Радиация от источников, созданных человеком

В результате деятельности человека во внешней среде появились искусственные радионуклиды и источники излучения. В природную среду стали поступать в больших количествах естественные радионуклиды, извлекаемые из недр Земли вместе с углем, газом, нефтью, минеральными удобрениями, строительными материалами. Например, среднемировая мощность эффективной дозы, накапливаемая при облучении от естественных источников на душу населения, равна 2,4 мЗв/год.

Степени лучевой болезни Доза в Зв Доза в БЭР Симптомы
Острая лучевая болезнь 1 степени 1 Зв 100 бэр Головокружение, редко тошнота, отмечается через 2-3 часа после облучения
Средняя - 2 степень 2-4 Зв 200 - 400 бэр Головная боль, тошнота, рвота возникает через 1- 2 часа
Тяжелая - 3 степень 4-6 Зв 400-600 бэр Рвота, повышение t, головная боль через 30-60 мин
Крайне тяжелая -4 степень Более 6 Зв Более 600 бэр Поражение кр сист, др органов, интоксикация, смертельный

 

Шумовое загрязнение

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальный характер и преимущественно вызывается средствами транспорта — городского, железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Происходит гибель или миграция животных из зон этих воздействий, что сопровождается, впоследствии, гибелью всей экосистемы. Шум — одна из форм физического (волнового) загрязнения, адаптация к которому невозможна. Сильный шум более 90 дБ вызывает нервно-психический стресс и ухудшение слуха — вплоть до полной глухоты. Очень сильный шум (свыше 110 дБ) вызывает резонанс клеточных структур протоплазмы, ведущий к шумовому «опьянению», а затем и к разрушению тканей.

 

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта с точки зрения воздействия на окружающую среду:

- высокая эффективность использования энергоресурсов;

- меньшая потребность в занимаемых площадях;

- меньший объём выбросов вредных веществ.

Однако железнодорожный транспорт, наряду с автомобильным и авиационным, является источником повышенного уровня шума, особенно в городской среде. Проезд железнодорожного состава обуславливает возрастание уровня шума в некоторых случаях до 80-90 дБА на прилегающей жилой территории.

С точки зрения физики звук – это колебательное движение материальных частиц, волнообразно распространяющихся в пространстве и вызывающий слуховое ощущение. Органы слуха человека способны воспринимать колебания с частотой от 15-20 герц до 16-20 тысяч герц. Механические колебания с указанными частотами называются звуковыми или акустическими. Восприимчивость человека к звукам избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых звуках. Звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, называются инфразвуками, ультразвуками и гиперзвуками.

Основные физические характеристики звука – частота и интенсивность колебаний. Они и влияют на слуховое восприятие людей.

Распределение по частотам: слышимые звуки – в пределах 15Гц–20кГц, инфразвуки – ниже 15Гц; ультразвуки – в пределах 1,5·104–109 Гц; гиперзвуки – в пределах 109–1013Гц.

Вторая основная характеристика – амплитуда колебаний. Амплитуда колебаний определяет интенсивность (силу) звука – количество акустической энергии, протекающей за одну секунду через площадь в один квадратный сантиметр. Следовательно, интенсивность акустических волн зависит от величины акустического давления, создаваемого источником в среде.

С интенсивностью звука в свою очередь связана громкость. Чем больше интенсивность звука, тем он громче. Однако эти понятия не равнозначны. Громкость – это мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком. Звук одинаковой интенсивности может создавать у различных людей неодинаковое по своей громкости слуховое восприятие. Каждый человек обладает своим порогом слышимости.

Под шумом подразумевается всякий нежелательный и вредный для здоровья человека звук. Непосредственное действие шума на слуховой аппарат может приводить к частичной или полной потере слуха, а также и к летальному исходу. Неспецифическое воздействие шума, когда через волокна слуховых нервов раздражение шумом передаётся в центральную и вегетативную нервные системы, влияет на психическое состояние человека, вызывая расстройства эмоционального равновесия, чувство беспокойства и раздражения, снижаются внимание, память, работоспособность, особенно умственная. По данным австралийских учёных, шум сокращает жизнь человека на 8–12лет [2].

Из всех вредных экологических факторов шум – самый массовый. Под его воздействием находится от 50 до 70% населения [1]. С каждым годом идёт расширение сети железных дорог, увеличивается объём перевозок, растёт скорость поездов. Всё это вызывает рост шума.

 Основными источниками шума (любой процесс, вызывающий местное изменение давления или механические колебания в твердых, жидких и газообразных средах) на железнодорожном транспорте являются движущиеся поезда, путевые машины, производственное оборудование. По интенсивности этот шум занимает промежуточное положение между авиационным и автомобильным, но по числу источников шума различного происхождения ему нет равных. Источником интенсивного шума (Таблица 1.) являются локомотивные, вагонные депо, которые, как правило, не вынесены за городскую черту. Шум имеет определенную частоту, или спектр, выражаемый в Герцах, и интенсивность — уровень звукового давления, измеряемый в децибелах.

Для измерения, анализа и регистрации спектра шума используют специальные приборы – шумомеры и вспомогательные приборы (самописцы уровней шумов, магнитофон, осциллограф, дозиметры и др.). Поскольку ухо менее чувствительно к низким и более чувствительно к высоким частотам, для получения показаний, соответствующих восприятию человека, в шумомерах используют систему корректированных частных характеристик – шкалы A, B, C, D и линейную шкалу, которые отличаются по восприятию [8].

 

Таблица 1. Источники шума железнодорожного транспорта [10]

Источник шума Расстояние, м Уровень звука, дБА
Движение поезда по мосту со скоростью 60–80 км/ч 25 80-90
Движение подвижного состава при скоростях 150…200 км/ч 25 85-95
Электровозы 25 75-80
Тепловозы 25 80-95
Путевые машины вибрационного действия, щебнеочистительные машины   25   80-95
Соударение вагонов 30 95-100
Звуковые сигналы локомотивов и электроподвижного состава 25 100-110
Тяговые подстанции 30 45-50
Сортировочные станции 100-150 70-85

 

В практике применяется в основном шкала А. Максимально допустимые уровни звука (LАмакс, дБА) - больше "нормальных" на 15 децибел.

Воздействие шума на жителей зависит не только от типа поезда и его скорости, но и от числа пар поездов, а также от расстояния от железнодорожной линии до жилой застройки, подвергающейся акустическому воздействию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: