Зададимся вопросом:"А как расценивать ориентацию западной философии на науку и зависимость от нее? Хорошо это или плохо?".
Первоначальная оценка этого события многими мыслителями сводилась к тому, что лучшего и желать невозможно. Наука - строгое познание, верх человеческого разума. И "супружество философии с наукой" /Ф.Бэкон/ должно означать для философии счастливую судьбу. Вера в могущество человеческого разума, в возможность научным методом разрешить любые проблемы человеческой жизни - от покорения природы до разумного переустройства общества,- получила название сциентизма /от лат. scientia
- наука/.
Немногие ученые и философы осознавали глупость сциентизма. Одним из первых, кто усомнился в необоснованности претензий науки, был Франсуа Рабле /1494-1553/,- сначала монах, потом профессор анатомии и, наконец, писатель-гуманист. В своих романах Рабле едко высмеивает ученых умников, прикрывающих наукообразным цитированием несообразные домыслы. Встав на точку зрения смеющегося народа /в качестве автора/, Рабле увидел, сколь оторванными от жизни и нелепыми в своих претензиях бывают ученые мужи. Да и сам Рабле оставил "научную медицину" не случайно: подсмеявшись, видимо, и над самим собой,"профессором".
|
|
Трагическое разочарование в науке, ее кажущем величии, выпало на долю одного из самых блестящих ученых своего времени - Блеза Паскаля /1623-1662/.
"Я провел много времени, изучая абстрактные науки, и малость сообщения, которую можно иметь с их помощью, внушили мне отвращение к ним",- писал учный, который с юных лет получил славу и признание ученого мира."Когда я начал изучать человека,- продолжает он,- я увидел, что эти абстрактные науки ему не присущи..."
"Скажу: это хороший математик, но мне нечего делать с математиком: он примет меня за теорему",- жаловался Паскаль.
"Что касается меня, то я люблю науку, но не боготворю ее",- мудрость, заключенная в этой фразе, взвешенность отношения к науке, продемонстрированная Паскалем, поразительны. Многие ученые любят науку, потому что боготворят ее, считая ее самым-самым разумным и творческим деянием человечества. Прек-
лонение перед наукой оборачивается у таких поклонников ее полным непониманием, например, религии или бытовых отношений людей, причем непониманием таким глубоким, что возникают сомнения в наличии способностей к пониманию вообще. С другой стороны, многие ученые, осознав ограниченность науки, часто теряют к ней интерес. Паскаль понял ограниченность науки так глубоко, что испытал отвращение к ней, но, тем не менее, не перестал ее любить. И, действительно, наука заслуживает и отвращения, и любви: подобно тому, как родители сильнее любят ребенка, увечного от природы.
Наука, напомню, возникла из духа живописи, но, оторвавшись от него, быстро состарилась и в скором времени стала напоминать скрягу -"прореху на теле человечества", как выразил-
ся Гоголь. Скрягу, который совсем зыбыл, что деньги в большом
количестве нужны главным образом для того, чтобы проявлять
щедрость.