая труба состоит из вращающейся трубы с винтовыми лопастями, которыми груз передвигается вдоль оси трубы. Труба вращается на роликовых опорах. Примером винтовой транспортирующей трубы является обжиговая печь в цементной промышленности.
Качающийся конвейер представляет собой, подвешенный или опирающийся на неподвижную раму желоб, который совершает колебательные движения для перемещения находящегося в нем груза. Качающиеся конвейеры бывают инерционные и вибрационные.
У инерционного конвейера перемещение груза происходит за счет сил инерции без отрыва от желоба. Приводной кривошип вращается равномерно, а шарнирные стойки совершают неравномерные качательные движения с желобом в одну сторону с меньшей скоростью, чем в другую. Поэтому груз движется в одном направлении по инерции. У инерционного конвейера частота качания малая (1,7-3,3 Гц), а амплитуда большая. У вибрационного конвейера наоборот, частота качания большая (50 Гц), а амплитуда малая.
Вибрационный конвейер – качающийся конвейер, в котором перемещение груза происходит микробросками с отрывом части груза от желоба. Приводится в движение вибратором, а на упругих стойках крепится платформа, по которой движется груз.
Пневматический и гидравлический транспорт – способ перемещения твердых и сыпучих грузов в потоке воздуха или жидкости. При пневматическом транспортировании, перемещение груза осуществляется по трубопроводу к месту разгрузки в потоке воздуха. Из грузоотделителя загрязненный воздух попадает в пылеотделитель. После очистки воздух через трубопровод подводится к вакуумному насосу и через специальный патрубок выбрасывается в атмосферу.