Ценностно-регулятивная составляющая духовной подсистемы общества

Понятие «ценности» очень трудно поддается однозначному определению. В современной философии под ценностью понимается сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое. Ценности всегда социальны и являются человеческими ценностями. Они возникают на основе общественной практики, деятельности человека в определенных конкретно-исторических условиях.

Основными элементами ценностного отношения являются:

1) первичный слой желаний, ожиданий и предпочтений, складывающихся на ранней стадии онтогенеза личности и образующих исходный уровень массового сознания («ментальность»);

2) жизненный (т.е. уже не игровой и не воображаемый) выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели (с их непосредственно очевидной пользой) и ориентацией на отдаленную жизненную перспективу (с ее психологически притягательной ценностью);

3) осознание индивидом того факта, что жизненный выбор вообще и ориентация на ценности в особенности – это не одномоментный акт, а достаточно долговременное жизненное состояние, включающее в себя некоторое множество проб и ошибок, частичных решений и поступков, за которые приходится платить иногда дорогую цену;

4) превращение ценностного выбора в основание для оценки всего «иного», т.е. других ориентацией, избранных другими людьми ценностей, способов их реализации и общезначимости.

Ценностное сознание определяет нормы – стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной общности. Система ценностных ориентаций выступает как аспект, как сторона нормативно-ролевых структур поведения людей. Ценности мотивируют человеческую деятельность, направляют и обосновывают действия индивидов.

Способ существования ценностей уникален. До возникновения ситуации жизненного выбора для индивида нет никаких ценностей. Вне его существуют, конечно, желанные предметы, а в сознании и желаниях других людей – ценностные образцы, но жизненной ориентацией для индивида они могут так никогда и не стать. В процессе жизненного выбора ценности не только возникают, но и становятся реальностью, существующей объективно в качестве практически значимого образца. В это время для индивида значимо реальное, воплощенное в непосредственном бытии богатство или власть в ее столь же непосредственном предметном воплощении (конкретное продвижение по службе или столь же конкретный риск в игре на бирже).

Неуспех деяния пролонгирует ситуацию жизненного выбора, успех может радикально изменить статус и роль ценностей. После того как жизненный выбор закрепляется, избранная ценность (например, эталон власти) обретает идеальную форму, существующую субъективно в качестве внутреннего основания и регулятива, способного непрерывно сопоставлять положительное и отрицательное (оценка), качественное и количественное (цена), практически достижимое и сомнительное (польза), высшее и низшее (благо).

Исследователи, занимающиеся изучением ценностей, обращают внимание на то, что объективность ценностей определяется не их предзаданностью человеку; так же как не предзадан ему мир идей, вещей и ход событий. Она проистекает из другого, противоположного начала и состоит в том, что ценности всех категорий не только объективны, но и субъективны, их восприятие субъективно и по сути своей индивидуально.

Однако в своей основной массе они коллективизируются в совместной жизни людей, массифицируются ходом истории и интернационализацией общественных процессов и явлений.

Ценность представляет собой определенную форму отношений между субъектом и объектом. Субъектом ценностного отношения выступает та сторона, приминительно к бытию которой устанавливается ценность другой.

Объект ценностного отношения – это то, с чем субъект взаимодействует и что для него имеет ценность. Носителем ценности может выступать любое явление, коль скоро оно втянуто во взаимодействие с субъектом. Объект ценностного отношения не обязательно должен быть внешним по отношению к субъекту явлением. Конечным субъектом ценностных отношений является человек, который может быть представлен конкретно-исторической личностью, определенной социальной группой и даже человечеством в целом.

Ценность детерминирована обеими сторонами ценностного отношения. Тезис о двойной зависимости ценности делает понятным, почему ценность нельзя отождествлять с ценностным объектом, предметом, явлением, событием, поступком и т.д., выступающим в качестве носителя ценности. Ценность не является естественным свойством предметов, как они непосредственно даны в природе, хотя она неразрывно связана со своим носителем и немыслима без него. Поскольку значение различных ценностей для жизнедеятельности людей неодинаково, постольку это является основанием для построения иерархии ценностей. Подобно самим ценностям их субординация также имеет конкретно-исторический характер и личностно обусловлена. Одни и те же явления и предметы не могут быть одинаково ценными как в различное время для одних и тех же людей, так и в одно и то же время, но для различных людей. На протяжении многовековой человеческой истории выкристаллизовались основные общечеловеческие ценности, следование которым обеспечивает общественный прогресс. Такова ценность человеческой личности как носителя и творца всех ценностей культуры, а также ценность человеческой жизни.

Самая высшая и абсолютная ценность – сам человек, его жизнь. К этой ценности следует подходить только как к ценности – цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: