Западно-европейская философия Нового времени по своему происхождению не независима от науки. Ни античная философия, ни христианская не знали подобной зависимости и были вполне суверенны в своем творчестве.
Собственная философия на Западе возникает в связи с осмыслением самого феномена науки, переосмыслением мира через науку и поисков условий наиболее эффективного развития науки. Гуманисты успели высмеять все, кроме науки. До бесконечности превознося человеческий разум и сводя все достоинство человека и смысл его жизни к воплощению разума, гуманисты фактически вытеснили человека наукой, понимаемой как высшее проявление разума. В результате вся система ценностей стала наукоцентричной. Естественно, что и философия приняла характер наукоцентризма.
Одним из первых мыслителей, задавших тон будущей европейской философии, был англичанин Фрэнсис Бэкон /1561-1626/. Фрэнсис Николаевич был очень не простым человеком. Семья Бэкона занимала высокое положение при королевском дворе. Бэкон закончил университет в Кембридже и вскоре сделал головокружительную карьеру. Параллельно занимался комерцией. В конце жизни, будучи уже лорд-канцлером Англии, был обвинен в коррупции и вышел в отставку. На досуге занялся литературным трудом и экспериментами. Многие исследователи предполагают, что Бэкон и Шекспир - не просто современники, но что это одно и тоже лицо. Портреты Бэкона и Шекспира при наложении совпадают. Шекспир действительно существовал, но это был бедный актер. Бэкон, вполне возможно, подписывал свои произведения его именем. Вторая загадка, связанная с именем Бэкона, состоит в предположении о связи мыслителя с тайными обществами, наследующими идеи Пифагора и Каббалы. В оккультной литературе часто встречаются ссылки на Бэкона как посвященного в тайноведение.
Бэкон не был ученым, хотя имел прекрасное гуманитарное образование и с юности интересовался естествознанием, в частности, химическими опытами. Да и умер он, простудившись при проведении опытов по консервированию пищевых продуктов замораживанием /набивал тушку курицы льдом/. Исследованию науки Бэкон посвящает свои главные труды: таков замысел книги "Великое Восстановление Наук" и написанный трактат в рамках той же темы под названием "Новый Органон". "Органоном" в античности называли собрание логических сочинений Аристотеля, а само слово означало "метод", "инструмент". Фрэнсиса Бэкона интересовала такая организация науки, которая позволила бы развиваться ей
наибольшими темпами. С этой целью автор предлагал собственную
классификацию науки, указывал общий метод и предостерегал от
наиболее распространенных методологических ошибок.
Наукоучение Ф.Бэкона имеет явно педагогический, образовательный характер. Он пишет всем понятным, образным языком, выделяя самое существенное и ничего не оставляя без достаточного основания. Если он пишет о науке, то потому что "знание - сила". "Мы столько можем, сколько мы знаем". И если знание является силой и могуществом, то управлять обществом должны знающие, то есть ученые. Этой идее - переходу власти в руки ученых,- Бэкон посвящает трактат "Новая Атлантида", продолжая утопический жанр Томаса Мора, который почти за сто лет до Бэкона тоже окончил юридический факультет /в Оксфорде/, тоже сделал головокружительную карьеру, достигнув должности лорд-канцлера, тоже написал социально-фантастический роман /"Утопия"/ и тоже был насильно отстранен от должности, только с худшими, чем у Бэкона, последствиями /обвинен в государственной измене и казнен/. Столь сильное совпадение биографий двух английских мыслителей мне не совсем понятно, тем более что подобным почерком отличаются, как известно, биографии масонов.
Если Бэкон пишет о методе, который должен стать наиболее эффективном для науки, то он доводит свои описания вплоть до инструкций по его внедрению и применению. Начинать надо с опыта и устанавливать факты, подтверждающие сходство и различия в вещах. Записывать данные в таблицу и делать обобщения /подобное движение мысли от частного к общему получил название "метод индукции"/. После Бэкона в Англии навсегда упрочилась по-
зиция приоритета опытного знания и индуктивных методов его
приведения к теории.
Сам Бэкон разделял идеалы научного знания, блестяще выраженные его современником Галилео Галилеем /единство эмпирического и теоретического - математического - знания. По научному методу всех ученых можно разделить на три группы. Одни ученые ограничиваются только опытными материалами,- они подобны муравью, денно и нощно собирающему факты в огромную кучу-муравейник. Другие ученые заняты чрезмерным умствованием, стараясь логически вывести истины, которые могут быть получены только экспериментально. Такие ученые подобны паукам, вытягивающим паутину из самих себя. Наконец, третья группа ученых по методу своей работы подобна пчеле: они сначала собирают факты опыта, чтобы затем превратить их в мед теории. Таким и должен быть настоящий ученый: подобным пчеле, но не муравью или пауку.
Чтобы держать верный путь познания, ученый должен избегать некоторых соблазнов, которые Бэкон обозначил как "идолы познания". Их четыре: 1/"призраки рода" /idola tribus/ - ограничение познания в связи с особенностями строения органов чувств и мышления: всегда хочется ограничиться тем, что легче воспринимается, как чувствами, так и умом; 2/ "призраки пещеры"/idola specus/ - желание ограничиться тем, что уже сам лично знаешь. не расширяя далее кругозора; 3/ "призраки рынка" /idola fori/ - подверженность мнению толпы или просто общественному мнению; 4/ "призраки театра"/idola theatri/ - склонность доверять авторитетам, которые играют роль таковых.
Одна из задач новой европейской философии, по Бэкону, состоит в том, чтобы оберегать мыслящих людей от "идолов поз-
нания", способствуя тем самым прогрессу научного знания. "Истина,- считал Бэкон,- дочь времени, а не авторитета". Когда меняются времена, стираются старые истины. Им нужен рестовратор, функцию которого и берет на себя философ.
Философия Фрэнсиса Бэкона, поставив в центр своего рассмотрения науку, нашла свое подтверждение в творчестве многих философов и ученых своего времени. Особенно большое влияние оказали работы Ренэ Декарта. В одном их своих естественнонаучных сочинений Декарт сделал приложение, дав ему очень характерное название: "Рассуждение о методе". С этого рассуждения и началась собственная история западно-европейская философия Нового времени,- о чем пойдет речь в следующей лекции. Сейчас для нас самое важное - понять, что новоевропейская философия началась с методологии науки, после возникновения науки и благодаря науке.