Меняются нормы и идеалы исследовательской деятельности

Историчность системного комплексного объекта и вариативность его поведения допускают построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркаций.                                                                              В естествознании все шире используется принцип исторической реконструкции, хотя ранее этот тип теоретического знания применялся преимущественно в гуманитарных науках. Теперь его применяют в биологии, геологии, астрофизике (модели развития метагалактики как путь воспроизведения основных этапов ее эволюции). Метод аппроксимации все более конкурирует с аксиоматическим и дедуктивным методом.

  Возрастание человеческого фактора.                                                                                                                                         Среди объектов современной науки особое место занимают природные комплексы, в которые как компонент включен сам человек. К таким «человекоразмерным» комплексам относятся медико-биологические объекты, объекты экологии, биосфера в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (генетическая инженерия), системы «человек-машина». Именно поэтому происходит переход от ценностно-нейтрального исследования к аксеологическому подходу. Как следствие возрастание роли гуманитарных наук.

Происходит модернизация философских основ науки.                                                                                       Осмысливается историческая переменчивость самих идеалов и норм познания. Новое понимание фундаментальных философских категорий – пространство и время, случайность и необходимость, возможность и действительность, часть и целое и др. Если более двух столетий человек стремился изменять природу, то сейчас, чтобы не истребить ее окончательно и не погубить самого себя, человек должен научиться понимать природу. Следовательно от научной рациональности необходимо перейти на точку зрения философского разума, т.е. мудрого разума, любящего разума («философия» от греческого «любовь к мудрости», «любящая мудрость»).

Картины мира различных наук ещё отделены друг от друга, но они совместно формируют общенаучную картину мира, отсутствовавшую как единое целое в классической науке. Эта картина перестаёт считаться вечной и неизменной истиной и осознаётся как последовательно развиваемое и уточняемое относительно верное знание о мире

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: