Рис.6. Подъемно-спусковой поперечный слип

Лекция №9

Понятие построечного места. Виды построечных мест. Их оборудование.

Построечным местом называется площадка, специально оборудованная для постройки судна и спуска его на воду. В зависимости от положения строящегося судна все построечные места подразделяются на горизонтальные и наклонные. Из них более предпочтительными являются горизонтальные. По сравнению с наклонными они имеют ряд преимуществ: упрощаются проверочные и сборочные работы (при горизонтальном положении судна); значительно упрощаются работы по спуску судна на воду; расширяются возможности оборудования построечных мест средствами механизации, а также сооружения эллинга — специального здания над построечным местом, которое позволяет организовать работу независимо от метеорологических условий.


Рис. 1. Разрез строительного дока для постройки крупных судов.

Новые судостроительные заводы, на которых предполагается постройка крупных и средних судов, оборудуются строительными доками (рис. 1.). Сухой док - это осушаемая камера, на дне которой предусматривается стапель для постройки судна. При спуске судна на воду, док заполняется водой и судно выходит из него.

 Длина современных доков достигает 500 м, ширина 70 м, глубина 14 м. Встречаются доки и больших размеров. По длине строительные доки часто разделяются водонепроницаемыми затворами на две части, что позволяет одновременно строить два судна. В части дока, обращенной к акватории, строится целое судно, в другой части — кормовой или носовой «остров» другого судна.

Рис.2. Пример построечного места. Сухой док судостроительного завода «Залив» в г. Керчь. Видно ограждение, отделяющее док от моря – батопорт. Док разделен на две части.  Крановое хозяйство представлено козловым и портальными кранами. Завод в состоянии строить крупные океанские суда - супертанкеры и авианосцы.

 

Продолжительное время наиболее распространенным типом построечного места для постройки крупных и средних судов являлся продольный наклонный стапель.

Угол а, образованный наклонной плоскостью стапеля с горизонтом, называется углом уклона стапеля. Уклон стапеля выражают через его тангенс:
tg α = H/L,
где H — высота стапеля; L — длина стапеля.



Среднее значение уклона стапеля обычно составляет 1/16 для стапелей длиной до 200 мм и 1/20—1/24 — для стапелей большей длины.

Продольный наклонный стапель состоит из двух частей — надводной и

Подводной.

Распространены стапели с батопортом, позволяющим осушать подводную часть спусковых дорожек (рис. 4.). Батопорт на плаву подводят к порогу стапеля и заводят концевыми частями в специальные углубления, сделанные в боковых стенках. Через отверстия в батопорте его частично заполняют водой, и он садится своим днищем в углубление порога. После этого воду, находящуюся в огражденном ковше стапеля, выкачивают насосами.


Рис. 3. Стапель с батопортом.

1 — батопорт; 2 — флютбет; 3 — бетонная плита.

Для постройки небольших судов применяют поперечные наклонные стапели. На поперечном стапеле судно располагается горизонтально, параллельно береговой линии, и спускается на воду боком. Конструкция такого стапеля значительно проще продольного. Характерная особенность значительной части поперечных стапелей — наличие большого количества спусковых дорожек (в некоторых случаях до 20). Уклон спусковых дорожек значителен и находится в пределах 1/8—1/12.

Существуют три типа поперечных стапелей:
а) стапель рис.4, (а) со спусковыми дорожками, длина которых обеспечивает спокойный спуск и нормальное всплытие судна;
б) стапель для спуска судна прыжком рис. 4(б), когда спусковые дорожки доходят только до поверхности воды;
в) стапель для спуска судна броском (рис. 4,(в), когда спусковые дорожки заканчиваются на некоторой высоте (до 1,5—2,0 м) над водой.

Выбор того или иного типа поперечного стапеля определяется размерами и конструктивными особенностями строящихся судов, а также местными условиями.


Рис. 4. Типы поперечных стапелей: а — стапель обычного типа; б — стапель для спуска прыжком; в — стапель для спуска броском.

 На многих отечественных судостроительных и судоремонтных заводах получил распространение метод постройки, когда судо строиться на горизонтальном стапеле, а потом перегружается на косяковые тележки и спускается поперечном наклонном слипе.

  Слип — наклонная береговая площадка для спуска судов со стапеля на воду или подъёма из воды.

 Слипы по направлению спуска разделяют на поперечные и продольные. Они могут быть одно- и двухъярусными. На одно-. ярусном слипе для продольного и поперечного перемещения судна служат тележки, снабженные устройством для поворота катков на 90°. На двухъярусном слипе для продольного перемещения используют стапельные тележки. Поперечные перемещения к наклонной части слипа осуществляются с помощью трансбордера, а непосредственно спуск судна на воду — с помощью многокатковых (косяковых) тележек или на трансбордере.

 




Рис.5. Стапельная тележка. Может перемещать судно или его части по внутризаводским путям. В верхней части виден гидроцилиндр, позволяющий приподнимать и перегружать судно на тележки другого направления перемещения или на спусковые (косяковые) тележки для спуска судна по поперечному слипу.

В этом случае применим случай (а) рис. 4. Этот метод применим только для относительно небольших речных судов. Однако применение поперечного слипа позволяет не только строить и спускать суда, но и поднимать их для судоремонта и размещать на достаточно больших горизонтальных площадках в большом количестве.

Рис.6. Подъемно-спусковой поперечный слип.

Рис. 7. Косяковая подъемно-спусковая тележка. Устанавливается на спусковых путях поперечного наклонного слипа. Позволяет, как спускать суда на воду, так и поднимать их на слип для осмотра и ремонта.

Контрольные Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: