Направление вращения якоря двигателя постоянного тока в установившемся режиме работы совпадает с направлением электромагнитного момента, которое определяется направлением тока в обмотке якоря и потока возбуждения Ф. Если поменять полярность подводимого напряжения, как указано в скобках, то ток якоря и поток возбуждения изменят свое направление, но направление момента и скорости останутся теми же.
Направление момента и, следовательно, направление вращения якоря можно изменить, либо изменив направление магнитного потока при сохранении направления тока якоря, либо — направление тока в обмотке якоря при сохранении направления магнитного потока. Для этого необходимо поменять местами или выводы обмотки возбуждения или полярность подводимого к цепи якоря напряжения.
Рис. 10. Схемы включения обмоток двигателя в рабочем режиме (а) и при реверсировании посредством изменения направления тока возбуждения (б) и полярности напряжения, подводимого к цепи якоря (в): Ш1, Ш2 — выводы обмотки параллельного возбуждения
|
|
При изменении направления магнитного потока в двигателях смешанного возбуждения, для того чтобы не нарушать согласное действие обмоток следует поменять между собой концы подводящих проводников как параллельной, так и последовательной обмотки.
При изменении направлении тока меняется направление ЭДС U+Е=IR, поэтому, величина тока, в начальный момент реверса, увеличивается до).двойного значения пускового тока 2IПУСК (обычно IR мало по сравнению с Е и Е мало отличается от U). Поэтому реверс необходимо проводить с обязательным применением пускового реостата, по той же схеме как при пуске двигателя.