Философия как методология науки

Западно-европейская философия Нового времени по своему происхождению не независима от науки. Ни античная философия, ни христианская не знали подобной зависимости и были вполне суверенны в своем творчестве.

Собственная философия на Западе возникает в связи с осмыс­лением самого феномена науки, переосмыслением мира через науку и поисков условий наиболее эффективного развития науки. Гума­нисты успели высмеять все, кроме науки. До бесконечности пре­вознося человеческий разум и сводя все достоинство человека и смысл его жизни к воплощению разума, гуманисты фактически вы­теснили человека наукой, понимаемой как высшее проявление ра­зума. В результате вся система ценностей стала наукоцентрич­ной. Естественно, что и философия приняла характер наукоцент­ризма.

Одним из первых мыслителей, задавших тон будущей европейс­кой философии, был англичанин Фрэнсис Бэкон /1561-1626/. Фрэн­сис Николаевич был очень не простым человеком. Семья Бэкона занимала высокое положение при королевском дворе. Бэкон закон­чил университет в Кембридже и вскоре сделал головокружительную карьеру. Параллельно занимался комерцией. В конце жизни, буду­чи уже лорд-канцлером Англии, был обвинен в коррупции и вышел в отставку. На досуге занялся литературным трудом и экспери­ментами. Многие исследователи предполагают, что Бэкон и Шекс­пир - не просто современники, но что это одно и тоже лицо. Портреты Бэкона и Шекспира при наложении совпадают. Шекспир действительно существовал, но это был бедный актер. Бэкон, вполне возможно, подписывал свои произведения его именем. Вто­рая загадка, связанная с именем Бэкона, состоит в предположе­нии о связи мыслителя с тайными обществами, наследующими идеи Пифагора и Каббалы. В оккультной литературе часто встречаются ссылки на Бэкона как посвященного в тайноведение.

Бэкон не был ученым, хотя имел прекрасное гуманитарное об­разование и с юности интересовался естествознанием, в частнос­ти, химическими опытами. Да и умер он, простудившись при про­ведении опытов по консервированию пищевых продуктов заморажи­ванием /набивал тушку курицы льдом/. Исследованию науки Бэкон посвящает свои главные труды: таков замысел книги "Великое Восстановление Наук" и написанный трактат в рамках той же темы под названием "Новый Органон". "Органоном" в античности назы­вали собрание логических сочинений Аристотеля, а само слово означало "метод", "инструмент". Фрэнсиса Бэкона интересовала такая организация науки, которая позволила бы развиваться ей

наибольшими темпами. С этой целью автор предлагал собственную

классификацию науки, указывал общий метод и предостерегал от

наиболее распространенных методологических ошибок.

Наукоучение Ф.Бэкона имеет явно педагогический, образова­тельный характер. Он пишет всем понятным, образным языком, вы­деляя самое существенное и ничего не оставляя без достаточного основания. Если он пишет о науке, то потому что "знание - си­ла". "Мы столько можем, сколько мы знаем". И если знание явля­ется силой и могуществом, то управлять обществом должны знаю­щие, то есть ученые. Этой идее - переходу власти в руки уче­ных,- Бэкон посвящает трактат "Новая Атлантида", продолжая утопический жанр Томаса Мора, который почти за сто лет до Бэ­кона тоже окончил юридический факультет /в Оксфорде/, тоже сделал головокружительную карьеру, достигнув должности лорд-канцлера, тоже написал социально-фантастический роман /"Утопия"/ и тоже был насильно отстранен от должности, только с худшими, чем у Бэкона, последствиями /обвинен в государс­твенной измене и казнен/. Столь сильное совпадение биографий двух английских мыслителей мне не совсем понятно, тем более что подобным почерком отличаются, как известно, биографии ма­сонов.

Если Бэкон пишет о методе, который должен стать наиболее эффективном для науки, то он доводит свои описания вплоть до инструкций по его внедрению и применению. Начинать надо с опы­та и устанавливать факты, подтверждающие сходство и различия в вещах. Записывать данные в таблицу и делать обобщения /подоб­ное движение мысли от частного к общему получил название "ме­тод индукции"/. После Бэкона в Англии навсегда упрочилась по-

зиция приоритета опытного знания и индуктивных методов его

приведения к теории.

Сам Бэкон разделял идеалы научного знания, блестяще выра­женные его современником Галилео Галилеем /единство эмпиричес­кого и теоретического - математического - знания. По научному методу всех ученых можно разделить на три группы. Одни ученые ограничиваются только опытными материалами,- они подобны му­равью, денно и нощно собирающему факты в огромную кучу-мура­вейник. Другие ученые заняты чрезмерным умствованием, стараясь логически вывести истины, которые могут быть получены только экспериментально. Такие ученые подобны паукам, вытягивающим паутину из самих себя. Наконец, третья группа ученых по методу своей работы подобна пчеле: они сначала собирают факты опыта, чтобы затем превратить их в мед теории. Таким и должен быть настоящий ученый: подобным пчеле, но не муравью или пауку.

Чтобы держать верный путь познания, ученый должен избе­гать некоторых соблазнов, которые Бэкон обозначил как "идолы познания". Их четыре: 1/"призраки рода" /idola tribus/ - огра­ничение познания в связи с особенностями строения органов чувств и мышления: всегда хочется ограничиться тем, что легче воспринимается, как чувствами, так и умом; 2/ "призраки пеще­ры"/idola specus/ - желание ограничиться тем, что уже сам лич­но знаешь. не расширяя далее кругозора; 3/ "призраки рынка" /idola fori/ - подверженность мнению толпы или просто общест­венному мнению; 4/ "призраки театра"/idola theatri/ - склон­ность доверять авторитетам, которые играют роль таковых.

Одна из задач новой европейской философии, по Бэкону, состоит в том, чтобы оберегать мыслящих людей от "идолов поз-

нания", способствуя тем самым прогрессу научного знания. "Ис­тина,- считал Бэкон,- дочь времени, а не авторитета". Когда меняются времена, стираются старые истины. Им нужен рестовра­тор, функцию которого и берет на себя философ.

Философия Фрэнсиса Бэкона, поставив в центр своего расс­мотрения науку, нашла свое подтверждение в творчестве многих философов и ученых своего времени. Особенно большое влияние оказали работы Ренэ Декарта. В одном их своих естественнонауч­ных сочинений Декарт сделал приложение, дав ему очень харак­терное название: "Рассуждение о методе". С этого рассуждения и началась собственная история западно-европейская философия Но­вого времени,- о чем пойдет речь в следующей лекции. Сейчас для нас самое важное - понять, что новоевропейская философия началась с методологии науки, после возникновения науки и бла­годаря науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: