В бытовом смысле термин “сбережения” используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Госкомстат трактует сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде.
в теории сбережений существуют факторы не связанные с доходом:
богатство;
уровень цен;
ожидания;
потребительская задолженность;
налогообложение.
Фактор богатства характеризуется тем, что, чем больше величина накоплений в домохозяйствах, тем меньше величина сбережений при любом уровне дохода. Под богатством понимается как недвижимое имущество, так и финансовые активы, которыми обладает домохозяйство. Домохозяйства сберегают, воздерживаясь от потребления, чтобы накапливать богатство. Причем, чем больше богатства накапливает население, тем слабее у него стимул к сбережению. Величина богатства домохозяйств изменяется из года в год незначительно и поэтому не вызывает серьезных колебаний в количественных характеристиках сбережений.
Увеличение или снижение уровня цен на товары и услуги тоже в конечном итоге влияют на величину сбережений. То есть изменение уровня цен меняют реальную стоимость (покупательную способность) некоторых видов ценностей. Это предположение можно также обосновать следующим выводом: реальная стоимость финансовых средств, номинальная стоимость которых выражается в деньгах, будет обратно пропорциональна изменению уровня цен. Это отражает связь теории сбережений с эффектом богатства или эффектом реальных кассовых остатков. Однако при анализе теории сбережений берется допущение, что уровень цен в экономике является неизменным (рассматривается реальный, а не номинальный доход после уплаты налогов).
Ожидания населения, связанные с будущей ситуацией на рынках товаров и услуг, тоже являются существенным фактором, так как могут оказать воздействие на текущие расходы и сбережения. Ожидания повышения цен и дефицита товаров ведут к снижению сбережений, потому что для потребителей естественно стремление избежать уплаты более высоких цен. И наоборот, ожидаемые падение цен и рост предложения товаров побуждают потребителей увеличивать сбережения.
Колебание уровня потребительской задолженности вызывает у домохозяйств стремление направлять текущий доход или на потребление, или на сбережение. Если задолженность домохозяйств достигла значительной величины, то потребители будут сокращать уровень своих сбережений. И наоборот, если потребительская задолженность относительно низка, то уровень сбережений населения может повыситься.
Изменения в налогообложении также приводят к изменению в уровне сбережений, так как налоги выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения. Поэтому рост налогов приведет к снижению уровня сбережений И наоборот, доля дохода, полученная от снижения налогов, будет частично идти на сбережения населения, вызывая таким образом увеличение общего уровня сбережений.
В настоящее время выделяют четыре наиболее распространенных мотива
сбережений населения:
1) обеспечение старости;
2) предосторожность;
3) накоплению с целью завещания;
4) отложенный спрос.
Обеспечение старости многими рассматривается как основной мотив
Специфическим мотивом личных сбережений является накопление суммы, необходимой для осуществления крупных затрат (покупки дома, автомобиля, оплаты образования и т.п.) - так называемый отложенный спрос. Накопление сбережений для этих целей носит временный характер и связано с необходимостью синхронизации моментов получения доходов и их потребления.
Для развития сберегательного рынка создаются новые формы организованных сбережений, такие, как анонимные вклады, долгосрочное страхование жизни, инвестирование в драгоценные металлы и др.
2. Страхование - это защита от имущественных потерь участников гражданско-правовых отношений. Такие потери могут возникнуть из-за природных катаклизмов, техногенных катастроф, аварий и происшествий на производстве, на транспорте, в быту, а также вследствие ущерба жизни и здоровью людей. Для восстановления утраченных благ общество должно иметь достаточные финансовые ресурсы, специально предназначенные для этой цели. Такие ресурсы выделяются из совокупного общественного продукта и обособляются путем создания специальных фондов, именуемых страховыми фондами.
Средства страховых фондов имеют целевое назначение и расходуются для производства выплат при наступлении неблагоприятных событий. В юридическом аспекте страхование может быть определено как система правовых отношений, направленная на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц за счет средств страховых фондов
Контрольные вопросы:
1. Каковы источники сбережения?
2. Факторы влияющие на сбережения?
3. Каковы страховые случаи?
Рациональный потребитель
1. Понятие и аксиомы рационального потребителя
Рациональный потребитель (— потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления.
Перед рациональным потребителем стоит проблема выбора. Он может выбирать из бесконечного множества товаров и услуг, которые продаются им рынке, Но любому потребителю нужны далеко не все из них, а только какой-то их ограниченный набор, который для упрощения принято считать состоящим только из двух товаром. Например, практически каждый потребитель периодически покупает набор, состоящий из продовольствии и одежды. Предполагается, что потребитель ведет себя рационально, если он опирается в своих действиях на следующие аксиомы рационального потребления.
- рациональный потребитель в состоянии ранжировать (сравнивать) наборы товаров по степени их предпочтительности. При наличии двух наборов товаров, состоящих из разного количества продовольствии и одежды, рациональный потребитель всегда может определить, что для него один из них предпочтительнее другого либо что полезность их обоих для него одинакова;
- рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров. Набор, состоящий из продовольствия и одежды, оценивается потребителем с точки зрения полезности для него и продовольствия, и одежды;
- предпочтения рационального потребителя характеризуются свойством транзитивности. Пусть потребитель выбирает их трех разных наборов, в каждом из которых разные количества продовольствия и одежды. Тогда, если первый набор кажется ему предпочтительнее второго, а второй предпочтительнее третьего то, первый набор будет точно предпочтительнее третьего;
- рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше. Пусть в первом наборе 3 кг продовольствия и 2 ед. одежды, а во втором — тоже 3 кг продовольствия, но одежды 3 ед. Тогда потребитель выберет второй набор. Из наборов товаров рациональный потребитель всегда выберет тот, в котором хотя бы на один товар больше;
- рациональный потребитель обычно легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше. Пусть в наборе 10 кг продовольствия и 1 ед., одежды. Потребитель, возможно, готов пожертвовать целыми 3 кг продовольствия, чтобы получить еще хотя бы одну единицу одежды. Соответственно чем меньше какого-то товара в наборе, тем ниже склонность потребителя заменить его другим товаром.
Контрольные вопросы:
1. Кто такой рациональный потребитель?
2. Почему рациональный потребитель всё просчитывает?