Правовое положение Правительства Российской Федерации

Важнейшим субъектом административного права является Правительство РФ. Оно отличается масштабным использованием и реализацией административно-правовых норм, с одной стороны, и активным созданием административно-правовых норм – с другой. В этом смысле Правительство формирует общую правовую основу в сфере управления, организует и направляет процесс правотворчества и правоприменения других субъектов управленческой деятельности. Это объясняется высоким положением, которое оно занимает в системе исполнительной власти.

Правительство РФ – это высший орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему органов исполнительной власти в России и обеспечивает их согласованную деятельность. Его главное предназначение состоит в организации исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента и международных договоров, а также в осуществлении систематического контроля за их соблюдением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации. Его правовой статус определен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными указами главы государства.

Основные задачи Правительства сформулированы в ст. 114 Конституции РФ. К их числу относятся:

а) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

б) проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

в) управление федеральной собственностью;

г) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

д) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Для реализации поставленных задач Правительство наделено широкими полномочиями во всех сферах государственного управления.

В сфере экономики:

– обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

– прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

– вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры для ее реализации;

– разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

– осуществляет общее руководство таможенным делом;

– принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

– формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В бюджетной, финансовой, кредитной сфере:

– разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, а также формирует отчет об исполнении федерального бюджета;

– разрабатывает и реализует налоговую политику, принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

– осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

– осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

– разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере:

– разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

– обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

– принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

– содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

– разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

– разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

– обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

– обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

В сфере обеспечения законности и обороны:

– осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

– разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

– осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти;

– организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований;

– обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения;

– обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих;

– принимает меры по охране государственной границы РФ.

Указанные полномочия Правительство РФ выполняет непосредственно или через подведомственные ему органы. Оно руководит работой федеральных министерств и иных органов исполнительной власти[35], а именно:

– назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министерств, руководителей федеральных органов, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, а также членов создаваемых ими коллегий;

– распределяет полномочия между федеральными органами исполнительной власти;

– утверждает положения о федеральных министерствах, службах и агентствах:

– устанавливает штатную численность сотрудников их аппарата и размер бюджетного финансирования;

– создает территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и определяет порядок их деятельности.

Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти и может отменить или приостановить действие принимаемых ими правовых актов.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства (в том числе один первый и заместитель – руководитель аппарата Правительства) и федеральные министры.

Председателя Правительства назначает Президент РФ с согласия Государственной думы. Кандидатура на этот пост вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки предыдущего состава Правительства. В случае трехкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства.

Для членов Правительства установлены ограничения и запреты, во многом аналогичные тем, которые установлены для государственных служащих.

Срок полномочий Правительства определяется сроком полномочий Президента. В случае их досрочного прекращения Правительство слагает свои полномочия, но по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового состава. Полномочия Правительства могут быть прекращены и в случае его отставки по инициативе Председателя Правительства или Президента РФ.

Правительство РФ – орган коллегиальный. Его заседания проводятся не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов Правительства. Решения принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства по решению председательствующего может быть проведено голосование. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании[36].

На заседаниях Правительства могут присутствовать представители палат Федерального собрания, Конституционного Суда, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Счетной палаты, Центрального банка РФ, а также иные лица в соответствии с федеральным законодательством.

Для оперативного решения вопросов может быть создан Президиум Правительства РФ, состав которого определяется Председателем Правительства. Решение Президиума может быть отменено Правительством РФ.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

− принимаются решения о представлении Государственной думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

− рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

− устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

− принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную думу;

− рассматриваются вопросы оказания финансовой поддержки в размере, превышающем 100 млн руб.;

− рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

− принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

− образуется Президиум Правительства РФ;

− утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, а также устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случае наличия неурегулированных разногласий между заинтересованными органами по указанным вопросам;

− утверждается Регламент Правительства РФ и Положение об аппарате Правительства РФ;

− рассматриваются ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой.

Решения Правительства РФ могут быть приняты в форме постановлений или распоряжений. Постановления принимаются по вопросам, имеющим нормативный характер. Акты по оперативным и текущим вопросам издаются в форме распоряжений.

Постановления подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия и вступают в силу с момента первой публикации. Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней с момента опубликования. Иные правовые акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

В соответствии с федеральным законодательством Правительство РФ взаимодействует с Федеральным собранием РФ, судебными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, Правительство ежегодно представляет в Государственную думу РФ отчет о своей деятельности. По вопросам совместного ведения России и ее субъектов Правительство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: