Классификация средств внутризаводского транспорта

Классификация необходима для выбора наиболее эффективного транспортного оборудования.

По характеру действия: различают транспорт непрерывного и периодического действия.

По границам назначения: внутрицеховой, межцеховой, внешний транспорт.

По виду применяемой энергии: механические, электрические, пневматические, гидравлические и ручные транспортные средства.

К транспорту непрерывного действия относятся:

конвейеры всех типов (роликовые, скребковые, с автоматическим адресованием грузов);

трубопроводы;

гравитационное (безмоторное) оборудование (винтовые и наклонные спуски, скаты, наклонные лотки).

К наиболее перспективным видам транспортных средств непрерывного действия относятся толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов и трубопроводы.

Толкающий конвейер с автоматическим адресованием грузов имеет программное управление, позволяющее одному рабочему управлять всеми операциями по автоматической погрузке, транспортировке и разгрузке сырья и полуфабрикатов по рабочим местам и готовых изделий в складские помещения.

С помощью такой системы можно распределять грузы по разным линиям, вновь собирать их на общий конвейер, отправлять в промежуточные склады-тупики.

Трубопроводы широко применяются на пищевых предприятиях для перемещения воды, масла, молока, сыпучих грузов.

Они имеют преимущества по сравнению со всеми другими видами транспортных средств. Перемещение в них достигается под давлением сжатого воздуха или с помощью всасывания (пневмотранспорт).

К транспортным средствам периодического действия относятся:

грузоподъемные и транспортирующие механизмы;

подвесные дороги;

безрельсовый и рельсовый транспорт.

Безрельсовый транспорт может быть механизированным (авто-, электрокары, электротележки, электро- и автопогрузчики, штабелеукладчики) и немеханизированные (тележки, вагонетки).

Рельсовый транспорт - это наземные узкоколейные вагонетки, широко применяемые в ряде отраслей и использующие твердое топливо.

Однако рельсовый транспорт не обеспечивает высокой маневренности и малоэффективен.

Высокой маневренностью и универсальностью обладают автопогрузчики, которые успешно применяются для погрузки и разгрузки контейнеров с сырьем и готовой продукцией в авто- и железнодорожном транспорте. Они используются также и как штабелеукладчики.

Организация использования транспортных средств включает:

1) выявление номенклатуры грузов;

2) определение грузооборота и грузопотоков;

3) маршрутизация грузоперевозок;

4) выбор рационального типа транспортных средств и расчет необходимого их количества.

Исходными данными для определения номенклатуры грузов является производственная программа, планы снабжения и сбыта.

Грузооборот –количество груза в тоннах, поступающее на предприятие, отправляемого с предприятия и перемещаемого внутри предприятия за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Различают внешний и внутренний грузооборот.

Грузопоток - количество груза, перемещаемого по определенному направлению определенными видами транспорта за планируемый период времени (год, квартал, месяц, сутки). При этом учитывается перевозка груза в обе стороны одного направления.

Выявление грузопотока необходимо, чтобы выбрать тип транспортных средств и их количество. Для выявления грузопотоков составляется шахматная ведомость.

Пункты отправления Пункты назначения
       
А 500 т      
Б   200 т    
В     300 т  

В них указывают величину грузов, затем, определяя расстояние между этими пунктами, устанавливают способ перемещения.

Маршруты грузопотоков представляют в виде схем-графиков, нанесенных на генеральный план предприятия. Схему грузопотоков можно совместить со схемой производственного процесса.

При построении маршрутов могут быть применены следующие системы движения транспортных средств: кольцевая, маятниковая, двухсторонняя.

При кольцевой системе транспортные средства движутся с грузом по замкнутому пути, обслуживая последовательно несколько точек назначения.

При маятниковой системе транспортные средства двигаются от пункта назначения с грузом и обратно без груза. Это менее эффективная система, чем кольцевая.

Двусторонний маршрут – разновидность кольцевого маршрута: туда с грузом и обратно с другим грузом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: