Ценностно-регулятивная составляющая духовной подсистемы общества

Лекция 6

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА. ДУХОВНАЯ ПОДСИСТЕМА ОБЩЕСТВА

План:

Общественное сознание

Наука как социальный институт

Религия как социальный институт

Образование как социальный институт

Ценностно-регулятивная составляющая духовной подсистемы общества

1. Общественное сознание – это идеальный феномен общества;

его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности. Однако в социальной жизни функционирование общественного сознания не исчерпывается идеальными формами, сознание обретает и вполне конкретные социологические черты: в обществе осуществляется специализированное духовное производство, функционируют социальные институты, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовная подсистема общества имеет достаточно сложную структуру, основными частями которой являются институционально-субъектная и ценностно-регулятивная подсистемы.

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей, на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации различных, в том числе культурных, общественных связей и отношений называется институционализацией. Социальные институты, входящие в духовную подсистему общества, призваны рационально упорядочивать процесс взаимовлияния культуры – ценностного достояния человечества и жизнедеятельность индивидов и обеспечивать устойчивую, культуро-сообразную коммуникацию между различными социальными структурами.

Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений, создание организованных структур и их иерархию, властное регулирование, регламент. Институционально-субъектная подсистема включает в себя непосредственных участников духовной деятельности или духовного производства, т.е. деятельности в сфере производства новых знаний (наука) и их распространения (образование), в сфере формирования личности (воспитание) и распространения идеалов (искусство, религия) и т.п.

Продукты духовной деятельности представляют собой определенные абстрактно-логические или чувственно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духовные образования, формы общественного сознания. Институты образования, средства массовой коммуникации, театры, музеи, издательства, киностудии объединены единой целью: производство предмета духовного освоения и включение его в диалоговый, сотворческий процесс. Итак, наука, образование, искусство, религия стали в современном обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Они входят в систему разделения труда в обществе и именно в таком качестве выступают в качестве социальных подсистем. Характерной особенностью подсистем духовной системы общества является институциализация профессиональной духовной деятельности. Например, образование в современном обществе представляет собой сложную социальную подсистему, которая включает в себя совокупность организаций, подготовку кадров педагогов, материальную базу обучения, формы управления, планирования работы этих организаций и многое другое.

 

2. Наука как социальный институт

Среди видов духовного производства на современном этапе, самой развитой является наука как специализированная отрасль общественного труда и как особый социальный институт. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Основные стороны бытия науки:

1) сложный процесс получения нового знания,

2) результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;

3) социальный институт со своей инфраструктурой (научные учреждения, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации);

4) особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

Наука как социальный институт начала формироваться в Западной Европе в XVI–XVII вв. в связи с необходимостью обслуживать формирующееся капиталистическое производство. Процесс институциализации науки был тесно связан с процессом получения автономности - независимости и самостоятельности. Теология претендовала на роль высшей инстанции в решении мировоззренческих проблем, а науке отводились вопросы частного характера, острые конфликты разгорелись между наукой и церковью, например, в связи с созданием геоцентрической системы Н. Коперником.

В 1660 году наука заявила о своей способности независимо от теологии решать сложнейшие вопросы основ мироздания. Так, Лондонское Королевское общество провозгласило, что научное сообщество рассматривает вопросы естественного характера и не вмешивается в вопросы теологии, морали, политики. Признание научной деятельности в качестве социально значимой положило основание формирования науки как социального института. Этот процесс растянулся на столетия. Экономическая эффективность научных исследований осознается обществом в XIX веке. Во второй половине XIX века развернулось крупномасштабное производство продуктов органической химии, удобрений, взрывчатых веществ, лекарств, электротехнических изделий. В самой науке произошли крупнейшие изменения: наряду с фундаментальными исследованиями возникает сфера прикладных исследований, которая интенсивно расширилась под воздействием экономических факторов. Современная наука – это сложнейшая сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений – от лабораторий и кафедр до государственных институтов и академий, от небольших неформализованных научных сообществ до больших научных организаций со всеми атрибутами юридического лица, от научных парков до научно-инвестиционных корпораций, от дисциплинарных сообществ до национальных научных сообществ и международных объединений. Все они связаны как между собой, так и с другими подсистемами общества. Наука как социальный институт включает в себя следующие компоненты:

• совокупность знаний и их носителей;

• наличие специфических познавательных целей и задач;

• выполнение определенных функций;

• наличие специфических средств познания и учреждений (академическая и университетская наука);

• концентрация ресурсов, необходимых для научных инноваций и их внедрения, – банковская система, система финансирования;

• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений (деятельность ученых советов, ВАК);

• научная пресса;

• организационно-управленческие структуры;

• существование определенных санкций.

Внутренний тип институциональной организации современной науки – сообщество. Данное понятие в середине 50-х гг. ХХ в. ввел в обиход британский ученый М. Полани. Научное сообщество – совокупность индивидов или коллективов, связанных обменом деятельностью по производству, накоплению или использованию научного знания. Устойчивые межличностные и межгрупповые отношения внутри научного сообщества обеспечиваются:

• использованием единого научного аппарата (понятий, инструментов, процедур наблюдения и вывода);

• использованием каналов получения и передачи информации (изданий, конференций, форумов),

• определенными формами оценки научного труда;

• действием неформальных и формальных механизмов социализации. В каждом научном сообществе наблюдаются:

• согласие относительно целей научного труда или критериев, которым должны удовлетворять его результаты;

• стратификация (выделение «научной элиты» и «периферии»);

• партикуляризм, т.е. специфические предпочтения относительно партнеров по обмену деятельностью;

• дифференциация по половозрастным, этническим и др. биографическим признакам.

Как отмечают современные исследователи, научное сообщество представляет собой не единую структуру, а «гранулированную среду». Всё существенное для развития научного знания происходит внутри «гранулы» – сплоченной научной группы, коллективно создающей новый элемент знания, а затем в борьбе и компромиссах с другими аналогичными группами, его утверждающими. Вырабатывается специфический научный сленг, набор стереотипов и интерпретаций – в результате научная группа самоидентифицируется и утверждается в научном сообществе. Наука как социальный институт призвана стимулировать рост научного знания и обеспечивать объективную оценку вклада того или иного ученого. Как социальный институт наука отвечает за использование или запрет научных достижений.

 

3. Религия как социальный институт

Одним из важнейших вопросов, на который пытается найти ответ каждый человек, является вопрос о смысле жизни. Безусловно, не все могут найти для себя окончательный ответ на этот вопрос, не все способны четко обосновать его. Но именно потребность в поиске смысла жизни приводит к появлению различных идеологических концепций и вероучений, которые условно можно разделить на религиозные и атеистические. Традиционно под религией (от лат. religio – восстановление или воспроизводство лиги, связи) понимается мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Атеизм (франц. atheisme, от греч. atheos – безбожный) – исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. И религию, и атеизм можно рассматривать как теории бытия или небытия Бога, в которых применяются такие критерии, как наличие подтверждающих фактов и возможности экспериментальной проверки основных положений теории. Теория, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза. Каждая из религиозных систем предлагает значительное количество фактов (хотя зачастую и спорных), которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного, нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный путь проверки истинности своих утверждений.

Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небытие Бога. При бесконечности познания мира и вширь и вглубь небытие Бога вряд ли когда-либо будет возможно доказать. Атеизм не дает и ответа на вопрос о том, что конкретно должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога. Религия же утверждает, чтобы убедиться в бытии Бога, нужно лично встать на религиозный путь и только тогда можно будет получить соответствующее знание. Таким образом, и религия, и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изучению и опытной проверке того, что называется религией.

Религия как социальная подсистема включает в себя следующие компоненты:

1) религиозное сознание;

2) религиозную деятельность;

3) религиозные отношения;

4) религиозные организации.

Религиозное сознание как одна из форм общественного сознания существует в форме религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная идеология – это совокупность религиозных догматов и различных положений о мире и человеке, разрабатываемых священнослужителями. Религиозная психология – это своеобразный синтез религиозных образов, идей, хаотичных представлений, видений, эмоций, настроений и т.д. Оба уровня религиозного сознания оказывают друг на друга взаимное влияние, однако определяющая роль принадлежит религиозной идеологии, способствующей воспроизводству религиозной психологии, которая, в свою очередь, придает особую эмоциональность и направленность религиозной идеологии.

Религиозная деятельность осуществляется в культовых и некультовых формах. Культ – это система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественным силам. К средствам культа относят непосредственно здания, где совершаются религиозные обряды (храмы, молитвенные дома), религиозное искусство (живопись, архитектура, музыка), культовые предметы (церковная утварь, священнические облачения). Совокупность средств культа играет важную роль для создания соответствующей атмосферы, необходимой при совершении культовых действий.

Внекультовая деятельность включает в себя разработку религиозных идей, интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений, преподавание богословия, распространение религиозных верований, организационно-управленческую деятельность и т.п. Религиозные отношения складываются в процессе религиозной деятельности в соответствии с религиозным сознанием.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций, выработки систематизированного вероучения, разработки систем его защиты и оправдания, руководства и осуществления культовой деятельности, контроля и осуществления санкций за исполнением религиозных норм, ведения связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя, противостоящего основной массе верующих, – служителей культа, которые стоят во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархизированную систему – церковь. Церковь – это организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Внутренняя структура церкви представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус институтов.

Наряду с церковью можно выделить и такую религиозную организацию, как секта – объединение, возникшее как оппозиционное течение по отношению к доминирующему религиозному течению.

Религия выполняет в обществе ряд социальных функций, к основным из которых можно отнести мировоззренческую, регулятивную и интегративную.

1) Мировоззренческая функция религии означает, что признание сверхъестественного, свойственное религиозному мировоззрению, определяет, как понимание природы, человека и общества, так и поведение людей. Однако религия позволяет человеку не только нарисовать определенную картину мира, но благодаря этой картине обрести смыл своей жизни. Именно поэтому мировоззренческая функция религии называется также смыслополагающей или функцией «значений». По определению американского социолога Р. Беллы, «религия есть символическая система для восприятия целостного мира и обеспечения контакта индивида с миром как единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные значения».

2) Регулятивная функция религии проявляется в создании ею определенной системы ценностей и норм, мотивирующих и регулирующих поведение людей.

3) Интегративная функция религии реализуется на различных уровнях общественного развития в целом, определенного социального института, группы, личности. Религия помогает людям осознавать себя как духовную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает возможность человеку самоопределиться в обществе и тем самым объединиться с родственными, по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Однако следует учитывать, что обратной стороной интегрирующей функции религии выступает дезинтегрирующая.

Выступая в качестве источника единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Это противопоставление может служить источником конфликта между христианами и мусульманами, между православными и католиками и т.п. Причем эти конфликты нередко осознанно раздуваются представителями тех или иных объединений, поскольку конфликт с «чужими» религиозными организациями способствует внутригрупповой интеграции.

Роль религии в обществе зависит от выполняемых ею функций, изменяющихся в ходе исторического развития, а ее положение в обществе определяется, прежде всего, местом религиозного сознания в структуре общественного сознания и местом религиозной деятельности в структуре социальной деятельности.

 

4. Образование как социальный институт

Уровень развития общества во многом определяется уровнем развития образования. Именно образование является существенным фактором социализации личности, оказывает решающее воздействие на формирование индивидов, способствует повышению их социального статуса. Образование в современном обществе является сложной, многоступенчатой социальной подсистемой, имеющей свою структуру. В качестве основных элементов данной подсистемы можно выделить:

• учебно-воспитательные учреждения и организации,

• социальные общности (педагоги и учащиеся),

• учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования структурирована и по иным принципам. Она включает ряд учреждений дошкольного образования, общеобразовательную школу, профессионально-техническое и среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам. Система образования выполняет следующие социальные функции:

• трансляция и распространение культуры в обществе (в ходе образования происходит передача от поколения к поколению ценностей науки, достижений искусства, моральных норм и т.д.);

• относительная гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов – в ходе образования людям прививаются определенные установки, ценности, идеалы, которые обеспечивают целостность общества;

• активизация социальных перемещений – в современном мире образование становится одним из основных каналов социальных перемещений, как правило, восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря этому социальная структура становится более открытой, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп смягчаются;

• социальная селекция – в образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус;

• воспроизводство тех социальных групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами Взаимодействие образования с другими подсистемами общества всегда двустороннее.

Образование реагирует на динамику социальных институтов, но, как правило, с опозданием. Чем быстрее система образования реагирует на общественные потребности, тем выше уровень развития общества в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: