Музыка Великобритании

Посмотрим же, что оставили современной музыкальной культуре народы разных континентов и стран, и начнем, пожалуй, с Великобритании и всего так называемого «кельтского пояса».

Огромным пластом музыкального наследия Англии, Шотландии и Ирландии являются народные баллады. Это один из самых распространенных жанров данного региона, который сформировался в конце XV века и представлял собой песню, повествующую о каком-либо событии, историческом, мифическом или бытовом. Передаваемые из уст в уста баллады были способом рассказать, например, на севере о том, что творится на юге, поведать о людских заботах и радостях, разнести по городам и весям новости о сражениях в дальних землях или бесчинствах местных феодалов. Самые популярные баллады существуют поистине в бесчисленном количестве вариаций. Самые известные из сборников произведений этого жанра — сборник Ф. Д. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады» («English and Scottish Popular Ballads», 1857-1858) и выпущенный куда позже четырехтомный сборник мелодий к ним (Б. Х. Бронсон «Традиционные мелодии баллад Чайлда» («The Traditional Tunes of the Child Ballads», 1959-1972).

Кроме того, необходимо, разумеется, упомянуть шотландскую музыку и национальный народный инструмент — волынку шотландских горцев. Помимо народных песен для волынки была написана и музыка профессиональная, собственно, и прославившая ее в мире. Это танцевальные жанры, такие как хорнпайп, кейли или страспей, а также военные марши.

Кстати, шотландская народная музыка, как и ирландская, была тесно связана не только с танцами и музыкальными инструментами, но и с языком. На севере и северо-западе страны, в небольших поселениях-общинах зачастую не было музыкантов, и гэльские певцы изобрели так называемое «инструментальное» пение, сопровождавшее не только танцы, но и многие общинные виды труда (валяние шерсти и т. д.).

Джига (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Во времена Шекспира сценически принял форму песенки с пляской, исполнявшейся комиком или шутом в финале спектакля. А в настоящее время — одна из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев.

Уильям Кемп, английский актер XVI века, танцует джигу

В современной ирландской музыкальной культуре разница между фольклором и популярной музыкой ощущается меньше, чем в шотландской. Ирландцы получили в наследство от предков не только множество инструментов (местные виды волынок, деревянная флейта, скрипка, свисток, бодран (ирландский бубен), но и знаменитые теперь на весь мир танцы: рил, джигу и степ, который виртуозно исполняется, к примеру, всемирно известным театральным степ-шоу «Риверданс» (Riverdаnce). Также сейчас очень популярен жанр «шан-нос» (ирл. sean-nys, «старый стиль»), то есть исполнение песен на ирландском языке в традиционной манере, восходящей к XVIII веку. И в музыкальных вечерах в стиле «шан-нос» активное участие принимают не только музыканты, но и публика. Еще одним символом Ирландии стала и арфа,национальный инструмент, превратившийся даже в геральдическую эмблему.

Покорил весь мир

Riverdаnce — театрализованное танцевальное степ-шоу, впервые было показано на «Евровидении» в 1994 году. Этот синтез ирландского танца, акробатических трюков, живой музыки, прекрасных песен под аккомпанемент национальных инструментов покорил весь мир. Выступления коллектива продолжаются и по сей день

Немецкая музыка

Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.

Страница немецкого песенника XVI века

Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев

Музыка Европы

Юго-восток Европы подарил английскому языку забавное слово balkanize (балканизировать), что означает «разбить на много маленьких и часто враждебных друг другу частей». И с этим сложно поспорить. Этот регион пестрит самыми разными традициями, в том числе и музыкальными. Невероятное многообразие национальностей, языков и религий не могло не отразиться в музыке. Но, несмотря на все различия, музыкальная культура разных стран испытывала огромное взаимовлияние и имеет много общего.

Народная музыка этого региона отличается не только обилием кустарных местных инструментов. Кавал (разновидность флейты) характерен для области Македонии, Болгарии, Северной Греции, Южной Сербии и Албании, гусле — не путайте с русскими гуслями, это струнный смычковый инструмент, который часто использовали для аккомпанемента сказители,— Динарские горы, Босния и Герцеговина, понтийская лира — Греция, гайда — Македония и Болгария, цимбалы — Румыния, и многие другие.

Еще одним существенным отличием от музыки остальной Европы является обилие сложноразмерных ритмов, в целом нехарактерных для других европейцев. Балканским мелодиям трудно «подхлопать», ведь в песнях хоть и есть повторяющийся метр, но он отличается от привычного нам размера 2/4, 3/4 или 12/8. Это сложный или составной метр, например размер 7/8 получается при сложении размеров 3/8 и 4/8. Размер 9/8 складывается из 6/8 и 3/8 и т. д.

Ритм в мелодии меняется, но повторяющейся структуры в ней нет, за 4/4 может идти 5/4, потом 7/4. Этот метр называется переменным. При отсутствии метра и такта в мелодии — всей или ее части, музыка называется безмензурной. Так вот народная музыка этого региона объединяет все три этих специфических черты. Особенно славны своими «ломаными» ритмами Македония и Болгария.

Метр в музыке — мера, определяющая величину ритмических построений вплоть до малых композиционных форм, равномерное чередование сильных и слабых долей. Метр — понятие абстрактное. Он не может быть выражен звуками и существует только в воображении музыканта и слушателя.

Ну и, наконец, следует помнить, что страны Балканского полуострова и Средиземноморья долгое время находились под влиянием культурных традиций соседних регионов: на юге — Османская империя, под игом или протекторатом которой находились более четырех столетий Босния, Герцеговина, Черногория, Албания, Македония и Греция, севернее границы Хорватии — Австрийская монархия, юг Греции и часть Адриатики — Венецианская республика. И влияние это легко прослеживается в музыкальной народной традиции.

Отдельного упоминания заслуживает народная музыка Испании, которую принято считать скорее танцевальной,— пасодобль, хота, болеро и особенно жанр фламенко. Фламенко (исп. flamenco) — это общее название южно-испанской музыки провинции Андалусия, сочетание песни (cante) и танца (baiLe). В настоящее время этот жанр, сочетающий в себе черты индо-пакистанских, мусульманских, еврейских, цыганских и греческих музыкальных традиции, строгий и очень красивый танец, сопровождаемый горловыми переливами вокала и гитарным ритмом, переживает новое рождение. Особенно он становится популярен в испаноговорящей среде Северной Америки.

Русский фольклор

Россия очень долго сохраняла живую фольклорную традицию, идущую с древних времен. Тому были объективные причины: принятие православия, то есть христианства восточного обряда, монголо-татарское нашествие, крепостное право и резкое расслоение общества на так называемый образованный слой дворянства и разночинцев, все более и более европеизирующийся, и крестьянство и низшие городские слои, сохраняющие славянские традиции.

Жанровая система русской народной музыки удивительно разнообразна: календарные обрядовые песни, свадебные песенные циклы, эпос, танцы, лирика, частушки. И вокал определенно преобладает над инструментальной музыкой: возможно, что запрет на музыкальные инструменты в храмах оказал влияние и на светскую музыку. В фольклоре используется не так уж много инструментов: гудок (трехструнная скрипка, образцы были найдены на раскопках древнего Новгорода XII века), гусли, дудка (продольная флейта), жалейка (рожок), кувиклы (флейта Пана), охотничьи рога, бубны и ратные трубы — все это инструменты либо бытовые, либо военные или предназначенные для аккомпанемента танцев и песен.

Жестко регламентированы в кратных и ритмических формулах циклы календарных песен, они представляют собой наиболее устойчивую форму древнейшего бесполутонового звукоряда. К древним жанрам также относятся былины, скоморошины и духовные стихи. В отдельных районах (Север, Дон) коренная эпическая традиция сохранялась вплоть до XX века.

Одной из самых сложных форм русского фольклора является лирическая протяжная песня, которая сложилась как жанр предположительно к XVI - XVII векам в Московской Руси. Это великолепный пример народного полифонического многоголосия. Самыми поздними жанрами являются городские частушки и городская лирическая песня (романс).

Пожалуй, развитие фольклорных тем в русской композиторской школе стало одним из наиболее ярких примеров взаимодействия народной и классической музыки во всей музыкальной истории. Имена Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского и многих других композиторов неразрывно связаны с народной музыкальной традицией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: