Характеристики двигателей последовательного возбуждения

Ток возбуждения двигателя последовательного возбуждения равен току якоря ( Iв = Iа ), и, поэтому, зависимость магнитного потока Ф от тока без учёта насыщения можно считать линейной (Рис.4).

Ф=к1Ia                                                                      (5)

Зависимость Ф =f(Ia) называется маг­нитной характеристикой. С учётом насыщения, вызванного в основном реакцией якоря), характеристика отличается от линейной (пунктирная линия).

Рис. 4- магнитная характеристика двигателя последовательного возбуждения

 

Все характеристики двигателя по­следовательного возбуждения получа­ют при постоянном напряжении пи­тания (обычно при U= UH0M ).

Скоростная характеристика n=f(Ia )- Подставив в уравнение (3) выражение (5) для потока в зависимости от тока якоря в соответствии с маг­нитной характеристикой, получим формулу скоростной характеристики двигателя. Для упрощения анализа пренебрежём насыщением магнитной цепи и будем считать магнитную ха­рактеристику линейной:

 

                                                      (6)

Скоростная характеристика имеет вид гиперболы (сплошная линия Рис.5). Реальная характеристика (пунктирная линия) немного отклоняется от теоретической при больших токах.

 

 

Рис.5. - Скоростная характеристика двигателя по­следовательного возбуждения

Подставив в в уравнение (2) выражение (5) получим выражение момента от тока якоря или моментную характеристику (Рис.6)

М=кк1                                                                                              (7)

 

 

 

Рис.6.- Моментная характеристика  двигателя по­следовательного возбуждения

 

Из (7) получим уравнение тока  , подставив которое в (6) получим выражение для механической характеристики n=f(М)

                                                                    (8)

 

 

 

Рис.7 - Механическая характеристика  двигателя по­следовательного возбуждения

 

 

Из выражения (8) следует, что механическая характерис­тика двигателя последовательного возбуждения при U = const так же, как и его скоростная характеристика, имеет практически ги­перболический вид (рис. 7) Особенностью механической харак­теристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений тока якоря. Из урав­нения (8) следует также, что ось ординат (ось п) является асимптотой для этой характеристики.

При М —> О частота вращения двигателя стремится к бесконеч­ности. В этом случае говорят, что двигатель идет вразнос. Чрезмер­ное повышение частоты вращения опасно для механической проч­ности якоря, так как из-за больших значений центробежных сил, возникающих в этом случае, может нарушиться целость банда­жей, удерживающих обмотку якоря, и произойти разрушение коллектора. Следовательно, нельзя допускать работу двигателя последовательного возбуждения при холостом ходе и малых на­грузках, т. е. нагрузка не должна быть меньше 25... 30 % номиналь­ной. Лишь для двигателей малой мощности (десятки ватт) допус­тима работа при холостом ходе, так как их собственный момент потерь М0 достаточно велик.

Вследствие сильной зависимости частоты вращения от нагруз­ки механические и скоростные характеристики двигателей после­довательного возбуждения называют мягкими.

Характеристики двигателей смешанного возбуждения занимают промежуточное положение между соот­ветствующими характеристиками двигателей параллельного и последо­вательного возбуждения. При слабой последовательной обмотке они будут приближаться к характеристикам двигателя параллельного возбуждения, а при сильной — к характеристикам двигателя последовательного возбуждения.

Рис.8-Механические характеристики

Сравнение характеристик двигателей. Двигатели параллельного (независимого) возбуждения имеют жёсткую (Рис. 8) механическую характеристику и, поэтому, применяются в установках, требующих постоянной частоты вращения механизмов, таких как станки, прокатные станы и т.д. Двигатели последовательного возбуждения имеют квадратичную зависимость момента от тока якоря, поэтому применяются при необходимости больших пусковых моментов и больших перегрузках по моменту. Двигатели последовательного возбуждения находят применение на транспорте и в подъёмных устройствах.

 Способы и условия пуска двигателей постоянного тока

При пуске двигателя (п -0) ЭДС, наводимая в обмотке якоря, равна нулю, а следовательно, в соответствии с уравнением U=E+IRa пусковой ток, будет равен Iпус=U/Ra

 

Поскольку сопротивление цепи якоря Ra невелико, то при пуске с поминальным напряжением (U= UH0M) ток якоря в 10...50 раз будет превышать свое поминальное значение. Такой ток недо­пустим пи для щеток (из-за чрезмерных плотностей тока и силь­ного искрения под ними), ни для обмоток (из-за больших элект­родинамических усилий, пропорциональных квадрату тока яко­ря), ни для сети (из-за больших падений напряжения в ней). Кроме того, пропорционально росту тока увеличивается электромагнитный момент двигателя, что мо­жет привести к поломке узла, соединяющего вал двигателя и при­водимою механизма. Но условиям работы коллекторно-щеточно­го узла допустимый пусковой ток 1апус< 2,5Iаном.

Таким образом, прямой пуск (прямое включение в сеть) допу­стим только для двигателей малой мощности с относительно боль­шим сопротивлением цепи якоря. Пусковой ток более мощных двигателей необходимо уменьшать до указанных выше значений, что достигается снижением подводимого напряжения или вклю­чением последовательно с обмоткой якоря добавочного активно­го сопротивления (пускового реостата).

Пуск при пониженном напряжении можно осуществить, если двигатель подключен к отдельному регулируемому источнику по­стоянного тока, В этом случае напряжение источника плавно увели­чивают при включении двигателя, что позволяет избежать больших толчков тока. Начальное напряжение при пуске должно обеспечи­вать в первый момент (n=0) пусковой ток в цепи якоря 1апус< 2,5Iаном. Те же условия надо соблюдать при использовании пускового реостата.

На рис.9 приведена схема включения пускового реостата ограничивающего ток при пуске. Чтобы не снижать пусковой момент и не ограничивать время пуска двигателя (параллельного возбуждения) надо производить пуск при максимальном магнитном потоке, для чего обмотку возбуждения необходимо включать на полное напряжение питания, как показано на рис.9.

При пуске двигателя последовательного возбуждения протекает большой пусковой ток, что всегда обеспечивает максимум магнитного потока. Нельзя производить пуск двигателя последовательного возбуждения при малой нагрузке, чтобы двигатель не пошёл вразнос.

 

Рис.9 Схема включения пускового реостата для пуска двигателя постоянного тока параллелдьного возбуждения

Я, Ш, JI — выводы пускового реостата для подключения соответственно обмо­ток якоря, возбуждения и сети (линии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: