Лекция 9.
Философия и образование: эпоха философских систем.
П л а н
1. Эпоха Реформации и проблема образования.
2. Классическая немецкая философия. Идеализм.
3. Эпоха Просвещения: французский материализм.
В начале прошлой лекции я вскользь заметил, что философия Нового времени возникла вне стен университетов. Ни Ф.Бэкон, ниТ.Гоббс, ни Р.Декарт, ни Дж.Локк не числились в штате профессоров университетов. Декарт, в отличие от англичан, его даже не кончал. Г.Лейбниц, будучи сыном университетского профессора, закончил университет, но от преподавательской карьеры отказался изначально. Для своей разносторонней научной деятельности он подыскал другое место - основал Прусскую академию наук и инициировал создание Академии Наук в Петербурге.
Новая философия, развиваясь из методологии науки, первоначально бежала университетских стен. Дело в том, что в системе образования университеты представляли собой самое консервативное звено. Возникнув в средневековых городах-республиках на базе юридических и медицинских школ, университеты в скором времени оказались независимыми от феодалов, но зависимыми от церкви. В результате все общее образование в университете было ориентировано на богословские науки, включавшие в себя философию, логику и риторику. Университетское образование, конечно, не было плохим, но оно было индифферентным по отношению к развивающейся науке /если не сказать: высокомерно-скептическим/ и крайне консервативным, с прочными традициями в области образовательных программ и методики преподавания.
|
|
Иная обстановка складывалась в начальной и средней школе. Распространение протестантизма, составившее собой целую эпоху в Европейской жизни, поставило перед фактом необходимости всеобщего начального образования. Напомню, что одно из важнейших отличий протестантизма от католицизма и православия состоит в том, чтобы в религиозной жизни обходиться без священнослужителей. Но для этого надо, как минимумум, быть грамотным - для са-
мостоятельного чтения Библии и комментариев к ней. Протестанская Реформация /"перестройка"/ в Европе, начавшись в XV веке, к XVI-му веку достигает своего апогея /с возникновением церкви нового типа/, и уже к XVII-му веку в Европе пояляется обширная сеть начальных школ грамотности /в том числе бесплатных/.
Между протестантами и католиками /позднее включилось и православие/ разгорелась конкурентная борьба за молодое поколение. В результате конфессиональной конкуренции католики, особенно члены ордена иезуитов, развернули свою сеть начальных школ -"иезуитские коллегии". Иезуиты очень внимательно изучили опыт протестанских школ, и учтя их педагогические и психологические промахи, выработали свою систему образования: ввели уроки с переменами для отдыха, школьные каникулы, разделили классы по возрастному признаку,- я об этом уже говорил в лекции о Декарте. Декарт получил свое очень неплохое образование именно в иезуитской школе.
|
|
В отличие от протестантов, относившихся к изучению грамоты с точки зрения религиозного служения, то есть крайне серьезно, иезуиты ориентировались на то, чтобы детям было интересно, чтобы учеба была им в радость /и тогда сами дети и их родители предпочитали бы иезуитские школы протестантским/. Система образования, эмпирически выработанная иезуитами, привлекла внимание выдающегося общеевропейского педагога Яна Амоса Коменского /1592-1670/.
Я.А.Коменский, чех по национальности, начинал свою работу директором латинской /т.е. средней/ школы. Выступая с позиции гуманизма, молодой директор задумал реформу своей школы. Самый подходящий образец чешский гуманист обнаружил в Германии, в иезуитской коллегии: там учитытывали и интересы, и психологию детей. Ознакомившись с опытом работы, Коменский пишет трактаты по теории педагогики, издает собственные учебники. Религиозные преследования вынуждали Коменского менять местожительство с одной страны на другую, но везде Коменский продолжал свои теоретические исследования, готовя и школьные учебники /для разных стран/. Система образования Я.А.Коменского получила название "классно-урочной", она была ориентирована на преподавание "картины мира" путем сочетания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Свое главное сочинение великий педагог и первый теоретик образования Нового времени озаглавил "Великая дидактика, содержащее универсальное искусство учить всех всему". Развивая идею всестороннего развития личности, выдвинутую эпохой Возрождения, Я.А.Коменский под универсальным образованием понимал единство морали, религии, науки и искусства. Первые два необходимы для формировния личности, последние два - для развития способностей.
Реформа школьного образования быстро отразилась на формировании философии. Философия из методологии и гносеологии стала превращаться в систему знаний, соответствующей направлениям образования: морали, религии, наукам и искусствам,- претендуя на создания собственной "картины мира", зависимой от гносеологии.
Сам термин "система" первоначально относился к знанию:
знание должно быть сис-темой /т.е., по-гречески, "соединством
тем"/, иначе его не преподать молодому поколению. Педагогическая практика и незаурядный талант Я.А.Коменского позволили ему дать развернутую характеристику того, каким должно быть преподаваемое знание, чтобы быть "системой". Нам есть смысл остановится на характеристике "системы" /организации знания в школьном образовании - по Я.А.Коменскому/, для того чтобы понять важные особенности науки и философии более позднего времени.
Прежде всего, Коменский предложил четырехступенчатое устройство школ: 1/материнская школа /до шести лет/; 2/начальная школа родного языка /до двенадцати лет/; 3/средняя школа с изучением латыни, четырех иностранных языков и различных наук /т.е. гимназия; расчитана на обучение до восемнадцати лет/; 4/академия, или высшая школа /до двадцати четырех лет/.
Обучение должно быть строго последовательным, от класса к классу, от урока к уроку. Не усвоив одной темы, нельзя переходить к следующей. Изложение материала должно вестись от общего к частному, от простого к сложному, без каких-либо скачков. Точно таким же методом надо изучать все предметы, явления, события: ознакомившись в целом, делить их на части и изучать по частям, ничего не пропуская.
|
|
Если правильно выстроить преподносимое знание: с учетом возраста и способностей учеников, простоты и сложности материала, степени его усвояемости,- то ученик не сможет не обучиться тому, чему его учат. Один учитель сможет одновременно учить хоть сотню учеников, причем быстро и любому количеству предметов. При этом знание, проецируясь на двадцать четыре года обучения /от младенчества до полного взросления/, разворачивается в эволюционный ряд, облекаясь на каждом этапе в соответствующие формы. Если окинуть единым взором все знание, поэтапно развернутое в сторону обучающихся, то полученный способ его организации приведет нас к двум взаимосвязанным понятиям: "система" и "эволюция". Эти изначально педагогические, образовательные понятия будут в дальнейшем нещадно эксплуатироваться в науке и философии XVIII-XIX в.в.
Дидактические потребности образования, предъявляемые к знаниям, потребовали от философии очень специфической формы организации: быть "системой". В Англии уже Ф.Бэкон попытался все науки представить системой знания. Т.Гоббс свою философию сознательно оформлял в виде "системы".
Из Англии "мода" создавать философские системы перешла во Францию и Германию. В Германии она проникла в университетскую среду, в которой усилиями профессоров философии /И.Кант, И.Фихте, И.Шеллинг, Г.Гегель/ возник целый ряд философских систем под общим названием "классическая немецкая философия".
Во Франции требование системности знания выразилось в политике книгоиздательства /книга - такой же источник знания, как и университет, только более демократичный и гуманный/. Если школы и университеты занимаются образованием, то книга несет свет знаний, она просвещает. Поэтому сторонники книжного знания получили название "просветителей, а их крайне активная деятельность и выдающаяся роль в обществе послужила знамением времени: так стали говорить об "эпохе Просвещения" /XVIII в./.
|
|
Французские просветители поставили перед собой грандиозную задачу: свести всю сумму научных знаний в виде "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". С этой задачей они блестяще справились /все современные энциклопедии ведут свое происхождение от той первой, французской/. Она была издана в семнадцати томах текстов и одиннадцати томах иллюстраций к ним /1759-1780/. Философия понималась энциклопедистами как обобщение научных знаний о мире и месте человека в нем.
Одно из самых последовательных изложений философии энциклопедистов представлено в трактате П.Гольбаха с характерным названием:"Система природы" /1770/. То есть "система знания" о природе превращается в "систему природы" /а в дальнейшем и любое тело природы было объявлено "системой", так что выработался даже так называемый "системный подход" как особый метод познания, особенно в биологии, социологии и пр./.
Выход в свет "Критики чистого разума" Канта /1781/ свершился через год после издания последнего тома "Энциклопедии". И начиная с этого времени, в Европе стали складываться два типа философских систем, которые в результате оказылись прямо противоположными друг другу. Французские "системы философии" энциклопедистов стали удивительно напоминать основоположения Демокрита-Эпикура, а немецкая классическая философия приобрела устойчивую тенденцию к основоположениям философии Платона. Противоположность этих двух систем терминологически закрепилась во введении двух понятий: "Материализм" и "Идеализм".
Подробное изучение самих "философских систем" возможно только в курсе истории философии, а пока мы ограничимся их общим содержанием и пониманием смысла того противостояния, которое оказалось принципиальным для всей европейской культуры.
Классическая немецкая философия. Идеализм.
На прошлой лекции мы остановилиь на рассмотрении философии Канта. Кант был университетским профессором философии, который имел множество замечательных учеников. Одним из них был Иоган Готлиб Фихте /1762-1814/, который после знакомства с работами Канта /1790/ пешком пришел в Кенигсберг, чтобы встретиться с Кантом и представить ему собственный опус. Положительный отзыв Канта придал известность молодому кантианцу, и с 1798 года Фихте стал профессором философии в Йенском университете. В 1810 году, когда в Берлине открылся свой университет, Фихте стал его первым ректором. Однако, в скором времени Наполеон развязал войну в Европе. Фихте вместе с женой ушел добровольцем на фронт, через жену заразился тифом и умер.
Идеи Канта и Фихте получили развитие трудами очень молодого и симпатичного профессора Фридриха Вильгельма Шеллинга. Шеллинг родился в 1775 году в семье протестантского пастора. Он начал рано публиковать трактаты и обратил на себя внимание великого Гете. Иоган Вольфганг Гете /1749-1832/ был не только блестящим поэтом, но и широко эрудированным естествоиспытателем. Ему понравилось в молодом Шеллинге сочетание интересов философии и науки, и по его рекомендации Шеллинг в 1798 занял место профессора естественных дисциплин в Йенском университете. То есть Шеллинг и Фихте появились в Йенском университете одновременно, оба в качестве профессоров, но по разным кафедрам. Шеллинг увлекается философией Фихте и создает собственную философскую систему, в которой пытается объединить и философию Канта-Фихте, и научные представления энциклопедистов. Свои взгляды молодой профессор изложил в трактате "Система трансцендентального идеализма" /1800/.
Положение Шеллинга в обществе было блестящим. Ему покровительствовал Гете. Его коллегами по университету были Фихте и Шиллер, который занимал должность профессора по кафедре истории. Одновременно он был дружен с поэтами Тиком и Новалисом, филологами Ф.Шлегелем и Ф.Шлейермахером. Фридрих Шлегель впоследствии стал основоположником и теоретиком романтизма, а Фридрих Шлейермахер заложил основы философской герменевтики, оцененной только в XX веке. Используя свое положение, Шеллинг пригласил в Йенский университет на должность доцента кафедры философии своего товарища по учебе в протестантском училище Георга Вильгельма Фридриха Гегеля /1801/. Гегеля увлекали идеи Шеллинга, Фихте и Канта. Постепенно Гегель создает собственную систему философии, которая включала в себя историю всего человечества, причем в разрезе истории религий, истории философии, науки, искусства, права, истории цивилизаций,- все с единой точки зрения, близкой Платону. Гегель затмил собою всех современных ему философов, за что на него сильно обиделся Шеллинг. Позднее с критикой Гегеля выступил и Шлейермахер. Умер Гегель в 1831 году в Берлине, где он с 1818 года занимал должность профессора философии /Фихте тогда уже не было в живых/.
Профессорская философия Канта-Фихте-Шеллинга-Гегеля имеет между собой много общих черт, да и сами мыслители были тесно связаны между собой, общались, развивали идеи друг друга. Все они были профессиональными философами, преподавали в университетах, исповедовали одну религию - протестантизм. Поэтому не случайно результат их коллективного труда был подведен под общее название:"классическая немецкая философия".
На прошлой лекции мы остановились на рассмотрении философии Канта, которая противопоставляла собой позиции "наивного реализма". Напомню, что наивный реализм в гносеологии означает веру в то, что вещи сами по себе такие, какими мы их воспринимаем. Или что мир организован в вещи также, как мы поименовали его. Если нами сказано, глядя на небо, "Солнце", то дальше предполается, что в мире есть такой объект, который лишь обнаружен нами. Мы восприняли этот объект через ощущения, назвали его именем и верим, что он существует без субъекта /который его выделил в своем опыте, дал ему имя и "ощущает" его присутствие/. Однако в классической немецкой философии, вслед за Беркли, всегда будет существовать правило:"Без субъекта нет объекта". Под субъектом и объектом различные мыслители будут понимать не совсем одно и то же, но правило взаимосвязи субъекта и объекта будет постоянным.
В нашем примере легко убедиться в истинности этого правила; достаточно задаться вопросом:"Что понимает под "солнцем" астролог, астроном, крестьянин, физик, папуас или ребенок?" Где границы солнца, до каких пор простирается его влияние, на что оно влияет и для чего существует? Ограничено ли тело солнца сферической границей его протуберанцев, или оно включает в себя орбиты планет вместе с самими планетами как частями са-
мого себя? Очевидно, что наше знание зависит от опыта /опыт
"солнца" различен у физика и человека/, но объективная реальность не становится такой, как наше знание о ней. О солнце, если быть строгим, мы можем сказать только следующее: существует то, что вызывает в нас ощущения, которые мы именуем "солнцем", но под объектом этого имени мы будем понимать в зависимости от того опыта, который имеем. Как скажет Фихте, какой кто человек, такую филосфию он имеет. Каков субъект, "обладатель знания", таков и объект.
Еще пример: каждый из нас был новорожденным, младенцем, девочкой или мальчиком, и в каждом возрасте у нас было разное тело и разной была душа. Почему же мы себя считаем "одним человеком", а не многими? Только потому, что называемся одним именем и изменяемся непрерывно? Но точно так же мы непрерывно можем свести себя к Адаму и Еве, или просто к Адаму-андрогину /"Адам" по-еврейски означает "человек", без признаков пола/. Не есть ли каждый из нас Адам, но как бы в разном возрасте, как бы распределенным в пространстве и времени, или, как раньше говорили, существующим в разных ипостасях? Точно так же, во многих древних культурах существовал так называемый обычай инициации, посвящения мальчиков в мужчины, а девочек в женщин, во время которого давалось новое имя,"настоящее". При этом предполагалось как само собой разумеющееся, что человек становился другим: мальчик исчезал вместе со старым именем, появлялся новый человек с тем именем, которое он заслужил в испытующем обряде инициациии /обряд часто включал в себя кровавую пытку/. То есть жизнь человека начиналась не с дня рождения, а со дня инициации. А как "правильно"? А, может быть, более "правильно" отсчитывать жизнь не со дня рождения, а со дня зачатия? В религиях, в отличие от медицины, жизнь человеческая начинается именно со дня зачатия: по нему составляются гороскопы, из-за него запрещаются добрачные связи и аборты.
Искать ответ на вопрос "как правильно?" с точки зрения критической философии не имеет смысла: объект определяется знанием, знание - опытом и ощущениями, опыт и ощущения определяются субъектом: какой кто человек, в какой культуре воспитан, таким субъектом он и является. Если речь идет о человеке, то человек, каким он является нам, или "субъекту", определяется
тем, какие мы, а не каков он сам по себе. "Вещь-для-нас", -
скажет Кант,- не есть "вещь-для-себя" или "вещь-в-себе". "Человек-в-себе" для нас непознаваем: знать можно только то, что является в опыте.
То, что является в опыте, называется явлением. Или,
по-гречески, феноменом. То, что существует, являясь нам, называется сущностью. Естественно, что сущность и явление не одно и то же: они связаны между собой /в нашем опыте/, но несопоставимы /как "вкусное" с "корнем из двух"/. За феноменоменом всегда скрывается некоторый "ноумен", смысл. Координация явления с сущностью, зафиксированная в опыте, называет одно из них "причиной", другое -"следствием". Причина причиняет, следствие следует за причиной. Когда субъект сознательно начинает рассматривать "объекты", подразделяя их на "причины" и "следствия",- это означает, по Канту, что в процесс познания включаются формы до-опытного /априорного/ знания. Априорные формы знания, организующие "опыт", Кант называет "категориями". За счет категорий поток ощущений превращается в факт сознания. Так, например, категории "пространство" и "время" организуют ощущения таким образом, что мы в собственном опыте делим мир на различные "тела" и их "движения". Включая в свою познавательную активность категории причины и следствия, сущности и явления, необходимости и случайности, общего и единичного, как и многие другие, мы тем самым переструктурируем свое "знание". Этот процесс называется мышлением.
Познание включает в себя два процесса: восприятие и мышление. Оба процесса организованы по одной схеме: знание возникает тогда, когда исходный материал /ощущения, понятия/ подводится под категории. Способность человека к категоризации собственного опыта и есть способность к сознанию. То есть тайна "человека разумного" заключается в категориях.
Фихте, Шеллинг и Гегель,- каждый из них дал свое заключение по поводу того, что такое "категории". Рассмотрим их по-порядку.
Для Фихте категории связаны со склонностью человека, субъекта, приписывать свои ощущения вещи, объекту, превращая их тем самым в свойства вещи. Если субъект обозначить символом Я, а объект - символом не-Я, то категории есть способ /и способность человека/ превращать внешнее воздействие на Я в объекты не-Я. Или, по терминологии Фихте, отчуждать ощущения Я, опредмечивая их в не-Я. Этот начальный процесс познания проходит бессознательно. Проделав эту процедуру, человек широко распахивает глаза, видя вокруг себя множество "объектов". Противопоставляя себя этим объектам как некоторый сознающий себя субъект, человек формирует свое маленькое, личное я. То есть в каждом человеке оказывается два "я": большое бессознательное Я, которое воспринимаемй мир превращает в не-Я / в "объекты"/, и маленькое сознательное я, которое противопоставляет себя объектам и формирует себя через них /т.е. через так называемый "опыт"/. Общая схема познания приобретает вид: "Я - не-Я - я".
То, что мы ощущаем в себе как свою личность, эго, "яйность", есть всего лишь маленькое я. То, что в нас есть человеческого, родового, есть большое Я. То, что мы своим маленьким я воспринимаем как внеший нашему я мир, есть не-Я, возникающее под воздействием реальности, существующей за всяким Я.
Если за точку отсчета взять сознающего себя субъекта, то есть маленькое я, то его отношение к большому Я и к реальности вне Я можно выразить следующим образом. В латинском языке есть приставка, обозначающая переход, перевал, потусторонность: это приставка trans-. С этой приставкой можно образовать два термина в значении "потусторонности", учитывая степени потусторонности. Абсолютная потусторонность будет называться трансцендентностью. Относительная потусторонность - трансцендентальностью. Абсолютность потусторонности означает в данном случае невозможность перехода никаким образом, относительность
- наличие переходности, но которая остается неведомой, скрытой, бессознательной.
По этой терминологии, введенной еще в средневековой философии и широко использованной Кантом, реальность большого Я в отношении маленького я будет трансцендентальной, а реальность вне всякого "я" /Я и я/, источник ощущений,- будет трансцендентной.
О трансцендентной реальности ничего сказать нельзя: есть там Бог или Материя,- неведомо и недоступно познанию. Можно интерпретировать ее как угодно: кому как нравится. Подобная оценка отношения человека к трансцендентной реальности, напомню, получила в философской терминологии название "агностицизм".
Трансцендентальная реальность - это область отношения Я, не-Я и маленького я. То есть это мир человека, мир разума. В этом мире все представлено через идею. Мы говорим: "вещь имеет тело". Но об этом мы знаем через ощущения: тактильные, осязательные и прочие, которые мы группируем в "объект". Если тело непроницаемо для нашей руки /или любого инструмента/, мы говорим "вещество", а если проницаемо, то физики говорят о "поле" /а обыватели - о "пустоте"/. То есть само понятие телесности, тела, вещества и восприятие их в опыте есть форма отчужденной от я идеальности, есть не-Я. Телесность, воспринимаемая маленьким я, есть в конечном счете инобытие Я. Это все равно область нашего знания, которое всегда субъективно и идеально, существуя в области трансцендентального. Иного для человека и не дано. Фихте отстаивал эту позицию самым категоричным образом, за что его философию вместе с Кантом, Юмом, и Беркли называют "субъективным идеализмом".
Шеллинг, работая с Фихте в одном университете, разделяет его кантианские идеи. Единственное, что настораживает Шеллинга, это наметившийся полный разрыв между философией и наукой. Настораживает и то, что в философии все становится субъективным, а в науке все объявляется объективным. Шеллингу бы хотелось критически подойти и к той, и другой позиции. Он молод, но уже профессор. Ему надо определиться на будущее. В двадцать пять лет он справляется с этой задачей, публикая специальное сочинение:"Система трансцендентального идеализма" /1800/.
За год до этого Шеллинг опубликовал трактат "Первый набросок системы философи природы", в котором высказал мысль, что недостаточно знать строение природы, рассматривая ее только как объект. Надо еще понимать значение и смысл того, почему в природе устроено именно таким образом / как было открыто наукой/, и для чего порядок вещей именно такой, а не иной. Определенное строение природы, ее закономерности что-то означают и это значение /и назначение/ должно быть осмысленно в философии природы.
В своем собственном осмыслении Шеллинг пришел к следующим выводам. Во-первых, в природе действует "принцип градации": все разбито на ступени, этапы, эпохи,- так что всегда можно говорить о переходе с низшей ступени к высшей /или наоборот/ и переходе от простого к сложному /или наоборот/. Во-вторых, в природе действует "принцип полярности": в рамках одной градации всегда можно выделить противоположности. Когда отношения между ними исчерпывают себя, градация насыщается до предела и происходит переход к другой градации.
Принципы полярности и градации позволяют создавать классификации природы, свидетельствующие о том, что природа есть система. То есть система, аналогичная системе знания в дидактической теории Я.А.Коменского. Наличие в природе градаций свидетельствует о направленности изменений, то есть об ее предопределении, эволюции и развитии. Развитие в природе приводит к повышению степени "разумности": то есть целесообразности и насыщенности значениями происходящего. Например, питание для органима не есть просто функция восстановления его строения, но в равной мере есть возбуждение его к жизни, разжигание жизненного процесса. То есть значение питания выходит за пределы его функции. Эти приращения значимости по мере эволюции организмов суммируются в интеллектуальное поведение, в котором появляется и градация для "человека разумного". То есть, делает Шеллинг общий вывод, природа как объект способна субъективироваться,- и эту способность можно рассматривать в качестве целеполагания природы: она сама стремится к тому, чтобы из объекта стать субъектом. Человек как продукт природы и есть носитель ее субъектности и субъективности. В этом смысле существование человека имеет космическое значение, а вовсе не казус частного бытия.
С другой стороны, если взять человека в качестве философского субъекта Я - не-Я - я, то в этой трансцендентальной области можно заметить процесс, прямо противоположный природному: стремление к объективации субъекта. Например, когда че-
ловек изменяет природу. Создавая из тел природы искусственный
объект, он вкладывает в свое произведение себя: свои потребности, представления о прекрасном и безобразном, свое знание и понимание природы. То есть в процессе человеческой практически-природной деятельности субъект объективируется, а природе возвращаются плоды ее стремления к субъективации.
Если сравнить процесс субъективации природы /эволюции, развития/ с процессами объективации человека /в предметной деятельности/ и воспитанием-образованием самого человека, то в этих процессах можно отметить наличие общего, какой-то идентичности. Ярким примером может служить наличие того, что называют "системой" с такими признаками ее, как наличие градации, эволюции и полярности. В кантовско-фихтевской философии "система" будет входить в область трансцендентального /Я - не-Я - я/ и вместе с другими категориями будет составлять "априорное знание".
Однако, если между объектом и субъектом нет принципиальной границы ни в человеческой, ни в природной деятельности, то, следовательно, "трансцендентальное" будет характерно и для природы. /Например, всякий "закон природы" является трансцендентальным по отношению ко всякому его "проявлению" в натуре/. В таком случае и категории, которые Кант трактовал как исключительную особенность человеческого разума, будут иметь отношение к природе /оставаясь, естественно, трансцендентальными/.
Далее, реальные отношения между объектом и субъектом складываются не непосредственно, а опосредованно: в процессах субъективации /эволюция, развитие в природе/ и объективации /в предметной деятельности человека/. Следовательно, и категории как общая трансцендентальная основа человека и природы существуют не в субъекте /Кант/ и не в объекте /натуралисты: физики, биологи и пр./, а в объективации-субъективации. Трансцендентальная основа /как система категорий/ оказывается тождественной для бытия и мышления. То есть способ деятельности в природе и в мышлении один и тот же: он определяется категориями, которые и задают системность бытия и мышления. А сами категории есть способ субъективации-обективации, которые фиксируются в "системе природы" и в "логике мышления" /эволюция, развитие, индукция, дедукция, анализ, синтез, тождество, противоречие, противоположность, отрицание, следствие,- это все термины, в равной мере применимые к природе и мышлению/.
Идеи Шеллинга об объективации-субъективации, выразимой в системе категорий, были блестяще развиты Г.Гегелем в "Феноменлогии духа" /1807/ и в "Науке логики" /1812/.
Названия гегелевских трактатов очень точно характеризуют его позицию,- но только для тех, кто ее уже хорошо знает. Наука логики для Гегеля - это вовсе не школьная логика как наука о правильном мышлении. Если тайна мышления заключается в категориях /Кант, Фихте/, а категории являются одними и теми же для мышления и бытия /Шеллинг/, следовательно, мир логичен в своей собственной основе.
Это очень сильное утверждение, которое отнюдь не очевидно. Подтверждением ему может служить разве что наука, которая, обнаруживая закономерности природы, тем самым просто вскрывает ее логические основы. Вся природа есть проявление закономерностей, то есть сама по себе природа есть "явление", "феномен", а вовсе не сущность. Явление /природы/ телесно, чувственно-воспринимаемо, но сущность логична, умопостигаема. Если в сущности явления выделить еще смысл, то мы получим понятие, определив которое получим идею. То есть, если мы попытаемся вскрыть логичиские основы мира, природы, мы вынуждены будем начать с явления, за ним обнаружить сущность /закон/, затем схватить сущность в одном понятии /само слово "понятие" происходит от древнорусского "ять", "ятить" - поймать, схватить/, и, наконец, осознать его как идею.
Эти четыре градации можно рассматривать как этапы познания, в духе Я.А.Коменского. А можно рассматривать и как этапы отчуждения идеи в явление природы: сначала через понятие, затем через сущность,- аналогично рассуждению Фихте /от Я к не-Я, затем к маленькому личному я/. Идея аналогична "Я", природа -"не-Я". Для Гегеля обе точки зрения не противоречат друг другу: если мир логичен в своей основе, то он дидактичен в переходе от идеи к природе /явлению/. В этом переходе есть система, и эта система идентична образованию по типу "Великой дидактики" Коменского /поэтапность, постепенность, последовательность, от низшего к высшему, от простого к сложному, от общего к частному и пр./. И как в процессе образования меняется лицо человека, его манера поведения, также меняется идея, образуя природу. Природа - это и есть лицо вполне образованной идеи.
Человек "как продукт природы" есть как бы мимика образованной идеи, ее гримассы в осознании самой себя. Первобытный человек мыслит тяжело, морщит лоб, чешется, не проникая в своем познании дальше явления. На смену ему приходит вполне цивилизованный господин, который с умным видом углубляется в сущность. Далее появляется человек, которому мало познания закона, его мучает вопрос о смысле: смысле жизни, смысле бытия. Тогда он в попытках понять мир переходит к понятию. Его мимика не столь педантично умна, но скорее выражает изумление перед миром и таинством жизни, вопрошание о смысле собственного бытия. Таким человеком-философом /не обязательно по профессии!/ идея приходит к осознанию самой себя: удивляется себе, вопрошает себя, наконец, узнает сама себя. Человеческое "кто я?" есть просто способ самосознания Идеи. Это Она через человека, "венца эволюции природы", спрашивает сама себя о том, какая Она в своем образованном виде. Эту Идею Гегель называет Абсолютным Духом. Его главная особенность состоит в том, что он деятелен: не лень было объективироваться в природу, пройти в природе все ступени эволюции вплоть до человека и субъективироваться в нем, вместе с человеком пройти путем истории общества путь образования личности и, далее, путем философско-научного познания оценить свою деятельность как саморазвитие Абсолютного Духа. На вопрос:"Каким Абсолютный Дух осознал себя?",- Гегель дает вполне определенный ответ:"Каким путем образовал свое самосознание - то есть путем системы объективации-субъективации - таким он и является. Если развернулся в виде системы категорий, эволюционировал от градации к градации, значит, такой и есть. И природа, и человек, и общество, и мышление,- все есть феноменология Духа. Таким Дух явил себя, объективировал в действительность. И пенять более не на кого. "Все действительное - разумно,- скажет Гегель,- и все разумное
- действительно".
В этом разумно-действительном мире смысл любого явления определяется в абсолютной системе координат гегелевской системы категорий. Все имеет смысл только относительно саморазвития Абсолютного Духа и выражается местоположением в градациях Его развития. /Так, градации общественного развития К.Маркс называл "формациями", которые якобы образуют единый ряд от простого к сложному, от первобытно-общинной формации к коммунизму. И смысл всех общественных движений определялся Марксом относительно их роли в переходе от формации к формации/. Характер категорий, в которых пребывает субъект или объект, вполне определенно свидетельствует об уровне развития.
Категории в гегелевской интерпретации делают существование трансцендентного невозможным. Если у Фихте "Я - не-Я - я" характеризовали человеческий дух /область трансцендентального/, то у Гегеля та же схема характеризует вовсе не человеческий дух: Я - Абсолютная Идея, не-Я - Природа как объективация Абсолютной Идеи, я - человеческое сознание.
Человеческое сознание в аспекте его развития и образования дублирует продвижение по системе категорий Абсолютного Духа, оно не замкнуто в сферу только человеческого. Познавая этапы собственного образования, человек тем самым познает систему или логику мира. Поскольку познание истории собственного образования возможно, постольку возможно и познание логической структуры мира. На большее Гегель никогда и не претендовал.
Углубившись в изучение истории образования наших знаний, в историю науки и философии, в историю религии и искусства, в историю природы и общества, в историю мышления детей и целых народов, Гегель получил блестящие результаты. "Наука логики" была написана на гигантском историческом материале, который позволял Гегелю талантливо писать по проблемам государства и права, политики и морали, истории и эстетики.
В наших лекциях мы не пойдем далее за Гегелем. Вернемся на столетие назад и рассмотрим ту систему философии, от которой упорно отходили мыслители классической немецкой философии.