Сциентизм и антисциентизм

Зададимся вопросом:"А как расценивать ориентацию западной философии на науку и зависимость от нее? Хорошо это или пло­хо?".

Первоначальная оценка этого события многими мыслителями сводилась к тому, что лучшего и желать невозможно. Наука - строгое познание, верх человеческого разума. И "супружество философии с наукой" /Ф.Бэкон/ должно означать для философии счастливую судьбу. Вера в могущество человеческого разума, в возможность научным методом разрешить любые проблемы челове­ческой жизни - от покорения природы до разумного переустройс­тва общества,- получила название сциентизма /от лат. scientia

- наука/.

Немногие ученые и философы осознавали глупость сциентиз­ма. Одним из первых, кто усомнился в необоснованности претен­зий науки, был Франсуа Рабле /1494-1553/,- сначала монах, по­том профессор анатомии и, наконец, писатель-гуманист. В своих романах Рабле едко высмеивает ученых умников, прикрывающих на­укообразным цитированием несообразные домыслы. Встав на точку зрения смеющегося народа /в качестве автора/, Рабле увидел, сколь оторванными от жизни и нелепыми в своих претензиях быва­ют ученые мужи. Да и сам Рабле оставил "научную медицину" не случайно: подсмеявшись, видимо, и над самим собой,"профессо­ром".

Трагическое разочарование в науке, ее кажущем величии, вы­пало на долю одного из самых блестящих ученых своего времени - Блеза Паскаля /1623-1662/.

"Я провел много времени, изучая абстрактные науки, и ма­лость сообщения, которую можно иметь с их помощью, внушили мне отвращение к ним",- писал учный, который с юных лет получил славу и признание ученого мира."Когда я начал изучать челове­ка,- продолжает он,- я увидел, что эти абстрактные науки ему не присущи..."

"Скажу: это хороший математик, но мне нечего делать с ма­тематиком: он примет меня за теорему",- жаловался Паскаль.

"Что касается меня, то я люблю науку, но не боготворю ее",- мудрость, заключенная в этой фразе, взвешенность отноше­ния к науке, продемонстрированная Паскалем, поразительны. Мно­гие ученые любят науку, потому что боготворят ее, считая ее самым-самым разумным и творческим деянием человечества. Прек-

лонение перед наукой оборачивается у таких поклонников ее пол­ным непониманием, например, религии или бытовых отношений лю­дей, причем непониманием таким глубоким, что возникают сомне­ния в наличии способностей к пониманию вообще. С другой сторо­ны, многие ученые, осознав ограниченность науки, часто теряют к ней интерес. Паскаль понял ограниченность науки так глубоко, что испытал отвращение к ней, но, тем не менее, не перестал ее любить. И, действительно, наука заслуживает и отвращения, и любви: подобно тому, как родители сильнее любят ребенка, увеч­ного от природы.

Наука, напомню, возникла из духа живописи, но, оторвав­шись от него, быстро состарилась и в скором времени стала на­поминать скрягу -"прореху на теле человечества", как выразил-

ся Гоголь. Скрягу, который совсем зыбыл, что деньги в большом

количестве нужны главным образом для того, чтобы проявлять

щедрость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: