Алгоритм работы климат-контроля

Кондиционер может не только охлаждать, но и осушать воздух. Климат-контроль работает по сигналам 4 датчиков:
1) датчик забортной температуры;
2) датчик температуры в салоне;
3) датчик относительной влажности в салоне;
4) датчик освещенности, он же - датчик интенсивности солнечной радиации.
По обобщенным данным этих датчиков и на основании определенной программы и происходит регулировка климата в салоне.

При повышенной влажности в салоне, особенно на начальном этапе прогрева, климат принудительно направляет воздух на стекла и включает кондей для быстрейшего осушения. Избавляться от этого не надо, как раз наоборот, приветствуется. Вообще, любое автоматическое включение кондея при достаточно низкой температуре в салоне говорит о том, что влажность в салоне повышенная.

Климат контроль — довольно привередливая система, поскольку может быть установлена далеко не на каждый автомобиль. Проблема заключается в подкапотном пространстве и подторпедной компоновке узлов, которые не предусматривают установки такого рода узлов. Установка климат контроля требует существенной доработки, и переоборудования многих узлов и агрегатов.

Набора «железа», упрятанного под капот каждого автомобиля со стандартным климатическим устройством чаще всего бывает недостаточно для того чтобы установить климат контроль, поскольку для последнего более важно другое "железо". Имеется ввиду оборудование расположенное под торпедой — блок испарителя и отопителя кондиционера. Здесь происходит превращение холодного воздуха в теплый или наоборот. Чаще всего именно в этих конструкциях, а также принципах управления ими, и заключаются основные отличия между климатическими устройствами различного типа.

Обладателю системы климат контроля с авторегулировкой не придется крутить регуляторы или производить настройку климатического устройства, все что нужно сделать — задать необходимую температуру по своему вкусу. После этого всю остальную работу по настройке и регулировке произведет устройство на базе микропроцессора, опираясь на показатели многочисленных датчиков. Безусловно, при желании владелец такой чудо-системы может произвести настройку и в ручном режиме на свое усмотрение.

Иногда авто-диллеры выдают за климат конроль обычные кондиционеры оснащенные самым примитивным блоком температурного контроля. Отличие в том, что кондиционер лишен возможности управления приводами заслонок, а также функциями направления и скоростью подачи потока воздуха.

Специальный блок климат контроля обязательно должен быть оборудован «органами чувств», то есть — датчиками, которые будут сообщать о температуре "за бортом", текущей температуре в салоне, а также о температуре на выходе блока отопителя. В некоторых моделях имеется также датчик солнечной интенсивности.

Блок отопителя и испарителя кондиционера предназначен для того, чтобы «приготовить» воздух необходимой кондиции и нужной температуры, а также для его последующей раздачи в указанных водителем направлениях и количестве. Чтобы обеспечить автоматическое управление климатом требуется способность быстро менять температуру воздуха на выходе, для этих целей используются блоки отопителя и испарителя кондиционера. Они выполнены по схеме разделения холодного и горячего потоков воздуха, при этом температура регулируется за счет смесительной заслонки, которой управляет сервопривод.

В старых климатических системах использовалась следующая схема: поток воздуха, который проходил сначала через радиатор отопителя, после через испаритель кондиционера, сегодня данную схему можно встретить разве что в каких-нибудь очень бюджетных кондиционерах. В современных системах климат-контроля, такая схема не прижилась по следующим причинам:

§ Слишком высока инерционность регулировки температуры (осуществляется посредством использования вентиля в системе охлаждения) и высокая степень сопротивления потоку воздуха (более частое потребление радиатора отопителя по сравнению с испарителем становится причиной очень низкой эффективности охлаждения даже при наличии более мощного вентилятора);

§ Низкая надежность данного рода устройств. Малейшая неплотность в соединениях (в случае использования устройства в качестве регулятора тепла в "безкондиционерной" системе может даже быть вовсе незаметным) может свести на нет все усилия, кроме того использование «тосольных» вентилей нередко становится причиной постоянных проблем;

§ Старая и примитивная система распределения потока воздуха, которая делает невозможной регулировку климата салона в автоматическом режиме.

Современные климат контроли умеют делить воздушный поток как минимум на пять направлений:

1. Стекло.

2. Стекло/ноги.

3. Ноги.

4. Лицо.

5. Ноги/лицо.

В хорошей климатической установке обязательно должен присутствовать режим рециркуляции воздуха. Этот режим очень удобная штука, так как позволяет более эффективно охлаждать и нагревать салон.

Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг климат контроля, в нем заложен алгоритм управления климатической системой. Принимает решения ЭБУ опираясь на свои "органы чувств" в виде датчиков и различных показателей. Регулировка системы происходит посредством управления исполнительными механическими системами блока испарителя-отопителя, таким образом чтобы достичь требуемого температурного значения как можно быстрее. После того как температурный режим климат контроля достигается, ЭБУ автоматически поддерживает его, не отвлекая и не причиняя неудобств водителю и его пассажирам.

При помощи заслонок и вентилятора, электронный блок управления регулирует температурный климат салона, руководствуясь алгоритмами заложенными в его "мозг". Каждое сочетание направления и силы потока воздуха предварительно испытано для того чтобы не вызвать неприятных ощущений у обитателей салона, а также не нанести вред их здоровью. Хороший климат-контроль всегда знает, что для вас "хорошо", а что плохо...

На рынке климатических систем имеется громадное количество различных климат контролей на любой вкус и финансовые возможности от бюджетных до "супер-навороченных" с большим количеством разных опций. Часто на рынке можно встретить дорогие кондиционеры, которые оснащены функциями климат-контроля, это что-то на подобие мотоцикла с функциями автомобиля... следует вспомнить то, о чем говорили в начале и вспомнить, что климат контроль — это полностью автоматическое управление температурным режимом и климатом в автомобильном салоне. Для того чтобы "завоевать клиента" продавцы идут на различные уловки и ухищрения в виде многочисленных опций и разных вариантов дизайна панели управления климатом. Однако стоит напомнить о том, что климат контроль - это не то, что вы видите, сидя в салоне, это так сказать "верхушка айсберга", всю основную работу выполняют другие устройства (блок отопителя-испарителя, ЭБУ, механические заслонки и многочисленные датчики), которые скрыты от глаз подальше и имеют далеко не самый привлекательный внешний вид. Не "ведитесь" на яркую мигающую, словно новогодняя елка, панель управления, это — приманка, ее внешний вид не имеет никакого отношения к функциональности и производительности климат контроля.

Как вы знаете, температурный диапазон, не причиняющий вреда здоровью человека, находится в пределах от +18° до +25°. Правильно настроенный климат-контроль работает именно в этом диапазоне, поэтому сделать в салоне автомобиля в летний зной ниже чем +16° жару при +35° — вам вряд ли удастся, а если и получится, то только при неисправной или очень дешевой климатической системе с непременным ущербом для своего здоровья.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что система автоматического поддержания климата в салоне автомобиля, она же всем известный — климат контроль — довольно не простая вещь, которая имеет соответственную стоимость. Стоимость "нормального" климат контроля, который соответствует всем минимальным требованиям, которые были изложенные выше, варьируется в районе $1200-$15000 для «ВАЗов», для иномарок и прочих дорогих авто цифра будет намного выше. Есть возможно и более дешевые модели, однако выбирая такие системы вам необходимо готовить себя к тому. что набор функций будет ограниченным и содержать множество конструктивных упрощений и детали сомнительного качества.

Касательно микроавтобусов и автобусов, то для того чтобы создать в них комфортные температурные условия, потребуется специальное оборудование, которое предусматривает работу в помещениях больших размеров. Чаще всего для этого используются простые кондиционеры (моноблочные или сплит-системы).

Сплит-система предусматривает установку в салоне подвесного(ых) блока(ов) испарителя, который(е) в режиме рециркуляции охлаждает(ют) или подогревают воздух в салоне. Моноблок, расположенный на крыше, забирает воздух из салона и улицы, при этом частично охлаждая его. Сплит-система предусматривает установку конденсаторного узла, как под полом так и на крыше.

Если у вас нет каких-либо ограничений по высоте, то лучше выбрать вариант с расположением на крыше, поскольку в этом случае производительность будет лучшей. К большому сожалению, климат контролей для такого рода систем пока не придумали. Установка кондиционера в микроавтобусах или автобусах находится в пределах от $15000 до $17000 в зависимости от величины салона и способа расположения, а также от того, какой вариант кондиционера вы выберете.

На этом у меня все, надеюсь теперь у вас не будет вопросов относительно того, что такое климат контроль и чем он отличается от кондиционера.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: